5. Элвис...
Элвис… ЭЛВИС ПРЕСЛИ… Наверное, так бывает всегда – у каждого «свежевылупившегося» и осознавшего себя поколения неизбежно появляются свои особые опознавательные символы, свои герои, свои идеалы и свои кумиры.
Это не просто необычные, или как принято говорить – пассионарные – личности, но и до предела сжатая суть пришедшего в мир поколения новых людей, не обремененных старыми догмами, старой модой, старыми законами, это его предтечи, вестники и пророки, источники и зеркала его взлетов и падений. И уходят они только тогда, когда со сцены уходит поколение, глашатаями которого они стали...
Для тех, кто родился и жил в СССР и которым сейчас за шестьдесят и больше, это Элвис Пресли, Юрий Гагарин, Владимир Высоцкий и братья Стругацкие. Конечно же, были и другие – и в искусстве, и в спорте, и в науке, и в литературе, но почему-то именно эти четверо определили очень многое в судьбе нашего поколения.
Опередили ли они свое время? Или пришли именно тогда, когда это было необходимо? Ответа нет, поскольку мы слабо представляем себе суть эволюционного и провиденциального времени.
ИТАК, ЭЛВИС…
«Идея, овладевшая массами, становится материальной силой», - говорил В. И. Ленин. Однако здесь иное – ведь музыка не относится к сфере идей, это предельно концентрированное эмоциональное восприятие либо чего-то архидревнего либо совершенно нового, даже космически нового, ставшего ТАМ уже старым.
Похоже на то, что в конце 50-х человечество «пробило головой» какую-то «крышу», «перегородку», завесу, и в образовавшуюся «дыру в пространстве» на Землю хлынуло НЕЧТО, воплотившееся в необычную - потрясающую и сотрясающую, сокрушающую и устрашающую - МУЗЫКУ, сочетавшую в себе столь же необычные слово, ритм и движение.
На родине Элвиса это явление было принято в штыки. Пуританское буржуазное общество, достаточно косное и не желающее меняться, испугалось, и очень серьезно. Это было не просто неприятием музыкального стиля, но и страхом, рожденным абсолютным непониманием этой музыки, с виду такой неказистой, грубой, непричесанной и вызывающей.
Более того, с точки зрения музыкальной культуры Северной Америки она выглядела «неграмотной» и «неправильной». Не случайны были сравнения ее с дикарскими плясками, шаманским камланием, а позже (с подачи психологов) – «музыкально-эмоциональным расшатыванием», «программированием» и «зомбированием». Такая точка зрения была актуальна еще и потому, что наиболее чувствительными к воздействию этой музыки оказались подростки и молодые люди.
Но самым главным обвинением было обвинение в бунте – бунте не только против музыки, но и против буржуазных свобод и ценностей, попытке нарушения священного порядка. Свобода, которую обещал этот «космический пришелец», не имела ничего общего со свободами западного общества и его идеалами. Культура тоже определяла «музыку рока» как нечто дикое или же ведущее к "одичанию", «первобытной дикости».
Что же пожаловало на Землю в конце 50-х? Нечто из древней истории и нашего глубочайшего прошлого или поток универсальной космической энергии, которая не от Бога, не от Дьявола, не от Сверхразума и не от анонимной инопланетной цивилизации… Можно лишь предположить, что это было нисхождением АГНИ – священного и яростного огненного божества индусов, призванного возжечь то, что готово воспламениться, и испепелить старое, одряхлевшее и прогнившее.
