Журавли улетают

Полустон-полувсхлип-полукрик... и тоска нестерпимая.
Журавли улетают... сгорают мечты паруса
В угольках недотлевших уставшего солнца предзимнего...
Уплывают от нас, зацепившись за клин в небесах.

Только миг осознанья - и правит сумятица мыслями.
В память больно вонзаются острые зубы потерь.
А в глубинах души что-то важное, всё-таки вызрело...
Ну и что же мне делать с душою своею теперь?

Ни покоя, ни радости, ни миротворческих праздников,
Только морок слепых ожиданий, да чувственный бунт.
Осень, осень... Мы так и не выйдем из ранга "Избранников",
Для твоих самовластных, разбросанных по миру, пут.

17.06.2010

Анализ стихотворения («Полустон;полувсхлип;полукрик…», 17.06.2010)
Тема
переживание глубокой внутренней боли, утраты и неопределённости;
прощание с надеждами («сгорают мечты;паруса») и неизбежность ухода времени (образ улетающих журавлей, осени);
поиск смысла и попытки осмыслить перемены в душе («что;то важное… вызрело»).
Основная мысль
жизнь полна потерь, ожиданий и внутреннего бунта; человек остаётся наедине с неопределившейся душой и «самовольными путами» судьбы;
осень выступает как универсальная метафора завершения этапа, из которого невозможно «выйти» («Мы так и не выйдем из ранга „Избранников“…»).
Композиция
3 строфы, выстраивающие эмоциональную дугу:
1;я строфа: зримый образ ухода (журавли, угасающее солнце, уплывающие паруса) и первая нота тоски;
2;я строфа: переход к внутреннему плану — боль воспоминаний, рост чего;то нового в душе и риторический вопрос о дальнейшей судьбе души;
3;я строфа: обобщение состояния — отсутствие покоя и радости, «морок» ожиданий, финальный образ осени как неумолимого ритма жизни.
кольцевая интонация: начало и конец пронизаны мотивами тоски и неоконченности.
Тип речи
лирическое размышление с элементами пейзажной зарисовки и исповедального монолога.
Стиль речи
художественный, поэтический; высокая степень метафоричности, эмоционально насыщенная лексика, синтаксические фигуры.
Средства связи предложений
лексические повторы: «осень», «душа», «тоска», «улетают/уплывают»;
синтаксический параллелизм и анафора (начальные образы природы и внутренние состояния);
местоимения и контекстные синонимы, скрепляющие природный и психологический планы.
Средства выразительности
метафоры:
«сгорают мечты;паруса»;
«в угольках недотлевших уставшего солнца предзимнего»;
«острые зубы потерь»;
«в глубинах души что;то важное… вызрело»;
«морок слепых ожиданий».
эпитеты:
«нестерпимая тоска»;
«уставшее солнце предзимнее»;
«чувственный бунт».
символика:
журавли — уход, необратимость перемены;
паруса — надежды, которые «сгорают»;
осень — завершение, увядание, неизбежность;
клин в небесах — траектория необратимого движения.
градация и перечислительные ряды:
«Ни покоя, ни радости, ни миротворческих праздников…»;
«Полустон;полувсхлип;полукрик…».
риторический вопрос:
«Ну и что же мне делать с душою своею теперь?»
синтаксические приёмы:
эллипсис, многоточия — создают эффект прерывистого, взволнованного дыхания;
тире и контрастные паузы — подчёркивают внезапность осознаний и «сумятицу мыслями».
Образы и мотивы
природа как зеркало души: угасающее солнце, улетающие журавли, осень — внешние картины повторяют внутренний распад и одновременно намекают на возможное обновление («что;то важное… вызрело»);
мотив утраты: «острые зубы потерь», «сгорают мечты»;
мотив неопределённости и ожидания: «морок слепых ожиданий», «чувственный бунт», вопрос о судьбе души.
Тон и настроение
меланхолический, тревожный, исповедальный;
сочетание тихой созерцательности (пейзажные образы) с внутренним надрывом (риторические вопросы, градации).
Итоговый смысл
стихотворение фиксирует пограничное состояние: прощание с прошлым, боль потерь и одновременно — робкое ощущение внутреннего роста («что;то важное… вызрело»). Осень здесь не только время года, но и метафора жизненного этапа, из которого нет обратного пути, однако есть возможность нового понимания себя.


Рецензии