2. Человек и человечество - основы служения

Беседа вторая - ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - ОСНОВЫ СЛУЖЕНИЯ.

- Сегодня человечество очень серьезно размышляет об эволюции жизни, о рождении и развитии Вселенной, о сути Сверхразума, его начальной и конечной цели, о случайности или неслучайности появления человечества как разумной расы, о человеке и обществе, о разъединении и объединении как факторах эволюции рода человеческого, о смысле жизни человека и путях его служения. Это случайное или закономерное явление?..

УЧИТЕЛЬ – Как говорил Демокрит, случайность есть незнание причин, вызывающих то или иное явление, поскольку реально существует только необходимость; Эпикур же добавил, что случайность является конструирующим началом во Вселенной.

Категория случайности абсолютно необходима и закономерна, когда мы исследуем «малое» - отдельного человека или небольшую группу людей. Движение, охватывающее ВСЮ систему полностью - в данном случае Вселенную и часть ее - человечество, случайностью быть не может. Это показатель роста, открытия новых горизонтов и нового понимания мира. Все заданные тобой вопросы тесно взаимосвязаны, один исходит из другого. Служение же – последнее звено, замыкающее эту цепь вопросов.

Предыдущий разговор ты начал с определения себя как части целого, т.е. человечества. Может ли часть целого перестать быть ею, если она не чувствует и не признает себя таковой? Где начинается разделение на часть и целое и где оно заканчивается?

В философском понимании есть разделение на субъект и объект, познающее и познаваемое, Дух и материю, сознательное и бессознательное. Если мы принимаем постулат о первичности материи, задача существенно упрощается: тогда жизнь и разум рассматриваются как нечто вторичное, при этом вопрос о «случайности» либо «неслучайности» биологической жизни и порожденного ею разума остается открытым.

Концепция, полностью противоположная, предполагает первичным Дух и его сознательное нисхождение в материю для порождения жизни и разума, а далее и Сверхразума.

Основной проблемой здесь становится следующее: возвратится ли выделившийся в отдельную единицу индивидуальный разум в то, что его породило, перерастет ли он в единую коллективную общность или же трансформируется в нечто принципиально иное, в корне отличающееся от себя «вчерашнего» и «сегодняшнего»? Будет ли этот новый Сверхразум идентичен Сверхразуму изначальному и каковы могут быть их взаимоотношения? Это вопрос вопросов…

Если «прежний» Сверхразум возродится в новом и более высоком качестве, более высокой истине, то это означает, что растворение целого в мириадах крошечных разумов-частей было не просто «сверхразумным» и осознанным шагом, но и абсолютной эволюционной необходимостью.

Кроме того, мы должны предположить наличие еще более высоких уровней Бытия, для которых Сверхразум является реализатором изначального движения, объектом, через который и посредством которого и произошло РАЗДЕЛЕНИЕ.

Далее приходится серьезно задуматься над тем, является ли такое разделение окончательной целью или временным этапом, вслед за которым последует объединение? Какими путями пойдет этот процесс?

Перед нами, как минимум, три варианта:

- Сохранение суммы индивидуальных разумов как общего достояния разумной расы.

- Через глубокое осознание своей временности, ограниченности и разобщенности создание условий для слияния в разум коллективный при одновременном сохранении биологической базы в виде индивидуумов, опекаемых «отцовским» Сверхразумом.

Подобное развитие событий представляется довольно сомнительным. Самая глубинная, внутренняя суть Эго с его жестко обусловленным разумом будет сопротивляться до последнего. Растворение в целом для него подобно смерти, и здесь на его стороне тысячи лет разумной и миллионы лет доразумной эволюции.

Однако и здесь есть свои варианты, зависящие от того, какая задача решается, на каком этапе и какими средствами. Само же понятие «коллективного разума» имеет давнюю историю и представлено практически во всех религиозно-философских системах. Разница лишь в том, какие условия признаются необходимыми для достижения «нематериального бессмертия» с четким осознанием двух фаз существования: земной и «небесной».