Так началась цепная реакция… И как всякий процесс такого рода, она распалась на ослепительную вспышку света, мощную ударную волну, излучение и поток частиц, породивших множество больших и малых форм нового музыкального звучания, стиля, направления, объединенных единым обозначением – МУЗЫКА РОКА…
В СССР этот самый РОК из-за странного и почти мистического совпадения по звучанию со своим фонетическим двойником приобрел многомерный и пугающий смысл. Это была «не наша музыка», а, следовательно, идеологический враг, троянский конь, диверсант и провокатор…
Конец 50-х и начало 60-х – это вообще нечто такое, чему нет аналогов в человеческой истории: почти мгновенный переход от «войны горячей» к «войне холодной», гонка ядерных вооружений – дамоклов меч давно предсказанного апокалипсиса, крушение колониальных империй - Карибский кризис есть лишь первые звенья в цепи множества других, не менее опасных. Начало космической эры для человечества, совпавшее с началом эры НЛО и почти физическим ощущением тяжелого, мрачного и непостижимого ВНЕЗЕМНОГО НАЧАЛА…
Что было далее? Многие ответвления рока мутировали, оскуднели и выродились, другие зашли в тупик, утратили первичный дерзкий оптимизм, погрязли в неверии, отчаянии, алкоголе и наркотиках. Так отрицание начало отрицать самоё себя…
Вполне закономерным порождением этого первоначала на Западе стало движение хиппи, а в СССР как бы в противовес ему – рождение феномена авторской песни с уже своим «Элвисом» - Владимиром Высоцким.
Все это каким-то непостижимым образом было связано и со знаменательным XXII Съездом КПСС, и с полетами советских космонавтов, и с борьбой афроамериканцев за свои гражданские права, и с убийством Джона Кеннеди, а затем и Мартина Лютера Кинга… Я ничего не выдумываю и не изобретаю – это действительно были звенья одной цепи, распавшейся в дальнейшем на множество осколков…
Однако вернемся к Элвису. Как всегда бывает с такими людьми, он прожил недолго… Это была ослепительно яркая и короткая жизнь. Она сожгла его, но не успела поработить, поставить на колени, заставить молить о пощаде… Как не смогла сделать этого и с А. Галичем, и с В. Высоцким, и с И. Тальковым, и с многими другими. Да, можно убить идею, жизнь, человека, но невозможно убить Душу и Дух, рожденные в особые периоды человеческой истории…
Умер Элвис тоже в обычном для пассионариев возрасте от 37-ми до 42-х лет – заброшенным, больным и никому не нужным РЕБЕНКОМ, имеющим ранг Короля… Много лет прошло, однако по сей день есть люди, не верящие в его смерть, есть фестивали его песен, конкурсы двойников, продолжают выпускаться диски, есть его музеи…
ЖИЗНЬ НЕ ХОЧЕТ ОТПУСКАТЬ ЭЛВИСА ОТ НАС ИЛИ, НАОБОРОТ, ЭТО МЫ НЕ ХОТИМ ПРОЩАТЬСЯ С НИМ?..
Вот один пример: в конце 90-х на российском телевидении был показан фильм-постановка «Элвис», в котором главную роль исполнил М. Леонидов. Мало сказать, что он сделал это блестяще – это было почти абсолютное и даже пугающее ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ… Казалось, будто Элвис вернулся на Землю и нашел того, кто смог бы рассказать о нем правдиво и точно…
А несколько лет назад нам подарили кассету с песнями Великой Отечественной – тоже в исполнении М. Леонидова – и снова безошибочно точное и убедительное перевоплощение, не имеющее ничего общего с пресловутыми «Старыми песнями о главном» - грубой и безжизненной подделкой. В исполнении Леонидова военные песни звучали именно так, как, наверное, пели их сами солдаты – очень просто и искренне, без малейшей аффектации и театральности…
Так что судите сами – образ… время… певец… песня… Все в единой связке, едином потоке – рок-н-ролл и «Эх, дороги»… «Землянка»… «Темная ночь»… «Враги сожгли родную хату»… Как это может сочетаться? А вы спросите у нас, родившихся в те далекие военные и первые послевоенные годы… Нас остается все меньше, но мы продолжаем нести в себе эту память и не хотим ничего забывать…
Как я, например, до сих пор помню свою первую встречу с Элвисом и рок-н-роллом…
Произошло это 7 ноября (тоже интересное совпадение!) 1959 года. Родители ушли в гости, оставив квартиру в нашем полном распоряжении. Жизнь тогда была бедной, а магнитофоны – величайшей редкостью. Были патефоны, проигрыватели, виниловые пластинки да «музыка на ребрах» - люди старших поколений охотно расскажут вам, что это было такое.
