Ах, Купавушка
Всё отвалится, что не сладится...
Ты дыши за жизнь каждый день любя...
Ночь люби за тёмное платьице.
Всё оплачено...всё просчитано...
Коль тебе дано - значит выдержишь.
Не отдай слезам глазок выцветших -
Их печалью множество видано.
Ах, Купавушка... не уйти отсель
Без потерь да ран... так уж велено
Человечьему роду-племени.
Для тебя поёт сладкозвучный Лель...
Ты услышь его... улыбнись себе -
Никому то ты не обязана
Быть с бедой навеки повязанной,
Заливаясь слёзной рекой в мольбе.
Ах, Купавушка, боль сердечная
Лишь тому дана, в ком душа жива.
На пожарищах не растёт трава -
Не спали о зло душу вечную.
У добра крыльцо безотказное...
Да у злобы когти наточены...
В жизни многое опорочено...
Да живут то люди по разному.
30.05.2011
Краткий анализ стихотворения «Ах, Купавушка…»
Тема текста
Размышления о жизненных испытаниях, внутренней силе и способности сохранять надежду. Обращение к лирической героине («Купавушка») как к символу живого, чувствующего человека, переживающего боль, но способного к возрождению.
Основная мысль (идея)
Жизнь неизбежно несёт потери и боль, но в этом — её суть; человек способен выдержать испытания, если не поддаётся отчаянию. Боль — признак живой души, а добро в конечном счёте сильнее зла.
Стиль речи
Художественный, с элементами фольклорной и мифологической образности (упоминание Леля — славянского божества любви и весны).
Тип речи
Рассуждение с элементами повествования и лирического обращения. Текст строится как наставление, диалог с героиней.
Композиция
Вступление (первые строки): утешение и призыв не мучить себя.
Основная часть (середина): аргументация — жизнь полна потерь, но в ней есть место добру и силе; упоминание Леля как символа надежды.
Заключение (финал): противопоставление добра и зла, вывод о многообразии человеческих путей.
Всего 6 строф, каждая — законченная смысловая единица.
Средства связи предложений
лексические повторы («Купавушка», «боль», «добро», «зло»);
анафора («Ах, Купавушка…» в начале строф);
синтаксический параллелизм («Всё отвалится…», «Всё оплачено…»);
местоимения и обращения («ты», «тебе»).
Выразительные средства
метафоры: «на пожарищах не растёт трава» (образ опустошения), «у добра крыльцо безотказное» (добро как приют);
олицетворения: «ночь люби за тёмное платьице», «поёт сладкозвучный Лель»;
эпитеты: «выцветшие глазки», «сладкозвучный Лель», «сердечная боль»;
антитеза: «у добра крыльцо… у злобы когти наточены»;
фольклорные элементы: имя «Купавушка» (ассоциации с купальскими обрядами), образ Леля.
Общий вывод
Стихотворение сочетает народно;поэтическую стилистику с философским осмыслением жизни. Через обращение к героине автор передаёт идею стойкости: боль — не конец, а часть пути, а способность чувствовать — признак живой души. Образы добра и зла, Леля и «пожарищ» создают контраст, подчёркивая веру в возрождение.
Свидетельство о публикации №116070300643