- И, наконец, третье. Индивидуальный разум самостоятельно либо с посторонней помощью сотворяет в «себе-прижизненном» нечто иное, отличающееся от «себя-прежнего». В этом случае трудностей еще больше, поскольку трансформации одного только разума здесь категорически недостаточно. Необходима трансформация столь полная и глубокая, что самому разуму она представляется невозможной и нереальной.

Что здесь на стороне человека? Все то, что сделало его человеком. Что против? Все то, что не позволило ему стать человеком «истинно разумным» на планетарном – самом первом – уровне. Возникает сложнейший эволюционный парадокс: для того, чтобы стать тем, чем он хочет стать, ему придется перестать быть тем, что он есть…

Такая задача не может иметь решения для целого, но вполне решаема для части, т.е. отдельного человека. Эта старая истина, гласящая: «Судьбы мира пролегают через отдельную человеческую Душу». Даже «мать всех матерей» - эволюция -  изначально предпочитает иметь дело с самой малой структурной единицей и лишь затем - со все более и более объемными целостными образованями.

Говоря о человеческом сообществе, мы имеем дело с семьей, племенем, родом, нацией, народом, государством, расой и человечеством в целом. Не отдельный человек задумывает большой эволюционный скачок, но лишь через его инициативу, творчество, свободное добровольное участие может быть достигнута конечная цель. Это захватывающая Игра, правила которой изобретаются «на ходу, на бегу»… Игра, каждый раз происходящая впервые, увлекательная и интересная для всех ее участников… И не просто увлекательная, но и непредсказуемая, и всегда рискованная…

Мировым религиям придется внимательно рассмотреть проблему, когда вначале отдельные люди, а затем большие их группы, народы, расы начнут самостоятельный исход с земного плана. КАК отнесется к этому Бог с точки зрения той или иной религиозной системы, и останется ли Он прежним Богом? Или это будет уже не Сам Бог, а нечто Иное? Или это будет уже Сын Его, сказавший:

«… В доме Отца Моего обителей много…»?

Учивший:

«… Да будете сынами Отца вашего Небесного, и не возлюбите сотворенное более Творца»…

Печалившийся:

«… Я уже не в мире, а они в мире. Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира»…

Давший Наказ роду человеческому:

«… Кто любит мать и отца более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит дочь или сына более Меня, не достоин Меня, и кто не берет креста своего и не следует за Мною, не достоин Меня»…

Из КАКОГО МИРА пришел Великий Учитель и в КАКОЙ МИР вел учеников Своих? И ЧТО есть КРЕСТ? Может быть, это: «Человек должен служить людям – это его высшее предназначение»?.. Но КАК СЛУЖИТЬ? ЗАЧЕМ? ВО ИМЯ ЧЕГО?..

Вот почему я говорю, что, прежде чем говорить О СЛУЖЕНИИ, необходимо понять, КОМУ, ЗАЧЕМ, КАК и ВО ИМЯ ЧЕГО служить…

Вначале обратимся к следующей проблеме: было ли рождение Бога потребностью Бытия и было ли сотворение человека потребностью Бога? И какая потребность привела людей к сотворению уже собственных богов, сменивших вначале богов тотемных, а затем и заменивших старых богов новыми?

Почему современный человек, в большинстве своем отрекшись от Бога Ветхого Завета, а затем и Завета Нового, перенес свои поиски в глубины Космоса? КАКОГО Бога он там ищет? Бога Истины? Свободы? Высшего Разума Вселенной?

КАКАЯ высшая потребность уравнивает человека эпох политеизма, монотеизма и человека эпохи технологической цивилизации? Потребность в Едином Судье и Защитнике? Потребность в объединении? Но тогда в чем был смысл разделения и разобщения?..

Вся история человечества есть история долгого и мучительного объединения разрозненного, разноименного, разноязычного и противоречивого; она же есть история  реализация принципа: «Разделяй и властвуй!..», антитезой которого может быть вначале: «Объединяй и делись властью!..», а затем и «Объедини и отдай власть!..».