К счастью, у Бори-маленького магнитофон был, в отличие от Бори-большого, у которого вообще ничего не было. Как сейчас вижу это чудо техники – огромный неуклюжий ящик, именовавшийся «Днепр-10»…
Так вот, пока мы восхищались традиционными фокстротами и ублажали душу романсами В. Козина и Лещенко, этот возмутитель спокойствия, т.е. Боря-маленький, сидел и ухмылялся…
Да… «Чубчик, чубчик, чубчик кучерявый, развевайся, чубчик, на ветру»… Какими мы чувствовали себя взрослыми, раскованными… И сегодня помню это ясно и отчетливо…
Потом Боря сменил кассету и сказал: «Ша!!! Сейчас будет РОК!!!» «Чаво-чаво?» - спросил Боря-большой, ехидно улыбаясь и иронически изогнув левую бровь (кстати, эта привычка сохранилась у него до сих пор, хотя он уже давно «большой человек», и не только по телосложению). «А ТАВО!» - ответил Боря-маленький и нажал клавишу…
Первое музыкально-ритмическое слово было подобно мощному пинку, выбросившему меня на ступень, где я застыл, коллапсируя на грани, вторая – на два тона выше – вышвырнула оттуда и перевернула головой вниз, третья кувырком оторвала от Земли и забросила куда-то в разверзшуюся бездну, и, наконец, все накрыла огромная волна ритма, звука и голоса…
Это было не просто необычно – это было НЕВЕРОЯТНО! ТАКОГО НЕ МОГЛО БЫТЬ, НО ОНО БЫЛО!!!
Что тут началось!.. Это надо было видеть… Стас, математическая гордость нашего класса, длинная и тощая шпала… Сейчас я даже не могу представить себе, ЧТО он чувствовал и ЧТО изображал… Он казался мне огромной цаплей, его худющие долгие руки сновали туда-сюда, очки сползли с носа, кадыкастая шея двигалась взад-вперед… Наконец, он своей «граблей» зацепил люстру, посыпались осколки…
Нам не было до них никакого дела, как и до того, что нам за это будет – мы хрупали по этим осколкам и ничего не замечали… Боря-большой, утробно ухая, скакал по комнате, сшибая все, что подворачивалось под ноги, Боря-маленький стучал кулаками по столу, потом по голове и тоже что-то вопил…
А я… Честно говоря, меня всегда завораживал ритм. Впервые я «сплясал» в три года под «Танец с саблями» Хачатуряна. Я вообще «внутри» очень ритмичен, в отличие от явной неритмичности в жизни и теле. До сих пор не знаю, как такое возможно…
Так вот, Я ИСЧЕЗ… В самом прямом смысле этого слова… МЕНЯ НЕ СТАЛО… Я СТАЛ этой музыкой, этим ритмом, этими синкопами, этим звучащим движением… Не стало тела – каждая его часть жила своей особой жизнью… Это было абсолютной свободой, высшим наслаждением, растворением, слиянием, космическим полетом…
… Когда музыка закончилась, наступила предельно плотная, ощущаемая всей кожей тишина, в которой продолжали вибрировать и звучать шаги ушедшего рок-н-ролла…
И вот через 46 лет я нашел в одной книге описание, почти точь-в-точь совпадающее с тогдашним моим восприятием – это «Роковая музыка» Терри Пратчета. Сейчас я с великим удовольствием процитирую один отрывок:
«… Пальцы гитариста ласкали струны, он извлек еще три аккорда...
Эти звуки заставляли человека не только улететь за пределы этого мира, но и ограбить по дороге банк. Эта музыка с закатанными рукавами и расстегнутой верхней пуговицей подходила к вам, улыбаясь и приподнимая шляпу, и воровала у вас мелочь. Эта музыка попадала прямо в ноги, даже не заглянув к господину мозгу.
Тролль, подхватив молотки, решительно посмотрел на камни и принялся выбивать ритм. Гном сделал глубокий вдох и извлек из своей трубы мощный пульсирующий звук. Пальцы гитариста плясали по струнам, но звуки, которые испускала гитара, не имели ничего общего ни с арфой, ни с лютней.
