Осень
Или в лохмотьях листвы,
Или голых ветвей
Обнажив похудевшие руки -
Осень нас понимает
Без лишней натуги. А мы,
Вместе с нею, грустим,
Пригубив неизбежной разлуки.
Каждый год приходя
Под оркестры шумящих дождей,
Принося в эту жизнь.
Ощущенья тревожных раздумий,
Ранит души... сердца,
По привычке обычной своей.
Держит нас меж метаний,
Соблазнов, и благоразумий.
24.09.2010
Краткий анализ стихотворения
Тема. Стихотворение посвящено осени как времени года и одновременно — как метафоре душевного состояния человека. В центре — переживание неизбежной разлуки, тревожных раздумий и внутренних метаний.
Основная мысль. Осень становится зеркалом человеческих чувств: она одновременно прекрасна («под парчой ли блистательной») и печальна («в лохмотьях листвы»); её приход пробуждает в человеке грусть, размышления о переменчивости жизни и борьбу между соблазнами и благоразумием.
Композиция. Текст состоит из двух строф:
первая — образ осени как живого существа, способного «понимать» человека и вызывать в нём грусть;
вторая — развёрнутое описание воздействия осени на душу: она «ранит», держит человека в состоянии неопределённости.
Композиция кольцевая: начало и конец связаны мотивом повторяемости («каждый год приходя»).
Тип речи. Лирическое описание с элементами рассуждения: через образы природы автор раскрывает внутренний мир человека.
Стиль речи. Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («осень», «душа», «сердце»);
местоимения («мы», «её»);
синтаксический параллелизм («Под парчой…», «Или в лохмотьях…», «Или голых ветвей…»).
Средства выразительности:
метафоры: «парча ли блистательная» (образ золотой осени), «обнажив похудевшие руки» (о ветвях), «ранит души… сердца»;
олицетворение: «Осень нас понимает», «держит нас»;
эпитеты: «шумящих дождей», «тревожных раздумий»;
антитеза: контраст между красотой («парча») и бедностью («лохмотья»);
инверсия: «Пригубив неизбежной разлуки», «Держит нас меж метаний…»;
многосоюзие и перечисления: усиливают ощущение внутреннего беспокойства («меж метаний, / Соблазнов, и благоразумий»).
Ритмика и звучание. Свободный ритм, отсутствие строгой рифмы создают эффект разговорной интонации, приближают текст к внутреннему монологу. Длинные строки и переносы («Принося в эту жизнь. / Ощущенья тревожных раздумий…») передают текучесть мыслей.
Общее настроение. Меланхоличное, созерцательное. Автор подчёркивает цикличность переживаний («каждый год приходя»), что придаёт стихотворению философский оттенок: осень становится символом вечного возвращения одних и тех же чувств.
Свидетельство о публикации №116070404427