Но суть власти в том, что она не может не властвовать, а следовательно, не может не подчинять. Необходимость наличия ВЛАСТИ – потребность низших уровней эволюции, СИЛА, всегда жестокая и несправедливая. За тысячи лет своей истории люди привыкли жить именно под такой властью, но в них и по сей день живет потребность во власти иной, более высокой, более истинной и разумной, более справедливой и милосердной, способной объединить и повести за собой…

До каких пределов может дойти подобное добровольное объединение? Трудно сказать… Но все-таки хочется верить, что объединенное здоровое и счастливое человечество – вещь вполне реальная. Далее же все зависит от Силы, которая смогла его объединить, а затем от следующей, которая придет ей на смену.

Человеческая история еще очень коротка, и есть в ней нечто такое, что позволяет утверждать: человечество никогда не остановится на достигнутом, никогда не будет довольствоваться достигнутым…

Это понимание приводит к невероятной, дикой и даже безумной идее: само Бытие испытывало насущную потребность именно в такой форме жизни, как такое вот человечество, поэтому и не смогло не реализовать ее… Ведь даже наука, далекая от грез и фантазий, при оценке того или иного открытия пользуется негласным принципом: «Это идея достаточно безумна, чтобы быть истинной»…

Сегодня мы не будем говорить об иерархии ценностей и потребностей, отметив лишь, что они разделяются на низшие и высшие. Высшие ценности и потребности постоянно меняются, трансформируясь в наиболее отвечающие эволюционным требованиям и оставляя неизменными лишь жизненно необходимые для выживания и развития вида.

Какие из них наиболее важны для отдельного человека, решает он сам. Что же касается человечества в целом, то оно, как правило, руководствуется отнюдь не созданием условий и возможностей для удовлетворения высших потребностей – это всегда было решением и делом жизни единиц. Общество же всегда ориентировано на реализацию потребностей большинства, которые направлены в первую очередь на удовлетворение потребностей низших по принципу: «Хлеба и зрелищ!»…

Подводя итог сказанному, можно сказать следующее: появление человечества в известной нам Вселенной – не случайность, а акт реализации высшей ее потребности в рождении ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА.

Необходимостью оказалось появление как индивидуальных человеческих разумов, так и коллективного разума всего человечества, являющегося не просто суммой разумов индивидуальных, а тем, что в целом трансцендирует эту сумму и направляет всю эволюцию разума на планетарном уровне. Это отличает его от коллективного разума других форм жизни на Земле, например, разумов муравейника или роя пчел, а также объединенных разумов, например, птичьих стай или косяков рыбы. 

Разум каждого отдельного человека и разум человечества в целом включены в глобальную систему эволюции жизни во Вселенной. Уже пройденный ими путь сопоставим с космической секундой - одной страницей Великой Книги Бытия, и знаменует собой лишь самое НАЧАЛО РАЗВИТИЯ ПЛАНЕТАРНОГО ЗЕМНОГО РАЗУМА.

*** 

Переходя к теме служения,  надо сказать, что в самом широком смысле это понятие можно определить как добровольно взятый на себя долг и добровольное же неуклонное исполнение этого долга.

Есть разные виды служения – служение религиозное, общественное; служение, посвященное какому-то идеалу или идее. Это один из аспектов взаимоотношений части и целого, который вводит нас в пространство Всеединства, Соборности как понятия о неразделимости Человека и Человечества, Человека и Божественного, Человека и Всеобщей Жизни, Человека и Космоса. Это осознание добровольной взаимосвязанности, взаимозависимости и взаимонеобходимости.

Наверное, одним из первых принципов человеческого общежития был принцип: «Не поступай по отношению к другим так, как не хотел бы, чтобы таким же образом поступали с тобой». В процессе развития общественных отношений религия и философия окончательно сформировали кодекс морально-нравственных устоев социума, ставший основой современной цивилизации.

