Я прохожу желаньем в мир твоих волнений

Я прохожу желаньем в мир твоих волнений,
Я светом растворяю тень твоих ресниц...
Но это не любовь виновница велений,
А бесшабашной страсти маленький каприз.
Я знаю, ты судьбой другой, увы, обещан...
И мне,увы... увы... твоей не быть вовек,
Но знай, что среди многих несчастливых женщин
Есть любящий тебя счастливый человек.

Ночами за окном фонарь качает ветер,
Сон, убаюкав тень, приляжет в головах...
Не бойся, я о нашем не скажу секрете -
Да, собственно, что можно выразить в словах?
Когда твоё дыханье пролетает рядом,
Когда от стука сердца глохнет здравый смысл -
Не надо слов - хватает, лишь не спрятать взгляда,
Чтоб праведники, осужденьем занялись.

Поутру я надену лживые личины
На обреченье губ... на утомлённость глаз
И буду счастьем нелюбимого мужчины,
Чтоб слухи не связали ненароком нас.
Ты будешь улыбаться. я невозмутимо
С тобою пошучу... но, Боже мой, молю:
Ты не смори в глаза, когда проходишь мимо,
Чтоб не сломать защиту слабую мою.

10.11.2011

Краткий анализ стихотворения
Тема: неразделённая любовь, тайная страсть и вынужденная маскарадность чувств. Лирический герой осознаёт невозможность взаимности, но не может отрешиться от влечения.
Основная мысль: любовь порой превращается в тайную боль — человек вынужден скрывать истинные чувства, носить «личину», чтобы не нарушить чужие обязательства и не стать жертвой осуждения.
Композиция:
1;я строфа — признание в страсти, осознание нереальности любви.
2;я строфа — образ ночной тайны, молчание как защита.
3;я строфа — дневная маска, игра в равнодушие ради сохранения секрета.
Заключительная строфа — мольба не разрушать хрупкую защиту взглядом.
Итого: 4 строфы по 4 строки; движение от признания к самоограничению.
Тип речи: лирическое рассуждение с элементами повествования (описание состояний и действий).
Стиль речи: художественный, романтический, с элементами исповедальности.
Средства связи:
лексические повторы («увы», «глаза», «тайна/секрет»);
анафора («Я…» в начале строк);
синтаксический параллелизм («Когда твоё дыханье… Когда от стука…»);
местоимения («ты», «я», «твоё»).
Средства выразительности:
метафоры: «свет растворяет тень твоих ресниц», «сон, убаюкав тень, приляжет», «защита слабая»;
эпитеты: «бесшабашной страсти», «несчастливых женщин», «лживые личины», «утомлённость глаз»;
олицетворения: «фонарь качает ветер», «сон приляжет»;
антитезы: «счастливый человек» среди «несчастливых женщин»; «нелюбимый мужчина», но «любящий»;
риторические обращения и восклицания: «Боже мой, молю»;
инверсия: «Я прохожу желаньем…», «Сон, убаюкав тень…»;
градация: нарастание напряжения от признания к мольбе.
Настроение: трагическая нежность, сдержанная боль, тоска по недостижимому. Тональность — исповедальная, интимная.
Размер и рифма:
размер — преимущественно четырёхстопный ямб;
рифмовка — перекрёстная (абаб), чередование мужских и женских рифм;
рифмы в основном точные, с редкими приблизительными («велений» — «приказ»).
Символика:
ночь — время тайны, откровения;
фонарь — зыбкий свет, иллюзия ориентира;
личины — социальная маска, вынужденная неискренность;
взгляд — ключ к истинным чувствам, угроза разоблачения.


Рецензии