6. Машины, люди и вокзалы...
С различными механизмами и машинами у меня всегда складывались довольно непростые отношения. Дело в том, что они четко делятся у меня на «живые» и «неживые». Мне трудно представить себе жизнь в деревообрабатывающем или металлорежущем станке, прокатном стане, бензопиле или газонокосилке. Они кажутся мне исполненными какой-то зловещей угрозы. Не люблю натужно ревущих грузовиков, не люблю наглый и хищный легковой транспорт, не люблю несущихся с пронзительно-скрежещущим звуком трамваев, очень настороженно отношусь к мотоциклам…
Мне близки и понятны машины, имеющие непосредственную связь с людьми. Они для меня не только живые, но и обладают собственной душой. Таковы пароходы, поезда, самолеты, космические корабли, определенным образом олицетворяющие силу стихий: поезда – Земли, пароходы – Воды, космические корабли – Огня, самолеты – Воздуха, самой моей любимой стихии. Я ведь Водолей, воздушный знак, поэтому эта любовь объяснима и понятна.
Первое мое знакомство с машинами произошло в раннем детстве и оказалось весьма забавным. Если верить семейным хроникам, было мне года три. Мы с папой пошли куда-то гулять. По пути он встретил знакомых, разговорился с ними, а потом вдруг обнаружил, что его молчаливое задумчивое дитё «провалилось сквозь землю»: только что было здесь, а теперь его нигде не видно…
Искали меня часов пять, пока не нашли на проходной авторемонтного завода, где я пил чай, закусывая копченой рыбой и ведя серьезную беседу «за жизнь» с усатым вахтером… Случилось же вот что. По дороге мимо меня шел огромный трактор... Надо сказать, что в те времена на Колыме работала преимущественно американская техника, так что скорее всего это был знаменитый «Каттерпиллер». Эта махина настолько меня зачаровала, что я, как околдованный, пошел за ней – и шел, пока не пришел за трактором к заводу… Увидев отца, я очень удивился и спросил: «Папа, а где ты был?..»
Хорошо помню огромные грузовики с платформами, перевозившие сразу по два трактора либо бульдозера – их звали «Даймонд». Запомнилась еще одна встреча. Мне было тогда года 4-5. Мы играли во дворе, а у подъезда стоял этот гигант. Конечно же, мы его облазили и досконально общупали, затем вернулся шофер и разогнал нас. Я не убежал, а спросил: «Дядя, а ОН, этот МАШИН, сам ездить может?»
«Дядя» рассмеялся, взял меня под руки и засунул в кабину. Затем включил зажигание. Было темно, только на панели светились циферблаты – светились каким-то волшебным зеленым светом… Потом заревел двигатель, и я впервые в жизни ПОЕХАЛ… Я был настолько потрясен, что даже забыл поблагодарить своего благодетеля, когда поездка закончилась…
Вообще, в те далекие времена все, что было связано с движущимся по земле, воде и в воздухе, пользовалось огромным уважением и воспринималось как безусловно героическое… Была у нас и небольшая железнодорожная узкоколейная линия, связывающая город с 90-м км Колымской трассы. Паровозик, который перевозил по ней грузы, звался «Кукушкой» и вполне соответствовал своему имени. В нем я тоже как-то прокатился, но это было значительно позже.
О море и кораблях я уже и не говорю – это вечное наше, мальчишеское… Помню парусную шхуну «Нерпа»… Потом ее списали и она почти 10 лет стояла на приколе. Ох, как здорово с нее ловилась рыба!...
Помню страшный день 18 ноября 1950, кажется, года… Тогда в один из тяжелых зимних штормов погиб рыболовный сейнер со всем экипажем… Видеть ряд наглухо закрытых гробов, выставленных для прощания в кинотеатре «Моряк», было не просто страшно, а как-то нечеловечески жутко… После этого я несколько ночей не мог спать…
С кораблями у меня вообще связано очень многое, но как-то фрагментарно. Первое близкое знакомство произошло в 1949 году. Мы тогда плыли из Магадана во Владивосток, потому что папа впервые за 14 лет получил отпуск. В этом путешествии был один хорошо запомнившийся мне момент.