Однако во всей истории человечества не было такого времени и такого общества, где бы эти нормы не нарушались. Действительность неизменно оказывалась более грубой и жестокой, чем самые прекрасные человеческие чаяния, благие законы и благие намерения, которыми, согласно горькой пословице, «вымощен путь в ад»…

Этот факт наводит на серьезные размышления. В чем причина такого странного феномена? В глубинной сокровенной сути самого человека или в фундаментальных принципах организации любого социума? Ведь, как правило, даже в семье – самой малой системе человеческого сообщества – главенствуют не столько нравственные, сколько социальные законы, базирующиеся не на равноправии, а на власти одних и подчинении других?   

Почему такая ясная и всеми осознаваемая потребность в равенстве, справедливости, взаимопонимании, взаимовыручке, взаимодействии и взаимоподдержке неизбежно реализуется на всех уровнях как жесткая иерархия власти, основанной на подавлении, нетерпимости, несправедливости? Власти, сводящей человеческое служение к службе, безоговорочному подчинению тем, кто сильнее, кто более жесток и беспринципен, кто обладает теми или иными рычагами воздействия на «нижестоящих»?

Неужели правда за теми религиями, которые изначально определили земную жизнь как поле страдания и боли, юдоль слез и рабства? Нужели «Град земной» блаженного Августина не может стать подобным - никогда и ни за что!.. - «Граду небесному»?

Не потому ли и само слово «блаженный» кроме значения «исполненный блага, святой», имеет и обыденный смысл - человек, у которого в голове блажь, глупость, причуда, каприз, мечты, бред, грезы наяву и т.п.- вплоть до признания его психически ненормальным, юродивым?

Что послужило истинной причиной распада государств, построенных на принципах социализма, и предание анафеме самой идеи коммунизма? Были ли то причины экономические? Исторические? Политические?  Вряд ли…

Поражение, причем полное, потерпела в первую очередь сама идеология социализма и коммунизма. Идея коммуны, коллективизма пала под натиском идеи индивидуализма с приоритетом комплекса низших социальных потребностей над высшими именно потому, что его недооценка оказалась фатальной для социального строя в целом.

Именно поэтому само понятие «служение» сегодня не в чести. Вернее будет говорить о всеобщем «взаимообслуживании», удовлетворяющем весь спектр потребностей общества - от низких до высоких. Тезис: «Человек должен служить людям, ибо в этом его высшее предназначение», - сегодня большинством человечества воспринимается как устаревшая догма даже в религиозном смысле. Все оценивает и решает прагматизм, выгода, причем зачастую сиюминутная. Люди не «служат во имя…», а «зарабатывают» на хлеб насущный  в расчете на «хлеб с толстым слоем масла»; у них нет истинной потребности ни в труде, ни в служении.

«Хлеба и зрелищ!» - сегодня не столько «глас народа, сколько сознательное, умелое и целенаправленное воспитание из «человека разумного» бездумного потребителя, угодного власть имущим.

Религия же сейчас держит серьезное испытание на истинность и прочность, поскольку декларация «политкорректности» признает свободу всего, что связано с внутренней жизнью человека, в том числе и свободу сект, орденов, эзотерических школ, оккультизма (вплоть до сатанизма), а также свободу выбора сексуальных партнеров как в браке, так и вне брака, да и множество других свобод по принципу: «Что не запрещено, то разрешено». Хорошо это или плохо? И если это свобода, то чья и во имя чего? КТО и ЧТО выигрывает в этой «свободной игре без правил»?...

Ответить на этот вопрос сегодня невозможно, возможно лишь говорить о ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРАВА СВОБОДНОГО ВЫБОРА. Это тоже не ново – вспомни слова мудрых:

«… Предоставь человека его судьбе», - Лао Цзы.

«… Помогай человеку в поднятии тяжести, но не помогай в сложении ее», - Пифагор.

«… Падающего – подтолкни!..», - Ницше.

Есть много других подобных же советов, изрекаемых во все времена истории человечества. Это на макроуровне. А что же на микроуровне, т.е. касательно отдельной единицы человечества – личности? Пожалуй, сегодня, как и всегда, именно и только здесь сохраняется потребность в служении человека человеку и человечеству, очищенное от абстрактного «служения общественному благу». Именно здесь находится истинное поле борьбы Добра и Зла, здесь начинаются долг, предназначение и ответственность.