Она визжала, как ангел, обнаруживший, почему он оказался на стороне добродетели. Искры срывались со струн. Сам гитарист закрыл глаза и держал инструмент на уровне груди, как солдат держит пику на посту, так что непонятно было, кто, собственно, на ком играет.
А музыка затапливала все вокруг. От этих звуков хотелось вынести стены и подняться к небесам по огненным ступеням. Хотелось выдрать все выключатели, вышвырнуть прочь рубильники и сунуть пальцы в розетку мироздания, чтобы посмотреть, что за этим последует. Хотелось выкрасить стены в черное и облепить их постерами.
Ритм шагал от сознания к сознанию, раскалывая их, заставляя пальцы прищелкивать, а губы кривиться в усмешке. Живая музыка! Это была музыка, в которой грохотал и ревел ГОЛОС РОКА…
НАКОНЕЦ-ТО СВОБОДНЫ! - вот что прыгало из головы в голову, просачивалось в уши и ввинчивалось в спинной мозг. И некоторые оказались просто невероятно чувствительны к этому зову и этому голосу…»
«Музыка Рока»… Так мог написать лишь человек, знакомый с ней не понаслышке и, видимо, тоже прошедший это Великое Безумие 60-х…
Вы спросите: «И это все?..» Нет, не все, иначе я не стал бы рассказывать вам об этом. Дело в том, что с Элвисом меня связала тонкая, но очень протяженная нить…
***
Все началось в мае 1962 года. Мне было уже за 18, а ей чуть меньше… Тогда впервые было введено 11-летнее среднее образование, а мы были первым классом, перешедшим порог привычной 10-летки.
Была обычная школьная любовь, над которой, став старше, принято посмеиваться. Но мне тогда было не до смеха – и тогда, и много позже...
Девочка была с юга и попала к нам как бы «в ссылку» «ради ее собственного спасения», как то было решено родителями… Был парень, на два года ее старше и, как тогда говорили, «из хулиганов». Он каким-то чудом отыскал ее и тоже приехал сюда, в наш далекий северный Город.
И, наконец, был я, самым глупым и нелепейшим образом вклинившийся между ними… Кстати, и я, проявив незаурядную смелость и терпение, «вычислил» его и смог увидеть… Вы знаете, я был крепко обескуражен и разочарован – в нем, на мой тогдашний взгляд, не было ничего необычного, таинственного и особо привлекательного: так, обычный рабочий парень с городской окраины…
Итак, было 1 мая. У нас в это время снег – самое обычное явление. Зато был праздник и было застолье, даже с официально разрешенным спиртным, ибо юридически мы уже считались совершеннолетними.
Девочка, о которой я рассказываю, в нашем классе как-то не прижилась. Я, пожалуй, был ее единственным другом из одноклассников. Но даже и мне стоило немалых усилий уговорить ее принять участие в общем праздновании. Был я, была она, и была музыка – торжествующая, ликующая, обещающая и завораживающая… Я тогда не знал, ни чья это музыка, ни кто исполняет эти две прекрасные песни – неважно это было…
Клянусь, больше ни разу я не слышал этих песен в течение последующих 26-ти лет!.. Сейчас я даже не помню, кто тогда был с нами на этом празднике – на самом деле была она и был я… Мы танцевали долго-долго под эту удивительную музыку, а потом покинули честнУю компанию и пошли… Никогда не догадаетесь, куда. В кино… На какой-то немыслимо глупый французский фильм…
Мы сидели рядом, ее рука лежала в моей руке, и я чувствовал себя самым счастливым человеком… Потом я проводил ее домой… Трудно себе это представить, но мы даже не поцеловались…
И, конечно же, все шло абсолютно не так, как это принято описывать в любовных романах. Мы продолжали видеться, изредка гуляли, но не более… Хорошо помню, как мы однажды заговорились настолько, что забыли и про время, и про школу, и про уроки – так и просидели на скамеечке, расположенной прямо под окнами учительской, не обращая ни малейшего внимания на возмущенные возгласы преподавателей…
