Сетями дождей полонёны дороги

Сетями дождей полонёны дороги.
Ни света, ни радости в хмурых краях.
К малейшим улыбкам незыблемо строги
Осенние мерки в погодных боях.

И молний разрывы в небесных владеньях
Несут устрашающий пламень угроз
Под звуки высот музыкальных творений
Настойчивых громов с раскатами гроз.

Блестящий хрусталь высыпает, как в сказке,
Земле-самобранке кочующий град.
Свежи ощущенья. Да к лужам приласкан
Больших пузырей рассыпной виноград...

И грусть одинокою птицей стучится
В окно из глубин непогодных щедрот.
Невольно лаская приблудную птицу,
Ввергает раздумья в черту непогод.

2009

Краткий анализ стихотворения
Тема
Осенняя стихия: буйство природы (дожди, грозы, град) и сопутствующее ему настроение — меланхолия, одиночество, раздумья.
Основная мысль (идея)
Природа осенью предстаёт одновременно грозной и завораживающе красивой; её непогода резонирует с внутренним состоянием лирического героя — в нём живёт грусть, но и восхищение мгновеньями природной игры.
Стиль речи
Художественный (поэтический). Текст насыщен образностью, метафоричностью, использует традиционные приёмы лирики.
Тип речи
Описание с элементами рассуждения: живописуются картины осенней природы, а в финале — переход к внутреннему переживанию героя.
Композиция
1;я строфа — хмурая осень: дожди, отсутствие света и радости, «осенние мерки» как строгий закон природы.
2;я строфа — гроза: молнии, гром, «музыкальных творений» высот — контраст устрашения и красоты.
3;я строфа — град и свежие ощущения: сказочная образность («хрусталь», «самобранка»), игра с лужами и пузырями.
4;я строфа — лирический поворот: грусть как «одинокая птица», прикосновение к внутреннему миру героя и его раздумья.
Средства связи предложений
лексические повторы и семантические поля («дожди», «грозы», «непогода»);
местоимения и указатели («её» — о земле, «это» подразумевается в образах);
синтаксический параллелизм и анафоры (повторяющаяся интонационная волна);
союзы и предлоги, скрепляющие картины в единый поток («и», «под», «да»).
Средства выразительности
метафоры: «сетями дождей», «осенние мерки в погодных боях», «устрашающий пламень угроз», «хрусталь высыпает», «земле;самобранке», «грусть одинокою птицей стучится»;
олицетворения: «молний разрывы несут», «град кочующий», «грусть стучится», «ввергает раздумья»;
эпитеты: «хмурых краях», «устрашающий пламень», «настойчивых громов», «непогодных щедрот»;
сравнения и уподобления: «как в сказке», «виноград» (о пузырях);
инверсия и архаизирующая лексика: «полне;ны», «владеньях», «приласкан», «приблудную» — придают тексту напевность и слегка старомодную торжественность;
аллитерации и ассонансы (звуки [с], [ш], [р], [г]) создают эффект шуршания дождя, раскатов грома, хруста града.
Размер и рифма (наблюдения)
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом (чередование ударных и безударных слогов: безударный–ударный).
Рифмовка перекрёстная (АБАБ) с чередованием женских и мужских рифм; в ряде строк — неточные/ассонансные рифмы, что придаёт интонации свободную, «разговорную» ноту внутри строгой формы.
Настроение и тональность
Сумеречно;торжественное: от мрачной строгости первых строк — к вспышкам красоты (молнии, хрусталь града) и тихому, задумчивому финалу с образом грусти как птицы у окна.
Итог
Стихотворение соединяет картины осенней стихии и внутренний монолог лирического героя: природа здесь — не фон, а равноправный участник переживания, в котором грозное и прекрасное, холодное и трепетное существуют рядом.


Рецензии