Немых воспоминаний блик...
Не знаю. Только от разлук
Зачем-то так безвольны руки,
Зачем-то глух и жизни звук.
И отчего-то звёзд мерцанье
Не трогает своей красой,
И мир - ничто, и жизнь страданье
Под вскинутой луны косой.
Не знаю, что ответить. Муки
Врастают болью в каждый миг...
Что может быть длинней разлуки?
Немых воспоминаний блик...
август 2011
Краткий анализ стихотворения
1. Тема:
переживание разлуки, её гнетущее воздействие на человека. Лирический герой осмысляет разлуку как состояние, парализующее чувства и обесценивающее мир.
2. Основная мысль:
разлука — не просто временное расставание, а глубинная душевная мука, которая лишает жизнь красок, смысла и внутренней силы. Вопрос «Что может быть длинней разлуки?» остаётся риторическим: для героя нет ничего мучительнее этого состояния.
3. Композиция:
Зачин (первая строфа) — постановка вопроса и первые признаки внутреннего опустошения («безвольны руки», «глух и жизни звук»).
Развитие (вторая строфа) — углубление ощущения бессмысленности: даже красота мира («звёзд мерцанье») не трогает, жизнь сводится к страданию.
Кульминация и повтор вопроса (третья строфа) — признание всепроникающей боли («муки врастают болью в каждый миг») и возвращение к исходному вопросу, теперь уже с оттенком безысходности.
Финал — образ «немых воспоминаний», подчёркивающий безмолвную, но постоянную боль прошлого.
Форма: 3 строфы по 4 стиха; кольцевая композиция (вопрос в начале и почти в конце).
4. Тип речи:
лирическое рассуждение с элементами описания (состояния героя и картины мира).
5. Стиль речи:
художественный, эмоционально насыщенный, с явными признаками романтической лирики (экспрессия, мотив страдания, противопоставление лирического «я» и враждебного/безразличного мира).
6. Средства связи предложений:
лексические повторы («разлуки», «муки», «боль»);
анафора («Зачем-то…» в 1;й строфе);
синтаксический параллелизм (однотипные конструкции в начале строк);
местоимения и синонимы, поддерживающие единство образа («руки» — «мир» — «жизнь» — «миг»).
7. Средства выразительности:
риторический вопрос («Что может быть длинней разлуки?» — дважды);
эпитеты («безвольны руки», «глух… звук», «немых воспоминаний»);
метафоры («муки врастают болью», «жизни звук», «блик воспоминаний»);
олицетворение («звёзд мерцанье не трогает», «глух… звук» жизни);
антитеза (прежде — красота мира; теперь — «мир — ничто»);
инверсия («от разлук», «звёзд мерцанье», «луны косой»), усиливающая интонационную напряжённость;
ассонанс и аллитерация (повтор гласных о, у и согласных р, л создаёт ощущение тяжести, стона).
Итог:
Стихотворение передаёт состояние глубокой внутренней опустошённости из;за разлуки. Через систему повторов, риторических вопросов и выразительных образов автор показывает, как разлука не просто отделяет от любимого человека, но и лишает мир смысла, а самого героя — воли и чуткости к красоте.
Свидетельство о публикации №116070208911