Затем были выпускные экзамены и выпускной вечер… Очень и очень грустный, потому что ее там не было… А потом мне пришла пора уезжать. Мы даже не попрощались, хотя в последний вечер перед отъездом я просидел у ее дома целую вечность. Не осталось и фотографии, потому что ее у меня никогда и не было, а наша школьная давным-давно где-то пропала. Потом я уехал. Началась новая жизнь – Одесса, медицинский институт, учеба, новые интересы и новые друзья…
Все стало постепенно забываться и забылось бы окончательно, если бы в феврале 1966-го я не приехал домой на зимние каникулы. Уж не помню, как, но мы нашли друг друга буквально на второй день после моего приезда. Жизнь у нее не складывалась… Не сбылось все, о чем мечталось - была нелюбимая и малооплачиваемя работа, было неудачное замужество и много всякого другого. Был ли ее мужем тот парень из 1962-го года или кто-то другой, не знаю, она не любила говорить об этом…
Потом она пригласила меня на мой же день рождения, ибо у меня, как и у всякого студента тех лет, своих денег не было. Удивительный это был вечер… Я не помню подробностей, но хорошо помню ощущение почти беспредельного праздника, которого в реальной жизни быть просто не могло…
А потом, как и четыре года назад, все пошло не так, не так… Неправильно, мучительно, несправедливо… Она избегала меня, не отвечала на звонки, не удавалось поймать ее даже на работе… Конечно, я не показывал вида своим домашним – не хотел огорчать их: ведь мы не виделись четыре года… Я просто медленно и безнадежно проваливался в бездонную пропасть…
Совершенно не помню наш последний разговор, знаю лишь, что если бы была хоть малейшая надежда, хоть крошечный ее шаг мне навстречу, и я, не задумываясь, бросил бы все, в том числе и институт… Помню свои слова: «Я сейчас, как путник, бредущий по мертвой выжженной пустыне неизвестно куда и неизвестно зачем»… (кстати, это виденье в дальнейшей жизни преследовало меня с упорным постоянством)… Потом я уехал и снова, как четыре года назад, не попрощавшись…
Город с Москвой тогда связывали рейсы ИЛ-18, а путь со всеми остановками длился 16-17 часов. И с каждой – Якутск, Иркутск, Новосибирск, Омск, Свердловск – я посылал ей отчаянные телеграммы и письма… И еще – пил. Почти все это время… Потом спиртное стало моим убежищем на все случаи жизни, а в 24 года я уже знал, что такое многодневные запои…
Нет, я не утратил ни оптимизма, ни интереса к жизни, просто внутри у меня что-то бесповоротно сломалось. Началась непредсказуемая, нелепая, а иногда жестокая игра, в которой жизнь убегала от меня, а я ее догонял, догонял, но никак не мог догнать…
И еще был СОН – всегда один и тот же: я иду по Городу, ищу ее дом и не нахожу его… Хотя что тут искать? Все знакомо с детства… Иду, потом бегу… Мелькают улицы, дома, чужие лица… Нет ни ее, ни ее дома, все чужое, незнакомое, насмехающееся… Потом я вижу пепелище точно там, где она жила… Кстати, дом этот действительно снесли, сейчас на этом месте стоит комплекс безликих серых пятиэтажек…
Сон этот я вижу уже 40 лет. Иногда он меняется, но смысл остается тем же: отчаяние, бег, насмешка и остывшее пепелище…
Шли годы. Жизнь прилично побросала меня - и побила, и повертела, как щепку в водовороте - пока не выбросила в сентябре 1988 года на на берег Охотского моря, к ногам Города моего детства. Мы быстро обосновались, устроились на приличную работу… И вот однажды я возвращался домой, проходя по красивой улице Гагарина, где мы жили (у нас там все красивое, но по-особому, по-северному) – и вдруг…
Из подвальчика с вывеской «Аудио-видео» зазвучала МУЗЫКА… Те самые, напрочь забытые ПЕСНИ из далекого 1962-го… Тот же голос – молодой, красивый, те же слова – о счастье, торжестве любви и надежды… Я бросился внутрь и завопил: «Ребята! Что это за запись? Кто поет?» «Ребята» посмотрели на меня, как на сумасшедшего, и ответили: «Ну ты, мужик, даешь… ЭТО ЖЕ ЭЛВИС!!.» Не стоит говорить о том, что я тут же купил эту аудиокассету, тем более, что она была в единственном экземпляре… А потом много дней слушал…
Оказалось, что буйный Король рок-н-ролла в душе был безнадежным романтиком - у него очень много чистых, прекрасных и светлых песен и мелодий, в том числе и посвященных матери, которую он любил больше всего на свете…
Что это было? Неужели мой Город Детства таким странным образом решил напомнить о себе? Или рассказать мне про меня тогдашнего, лишь вступающего в жизнь? Ободрить? Поддержать? Поведать о том, что никогда не умирает? Не знаю…
Да, вы правы – обычная, ничем не примечательная история… Почти банальная… А тут уже целый хор голосов: «Нет, это был не Элвис!... И все было совсем не так… И не в том городе, о котором идет речь, а в …»
Да, я согласен с вами и понимаю ваши возражения, но великое чудо искусства заключается именно в том, что истинный Мастер творит ДЛЯ ВСЕХ и в то же время ДЛЯ ТЕБЯ ОДНОГО-ЕДИНСТВЕННОГО… Для того, чтобы КАЖДЫЙ мог прикоснуться к самому чистому и мощному, что было в жизни, к тому, что может казаться позабытым, но никогда не забывается…
Это очень важно, потому что все эти Мастера – братья. Служители жизни, любви, надежды… И совершенно неважно, кого вы будете вспоминать: у кого-то это будет Элвис, у кого-то – Битлз и Джим Моррисон, Джо Дассен и Шарль Азнавур, Сальваторе Адамо и Пол Анка, Абба и Эдит Пиаф, Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, Юрий Визбор и Юрий Кукин, Александр Городницкий и Олег Митяев, «Самоцветы» и Юрий Антонов, Александр Градский и Андрей Макаревич…
Великое множество великих имен настоящих Мастеров, служащих ЕДИНОМУ – жизни и любви, человеческой и божественной одновременно…
Прошло еще 20 с лишним лет, а эта старая кассета по-прежнему со мной… Вот она: фирма «СВЕМА», Элвис Пресли. Дата выпуска - 1988 год. Цена 4 рубля…
Спасибо тебе, Элвис… Пусть будет тебе чисто и светло над звездным небом, на ваших музыкальных небесах, вместе с Фредди Меркьюри, Джимом Моррисоном, Джо Дассеном, Эдит Пиаф, Владимиром Семеновичем, Булатом Шалвовичем, Игорем Тальковым, Юрием Визбором и СО ВСЕМИ МАСТЕРАМИ, такими же, как ты… Да будут святы и вечно хранимы ваши имена!..
Что? Нет… Не искал, не пытался, не хотел… Пусть прошлое само хоронит своих мертвецов, пусть вечно будут живы только музыка и любовь, какой бы неуклюжей и детской она ни казалась нам потом…
А что до Элвиса, то не надо печалиться – время не остановишь. Появились и еще появятся другие, не менее талантливые и не менее великие. Но в каждом – КАЖДОМ! – из них будут те, о ком мы помним и память о которых переживет нас. Низко кланяюсь тебе и – до встречи, Элвис! До встречи!...
До скорого, брат! Похоже, окончен бой –
Рок-н-ролл отзывает своих солдат домой,
Взамен наших слов другие придут слова,
Пепел наших костров скрыла трава…
До скорого, брат!.. Дважды в реку войти нельзя,
У наших детей совсем другие глаза,
Не поднят никем заброшенный зимним днем
Наш флаг из травы с живыми цветами на нем…
Война позади, кто выиграл – не нам решать,
Нам было важнее петь, чем дышать,
Последний снаряд ударил лет шесть назад –
Отчего ж с каждым днем редеет наш отряд?..
До скорого, друг!.. Похоже, окончен бой –
Рок-н-ролл отзывает своих солдат домой;
Взамен наших слов другие придут слова,
Пепел
Наших
Костров
Скрыла
Трава…
Андрей Макаревич.
***
Иллюстрация из Интернета
Свидетельство о публикации №116070203947