Барынька...
Появилась осень на глаза.
Прибрала ключи от воли вольной,
Да прикрыла радости глаза..
А поля ещё гуляют в травах,
Кроясь под ночами в непрогляд.
И шалят туманами в забавах
И восход, и радужный закат.
На причуды грозами потопав,
Дождевую шаль отбросив с плеч,
Отхлестала по щекам холопов,
Чтоб непослушание пресечь.
И не смеют дали ей перечить,
Больно своевольница строга.
Кланяются чинно ей при встречах
Сено сторожащие стога.
Разгулялась барынька не в шутку,
Устрашая холодом ночей,
Оглядела каждую минутку,
В поисках от радости ключей.
Приструнила праздное веселье,
Повязала грусти пояски
На часы и мысли предвечерья,
Под охраной щемящей тоски.
А сама, разряженною павой,
Проплывая мимо павших ниц,
Обставляя тучами заставы,
Начала обход своих границ
2007
Краткий анализ стихотворения
Тема текста — приход осени, изображённой в образе своенравной барыни, которая берёт власть над природой.
Основная мысль — осень предстаёт как властная, своевольная сила, которая усмиряет буйство лета, наводит строгий порядок и окутывает мир меланхолией, но при этом сохраняет величественную красоту.
Композиция — 6 строф (всего 24 строки).
1;я строфа: появление осени;барыни, её первые действия.
2;я строфа: сопротивление природы (поля, туманы, свет).
3–4;я строфы: осень демонстрирует власть (грозы, холод, покорность пейзажа).
5;я строфа: поиск «ключей от радости», усиление грусти.
6;я строфа: торжественный обход владений, утверждение осеннего порядка.
Средства связи предложений:
лексические повторы («барынька», «ключи», «холод», «грусть»);
местоимения («ей», «её»);
синтаксический параллелизм (однотипные конструкции в строфах);
анафора и инверсии, создающие ритмическую связность.
Тип речи — художественное описание с элементами повествования (осень «действует», «прибирает», «отхлестала» и т. п.).
Стиль речи — художественный, с ярко выраженной поэтической образностью, метафоричностью и архаизирующими элементами («холопы», «барынька»).
Средства выразительности:
метафоры («прибрала ключи от воли вольной», «дождевую шаль отбросив», «повязала грусти пояски»);
олицетворение (осень действует как барыня: появляется, прибирает, отхлестала, обходит границы);
эпитеты («своевольная», «разряженная пава», «щемящая тоска»);
сравнения («разряженною павой»);
архаизмы и просторечия («барынька», «холопы») для создания образа старинной помещицы;
ассонанс и аллитерация (звуковые повторы усиливают музыкальность и настроение);
символика (ключи — свобода и радость; шаль, пояски — покровы осени; туманы, грозы — её капризы).
Итог: стихотворение строит развёрнутую метафору осени как властной барыни, через которую передаётся смена времён года и настроение тихой, но неумолимой грусти, сочетающейся с торжественной красотой осеннего мира.
Свидетельство о публикации №116070307352