Видимо, мы проходили через пролив Лаперуза, потому что была видна южная оконечность Сахалина. Все пассажиры столпились на правом борту, скакали, вопили и бросали в воздух фуражки. Я тоже немножко поскакал с ними, а потом убрел на корму. И тут я впервые в жизни «дематериализовался»…
Было утро… За кормой нашего корабля тянулся глубокий фосфоресцирующий след … бирюзово-голубовато-зеленый… Над ним дрожал густой туман, а из этого тумана вставало огромное, яростное, «косматое» и какое-то НЕЗЕМНОЕ солнце… Не знаю, сколько я так простоял… минуты? часы? дни?...
А потом целый день пытался рассказать папе и маме, ЧТО я видел… Однако у взрослых, как всегда, были свои дела, и что им до наших детских радостей и потрясений?... Запомнил имя корабля – «Урицкий». А вот приход во Владивосток почему-то не помню…
Зато возвращение домой помню очень хорошо. Сначала был поезд Москва-Владивосток… Маленькая Земля, особо организованный «цыганский табор», река человеческих судеб… Командировочные, военные, обычные пассажиры, непременные инвалиды…
Инвалидов было очень много – война только-только закончилась… Деревянные костыли, обязательная гармошка и, конечно, песни – о войне, о горе, о потерях… Слезы – и у тех, кто пел, и у тех, кто слушал… Здесь не подавали милостыню, ибо размежевание на «мы» и «они» еще не возникло. Делились всем, что имели – одеждой, деньгами, едой. Кто-то застревал в купе на несколько дней, особенно если там ехали бывшие солдаты или офицеры… Все были ОДНОПОЛЧАНАМИ, и не было разницы, кто на каком фронте воевал…
Пили много, но совсем не так, как пьют сейчас. Были и драки, но какие-то «невзаправдашние»… Беспризорники, цыганки в немыслимом тряпье с их вечным: «Позолоти ручку, всю правду скажу»… Были и уголовники, и карточные игры, и шулера… Вагон-ресторан – металлические миски, подстаканники, чай, и везде аббревиатура МПС…
За почти две недели пути сближались максимально тесно, образовывались кланы, сообщества, землячества. Клан северян, или колымчан, был одним из самых влиятельных. Бывало, что кто-то проигрывался в пух и прах или пропивал все до последней копейки, и тогда давали в долг курево, еду, деньги.
Завязывались новые знакомства, перезаключались трудовые договоры, поскольку непременной частью поездного сообщества были вербовщики. Стране остро не хватало рабочих рук не только на разрушенных западных территориях, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и на Севере…
Конечный пункт… Это были знаменитое Ванино и не менее знаменитая Находка. В перид навигации они напоминали огромный военный бивуак: люди селились в обычных домах (до «хрущевских» пятиэтажек было еще очень далеко), в хибарах, «зэковских» бараках, а кто-то разбивал лагерь из шалашей просто на берегу.
Были и зэки, которых перевозили отдельно в битком набитых грязных и ненадежных судах. Бывало, что они тонули, не пройдя и половину пути. Об этом не принято было говорить, а ныне эта правда почти позабыта…
В ожидании парохода мы прожили в Находке почти десять дней. Поздняя осень… Хорошо помню большие замерзшие лужи… В одной из них стыли вплавленные (или вмерзшие?) цветы, тонкие веточки и листья, сохранившие охристо-багряную окраску…
Не знаю уж как, но мы все-таки втиснулись на последний корабль, следующий в «столицу Колымского края». Это был грузо-пассажирский пароход «Витебск». Люди набились туда во множестве, некоторые расположились прямо на палубе. Нам повезло – нас поместили в твиндек, особый трюм с тянущимися через все его пространство нарами. Помню, как меня поразил плотный удушливый кисло-гнилостный и махорочный запах, навечно пропитавший этот скорбный «Ноев ковчег»…
Переход длился около недели. За двое суток до Магадана корабль попал в тяжелый осенний шторм. Пошли льды, и мы катастрофически НЕ УСПЕВАЛИ… Понять меня могут лишь те, кто сам болтался в ржавом трюме на столь же ржавом и уставшем судне без всякой надежды на постороннюю помощь…
Глухие удары воды о борта, качка и какой-то невероятно жуткий – металлический и одновременно почти живой – скрип-крик… Плач, стоны, ругань, неукротимая рвота более чем у половины пассажиров… Угольная вонь, жара в битком набитом трюме и ледяной, пронизывающий насквозь холод на палубе…
Мы с братом по причине детской щенячьей храбрости не понимали, ЧТО происходит и ЧТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ… Зато у нас хватило ума, взявшись за руки, шляться по трюму, распевая во весь голос «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», за что мы и были подвергнуты, мягко говоря, «всеобщему порицанию»…
Вхождение в узкое горло Нагаевской бухты воспринялось как спасение. Здесь уже стояла зима, бухту сковал лед, да такой, что корабль не мог причалить… К берегу добирались «на своих двоих» - кто бегом, кто пешком, а кто и ползком. Никого это особо не удивляло – север, обычное дело, главное – добрались…
Помню, на причале я оглянулся, чтобы попрощаться с нашим «Витебском». Честное слово, ничего подобного я никогда больше не видел – вместо корабля передо мной предстало нечто вроде снежно-ледяного холма, из которого торчала слабо дымящаяся труба… А потом был любимый Дом, и ящик с игрушками, и бабушка…
Может быть, именно эта память заставляет меня при вопросе: «Как, вы не были на Канарах?» мысленно задавать встречный вопрос: «Как, вы не бывали в Ванино или Находке в 50-х? Не пересекали зимнее Охотское море в жестокий шторм? Не болтались почти неделю в вонючем трюме? Не стыдились слез при виде угрюмых сопок и маленького, утонувшего в снегах города? Нет? Ну что ж, у каждого времени свои песни»…
Еще одно воспоминание, связанное с детством и кораблями – чудовищной силы взрыв, обрушивший огромный кусок скалы, напрочь снесший множество домов и домишек припортового поселка, традиционно именовавшегося «Шанхаем», и почти похоронивший порт… В ближайших городских зданиях повылетали стекла… Потом отец принес домой спекшийся от жара, тускло светящийся сине-багровыми разводами зазубренный кусок металла… Подобрал он его у одного из корпусов областной больницы, откуда до бухты около 2-х км…
Случилось же вот что: одновременно взорвались два грузовых судна, под завязку набитые аммоналом. Колыма и золотодобывающие прииски - это, в первую очередь, взрывные работы. Что там произошло, так никто и не узнал, а сегодня не осталось ни самих кораблей, ни тех, кто на них работал…
«Адмирал Нахимов» - это уже лето 1963-го года… На нем я отправился в Новороссийск к своему школьному другу. Огромный, роскошный, светящийся и до отказа наполненный музыкой праздничный город в море, а ночью – почти космический корабль… Как любой студент, я был ограничен в средствах, поэтому купил палубный билет, зато провел ночь наедине с Морем и Кораблем, а затем встречал с ними рассвет…
И снова, как в далеком 1949-м году, пережил глубокое и сильное потрясение, которое трудно передать в словах… Отстраненность… изолированность (но не одиночество)… полное слияние с существом по имени «теплоход», морем, звездами и луной… с жизнью и живым чудом мощной корабельной машины… Странная завороженность, в которой исчезли и время, и пространство… а потом – Крым, Ялта… В дальнейшем я не раз бывал в этих местах и очень полюбил их.
1966 год – прохождение военных сборов на крейсере «Кутузов» в Севастополе. К нашему великому сожалению, за все время нашего пребывания на нем он ни разу не покидал бухту. Зато однажды утром мы увидели зрелище совершенно небывалое: в паре кабельтовых от нас обосновалась взявшаяся ниоткуда гигантская металлическая гора, перед которой наш славный крейсер казался хрупкой лодочкой… Это был первый советский авианосец «Москва»…
1968-1970 г.г.- Северный флот… Вот тут я насмотрелся на корабли вволю… Мурманск, Североморск, Сафоново, Росляково, Полярный… Тогда я впервые увидел атомную подводную лодку, стоявшую в сухом доке - это был десятиэтажный дом длиной не менее 120-150 м… Повидал многое, хотя походить «по морям, по волнам» по-настоящему так и не пришлось…
И последнее воспоминание – Тула, 1971 г. Я тогда некоторое время жил у родителей и работал врачом Скорой помощи. Тула очень большой и протяженный город, но нам почти каждый день случалось проезжать мимо красивого парка и памятника явно морской принадлежности.
Однажды я выбрался туда. Оказалось, что это памятник капитану 1 ранга Рудневу – командиру легендарного крейсера «Варяг». Помню, как долго стоял около него, вглядываясь, вслушиваясь, стараясь не то что-то открыть для себя, не то что-то понять, не то что-то услышать… По-моему, этот памятник ничуть не уступает севастопольским, главное же здесь то, что он был возведен на средства не только жителей Тульской губернии, но и на «пожертвования благодарной России»…
Вот такая удивительная связь: бессмертный гимн «Варяга», исполненный двумя детьмя на почти погибающем «Витебске», тульский памятник-мемориал и уже совсем другой «Варяг», самым непостижимым и мистическим образом вошедший в мою жизнь в сетябре 1998-го года… И не просто вошедший, но и изменивший ее окончательно и бесповоротно. Те, кто уже прочел «Тайну Жизни» и «Письма Учителям», поймут, о чем я здесь говорю…
Поезда… Это тоже нечто загадочное, часто неожиданное и судьбоносное. О них тоже многое можно вспомнить, но я ограничусь тем, что уже рассказал в начале повествования о поезде «Москва-Владивосток». С теми или иными изменениями, внесенными расстояниями и временем, проведенным в пути, каждый сможет найти в памяти что-то свое об этой удивительной внутрипоездной жизни, как правило, строго ограниченной рамками этого пути…
НЕБО… Им я болел долго и очень серьезно, нисколько не сомневаясь в том, что буду летчиком. Однако не судьба - у меня очень рано и стремительно начала развиваться близорукость. Пришлось идти во врачи, но любовь к небу и самолетам осталась во мне на всю жизнь.
Мне довелось летать, пожалуй, на всех типах гражданских самолетов, начиная с ЛИ-2 и ИЛ-12 и заканчивая аэробусами. Из всех «машин и механизмов» летательные аппараты – самое живое, умное, трудолюбивое и по-особому трогательное творение человеческое…
Очень большой отрезок моей жизни связан с самолетами. Куда и на чем только я не летал!.. И каждый полет был связан с чем-то замечательным и неповторимым.
А теперь подумайте о том, сколько же мыслей, чувств, человеческих судеб и самых разных событий вместила в себя эта удивительная ПТИЦА, это бесстрашное и умное СУЩЕСТВО, максимально близкое к солнцу, звездам, человеческим жизням и небесным путям? Как устало и одновременно удовлетворенно выглядит самолет, завершивший долгий многочасовой перелет и прощающийся после него с нами, его пассажирами и подопечными…
Дороги человеческие – перекрестки, автомагистрали, проселки, вокзалы, залы ожидания… Встречи, проводы, надежды и утраты… Иногда именно с вокзалов начинается очень многое, а нередко это начало абсолютно новой жизни… Я всегда очень любил их – аэро- и морпорты, авто- и железнодорожные вокзалы.
Будучи в Одессе, я все никак не мог окончательно «приехать» и постоянно околачивался в морпорту либо на ж.д. вокзале – видимо, в моей душе продолжала жить надежда или на какую-то судьбоносную встречу, или на столь же судьбоносное расставание…
Вокзалы никогда не были для меня просто «местом ожидания» кого-то или чего-то, скорее, это были «Врата Пространства», «Корабли Времени», «Перекрестки Миров и Судеб». Я часто задумывался о том, ЧТО могло бы случиться, если бы это был другой вокзал, другой путь, другие встречи: крошечная малозаметная «флюктуация» - и все бы изменилось, и «Я» был бы уже не «Я», а кто-то совсем другой…
Думаю, ЧТО стало бы с теми людьми, которые позднее прочно вошли в мою жизнь, а я стал частью их жизни… Говорят, нет незаменимых людей. Это так, однако, делая тот или иной выбор, мы влияем не только на свою жизнь, но и на жизни других. Число этих людей не поддается определению, потому что любой человеческий поступок ежесекундно изменяет общую реальность. Мы можем понимать лишь то, что ЕСТЬ, но ничего не знаем о том, что МОГЛО БЫ БЫТЬ…
И вот сейчас я прихожу к выводу, что САМА ЖИЗНЬ провела меня ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫМ ПУТЕМ. Думаю, что Душа моя САМА захотела реализовать именно этот маршрут для каких-то неведомых мне целей…
Впервые я очень остро почувствовал это в январе 1968 года. Я тогда возвращался в Одессу после совершения самой нелепой, но от этого не менее страшной ошибки в своей жизни. На юг Украины тогда обрушился мощнейший циклон. Мела метель, свет фар нашего автобуса пробивал перед собой не более 3-4-х метров. Скользкая опасная дорога, заносы, натужный рев мотора… Пассажиры притихли, не было слышно ни единого слова… Угроза витала в воздухе и ощущалась всеми абсолютно реально…
Мне было очень и очень плохо… К счастью, у меня с собой была бутылка вина. Я выпил ее полностью и наконец-то смог расслабиться… Закрыл глаза и погрузился в зыбкое пространство между сном и бодрствованием… И вот тут мне показалось, что меня обнимают какие-то удивительно добрые и нежные руки, что они укачивают, баюкают меня… Шепчут:
«Да, мы все-все понимаем… Плохо, но ты даже не представляешь себе, как тебе будет плохо в дальнейшем… И не год, и не два, и не десять, а гораздо больше… Однако это все пройдет… Ты выстоишь… Ты выдержишь, потому что мы в тебя верим… Попробуй и ты поверить нам, ибо в вашем мире ничего «просто так» не происходит…»
Потом я почти полностью забыл этот не то разговор, не то сон наяву, а до знакомства с трудами С. Грофа, К.Г. Юнга, М. Ньютона, Р.А. Монро, Р. Ассаджиоли еще была пропасть времени. Сейчас она позади, и я почти уверен, что если бы не та «самая нелепая и страшная ошибка», не было бы ни того, что произошло за последние 12 лет, ни меня сегодняшнего, ни вас, читающих эти строки… Точнее, не было бы НАС…
Сейчас у меня тоже особый период. Это не только собирание себя «по частям», не только личностный и духовный синтез, но и нечто другое. Происходитт интеграция мира во мне и меня в мире, происходит отдача себя миру людей и вбирание в себя мира людей. Это слияние Земли, Воздуха, Воды и Огня - мой индивидуальный путь в Жизнь без Смерти… Путь, единственно возможный для меня…
Поэтому стоит сказать еще об одной важной вещи: все, АБСОЛЮТНО ВСЕ, к чему прикасается человек, обретает КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, и лишь от человека зависит, каково это качество и какова эта жизнь. Машины и механизмы «бездушны» лишь для того, кто бездушно относится к ним. «Неживое», впитавшее в себя человеческую судьбу, веру, надежду, жизнь и смерть, любовь и тепло, неизбежно становится ЖИВЫМ. Так было и с «Варягом», и с «Одиссеем», и с «Арго», и с многими другими «ожившими» или «оживающими» механизмами.
Это особенно актуально в отношении машин, рожденных величайщим научным и технологическим гением человечества. Это касается не только компьютеров последнего поколения, не только «Всемирной паутины» - Интернета, не только нано- и квантовых технологий, но и космических кораблей. Космонавты всего мира могут многое рассказать об этом…
Сегодня, сейчас, буквально на наших глазах рождается принципиально новое ПОЛЕ ЖИЗНИ и ПОЛЕ СОЗНАНИЯ, а термин «электромагнитная среда» все больше вытесняется термином «энергоинформационное поле Земли» или термином «Планетарный Разум».
У человечества ныне множество путей, и не просто у безликого человечества, а у каждого из нас, человеков – у каждого без исключения. У жизни много историй, и каждая прекрасна или ужасна по-своему, у каждой – своя интонация, своя музыка, своя гармония и свое звучание. Надо только научиться их слышать и понимать…
Говорят, что каждая история имеет свой конец. Да, это так, но чаще всего история заканчивающаяся – лишь пролог для следующей, и твоя история, как и история твоего друга, и истории совсем незнакомых людей всегда не «лучше» или «хуже» других, а САМАЯ ЛУЧШАЯ, нужно только ПОВЕРИТЬ в это. И как хорошо, что нам опять пора в дорогу…
Есть начало и конец у любой истории,
Нас несет фантазия завтрашнего дня,
Снятся мне по-прежнему чистые мелодии,
Только не встречается лучше, чем твоя…
Олег Митяев.
***
Иллюстрация из Интернета
Свидетельство о публикации №116070203911