Бесконечные и нередко маловразумительные споры о сути этих категорий, их взаимодействии и месте в в мироздании проистекают от одного, но чрезвычайно серьезного порока человеческого разума – его неспособности к различению, приводящей к произвольному переносу реалий одного мира и уровня на другой.

Правильное и во многом интуитивное понимание Добра и Зла на «доинтеллектуальном» уровне развития претерпело удивительную трансформацию на уровне интеллектуальном. «Народная мудрость» оказалась замененной на «мудрствование лукавое», характерное именно для этой стадии развития разума, нередко превращающегося в «хаотичный мозаичный ум». В нем в самых немыслимых сочетаниях сплетаются многочисленные аспекты различных картин мира в интерпретации главной проблемы: проблемы ДВОЙСТВЕННОСТИ БЫТИЯ, НЕ ОСОЗНАЮЩЕГО СВОЮ МНОГОМЕРНОСТЬ…

Отсюда и однозначное противопоставление этих категорий, и призыв к равновесию, нарушение которого грозит нарастанием хаоса вплоть до полной гибели всего мироздания…

Что же касается служения человечеству, то для рождения и реализации этой потребности и человек, и человечество в целом должны пройти огромную дистанцию. Служить человечеству способны лишь те, кто полностью очистился от лжи и слепоты индивидуального существования и способны вместить в себя всю невероятную, блистательную и трагическую историю человечества без разделения его на эпохи, народы, расы, государства и религии.

Здесь необходима даже не предельная, а запредельная ВЕРА В ЧЕЛОВЕКА, нужны всепоглощающая ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ, МИЛОСЕРДИЕ, ПОНИМАНИЕ, СОСТРАДАНИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОПОЖЕРТВОВАНИЮ. А научившись СЛУЖИТЬ ЧЕЛОВЕКУ, можно научиться и СЛУЖИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ. Перечень имен людей, истинно СЛУЖИВШИХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ и пожертвовавших своей жизнью во имя человечества,  займет всего несколько страниц в его истории, но это – самые великие и, как правило, самые печальные страницы человеческого бытия…

Очень показательно, что в сегодняшней литературе под нехитрым наименованием «фэнтези» снова и снова поднимается тема Добра и Зла, Долга, Ответственности и Служения. Лишь идя к своим истокам, человек сможет, наконец, понять, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ И ВО ЧТО ПРЕВРАЩАЛОСЬ, и сделать это возможно лишь через фантазию и воображение - ведь в обычной реальности такой поиск слишком затруднен, если вообще не бесплоден…

Главное же, что необходимо понимать, это то, что, несмотря ни что, ЧЕЛОВЕК СВОБОДЕН В ВЫБОРЕ СВОЕГО ПУТИ. Никто не может лишить его права на служение так же, как никто не имеет права требовать от него служения.

СЛУЖЕНИЕ – ВСЕГДА ЛИЧНОЕ ДЕЛО ТОГО, КТО ИЗБРАЛ ЕГО ДЛЯ СЕБЯ И ТОГО, ЧЕМУ ОНО ПОСВЯЩЕНО – МЕЖДУ НИМИ ЗАВЕТ, В КОТОРЫЙ НИКТО И НИЧТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ВМЕШИВАТЬСЯ. СЛУЖЕНИЕ – ЭТО ВЫБОР И ИЗБРАННОСТЬ.

Избранность здесь означает лишь обретение доверия на получение права служения. Испытательный срок этим только начинается, но не закончится он и с прожитой жизнью. Это труд, труд и еще раз труд, поскольку одной веры в необходимость избранного пути служения и в свою избранность мало – вера может ослабеть или вообще временно быть утеряна, но не должна быть утеряна любовь к тому, во что ты веровал и к чему стремился. Только так можно сохранить себя и то, что в тебе лишь нарождается…

Служение человеку и человечеству – всегда тяжелое и нередко неблагодарное дело, но нет его выше и для человека, и для человечества…

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии