1. Основы интегральной йоги

 «Терновый венец эволюции» - третья, завершающая книга трилогии,  первыми из которой являются «Человек в поисках себя» и «Тайна жизни – старые проблемы и новые решения».

Основная тема исследования – эволюция общества и человека, причем эволюции человека придается решающее значение.

В третьей книге рассматриваются многие аспекты единого движения – исторические, социальные, философские, психологические, религиозные, мистические и эзотерические. Особое место занимает тема духовной эволюции, представленная работами Шри Ауробиндо и Кена Уилбера.

Книга представляет интерес не только для подготовленного читателя, но и для всех, интересующихся сложными и еще неисследованными вопросами личностного и духовного роста и становления.

*** 

Глава I

ОСНОВЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЙОГИ.

*** 

СУПРАМЕНТАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Двадцатый век характеризуется поиском, берущим начало в достижениях прошлого и проецируемым в направлении будущего, в котором человечество найдет полное развитие и займет прочное место в новом, более высоком порядке жизни. Ясно, что это может произойти только в результате эволюции, выходящей далеко за пределы современных границ и переходящей в радикальное движение, управляемое новым принципом.

Этот новый руководящий принцип будет заключаться в появлении и развитии типа или расы существ, обладающих возможностью подняться за пределы норм нынешнего мышления, чувства и бытия теми способностями ума, которые находятся между сегодняшней ментальностью и Высшим Разумом и могут считаться ступенями, ведущими к еще более великому и светлому принципу.

Первые проблески нового Света будут нести в себе семя высшего горения, даже в их проявлениях будет ясна неизбежность высших сил, потому что такова история всякого эволюционного явления. Принцип высшего совершенства скрыт инволюцией, которая делает необходимой эволюцию скрытого.

Через всю историю развития проходят два взаимодополняющих аспекта, которые составляют действия, необходимые для его полноты: есть скрытая в инволюции природы тайная сила и принцип бытия, лежащий под завесой, наброшенной на него материальной природой, и есть содержащаяся в самой этой природе неизбежная сила принципа, побуждающая процесс проявления свойств и сущностных черт, которые составляют его реальность.

Две постоянные черты, которые сопровождают процесс проявления эволюционного принципа - ступени, по которым он поднимается из инволюции и при посредстве которых проявляет все больше и больше свою силу и силу Божественного, скрытого в нем, а также постоянные проявления всех типов и форм бытия, являющихся видимыми воплощениями сущностной природы.

В эволюционном процессе появляются организованные формы и свойства материи, типы жизни и живых существ, типы ума и мыслящих существ, свет и величие духовного принципа и Высочайшие Существа, природа, характер и личность которых подчеркивают стадии восхождения к вершинам эволюции, и, наконец, предельное, широчайшее проявление того, чем это является в себе, внутри, и должно стать проявленным.

В этом подлинный смысл и направленность эволюции, а множественность и разнообразие форм — только средства этого процесса. Каждая ступень содержит в себе возможность и необходимость последующих ступеней: появление все более и более развитых форм и сил указывает на существование за их пределами более совершенных форм и великих сил. Каждое появление сознания и соответствующих ему сознательных существ дает возможность подняться к более высокому порядку существ вплоть до Божества, к которому стремится Природа в своем совершенствовании.

Материя развивала организованные формы, пока не стала способна воплощать живые организмы. Затем жизнь поднялась из бессознательности растения к живым формациям и через них — к мыслящей жизни человека.

Ум основал развитый интеллект, создал свои типы знания и невежества, истины и заблуждения. Но пока он не достиг восприятия и просветления, он смутно, как в зеркале, может видеть возможности Высшего Разума и истинно сознательного существования, возможность своего развития, в процессе которого он будет принимать свои высшие формы, чтобы присоединиться к Высшему Разуму и жить, как его неотъемлемая составляющая, как его делегат.

Однако человечество в целом эволюционирует очень медленно, проходя все стадии от материального и животного (витального) человека к человеку ментальному, и лишь очень немногим удалось пересечь барьер, открывающий путь к духовной эволюции, выходу за пределы ментального существа. На сегодняшней Земле одновременно сосуществуют все эти стадии, и уже одно это свидетельствует само за себя о сложности эволюционного процесса человечества как вида.

Движение эволюции всегда направлено вверх, однако это движение идет по медленно восходящей спирали, а не поднимается по прямой линии. Процесс производит впечатление серии подъемов и спусков, но всегда сохраняет «импульс движения вверх», и даже если на время и «затеняется», то появляется в новых формах, подходящих к новым временам.

Творение прошло все этапы от Сверхразума к Материи (нисхождение), и на каждой ступени создало мир, царство, уровень, план или порядок. В процессе этого творения произошло погружение Высшего Сознания в материальное, ставшее бессознательным, и начался этап восхождения с постепенным проявлением его из этого бессознательного, пока оно не достигнет новых высочайших духовных вершин. Поэтому, уже начиная с уровня материи, скрытое бессознательное проявляет себя скрытой интуицией, поддерживая нужды творческой Силы.

В материи она контролирует всю деятельность материального мира от электрона до звезд и планет с их обитателями.

В жизни (витале) интуиция поддерживает ее развитие и руководит им, но она не готова для ментальной эволюции, проводником которой является человек.

В человеке творение следует тому же самому принципу восходящего процесса, а внутренняя интуиция развивается в зависимости от стадии, которой достиг человек в своем прогрессе.

Следовательно, интуиция — фактор бессознательный, но, безусловно, разумный и направленный - присутствует при начале вещей, их середине и завершении.

Высшая интуиция принимает надлежащую ей форму только при выходе за пределы ментала в область духовную.

Одновременно с ментальной эволюцией происходит процесс и иной эволюции, подготавливающей рождение духовного и супраментального существа. Она имеет два направления: одно — открытие оккультных (магических) сил в природе, скрытых планов, миров, замаскированных от нас материей (супрафизические миры), другое — открытие человеческой души и духовного существа.

Можно сказать, что Универсальное Сознание после своего погружения в Материю вело эволюцию по двум направлениям: одно — подъем к раскрытию Самости и Духа, другое — через уже развернувшиеся уровни ума, жизни и тела с целью привнести туда духовное сознание и воплотить, таким образом, главную цель творения материального Универсума.

Условия сегодняшней цивилизации, материалистической по существу - неизбежный эпизод. Все фазы человеческой истории можно рассматривать как разработку земного сознания, в котором каждая фаза имеет свое место и значение. Нынешняя, ментально-интеллектуальная фаза, имеет и еще одну цель - проверить, насколько далеко может пройти человеческое сознание с помощью интеллектуального, морального и этического контроля без вмешательства более высокого Сознания и Знания.С другой стороны, сможет ли этот уровень привлечь более высокое духовное сознание, более высокий Разум и заставить его контролировать развитие материи и жизни?

Ответ на этот вопрос затруднен, хотя на первую часть он скорее отрицателен, а на вторую — положителен.

Действительно, попытка человеческого интеллекта покорить материальную природу может сломать что-то в ее инерции и пассивности, но, произведенная исключительно для материальных целей с отрицанием духовного в качестве истинного базиса, она может кончиться лишь хаосом и распадом, как это уже неоднократно было.

Столь же неизбежно проявлялись в комбинации с упрямой неподатливостью материальной природы и извечная варварская жестокость, и наличие полуживотной витальной природы.

Свет ментального идеализма, романтизма, желание гармонии и справедливости, утвердившие себя в лучших умах человечества, каждый раз вынуждены были отступать под натиском более низких сил. И XIX, и особенно XX-начало ХХI века — яркое тому подтверждение.

Только с появлением духовного сознания и благодаря ему человек может встретиться с Высшим Сознанием. Религии, полные ментального и витального смешанного, беспокойного и невежественного содержания, могут увидеть лишь отдельные проблески Божественного; позитивистский разум с его видением, основанным на вещах таких, какие они есть, и верящий только в их реальность, не может увидеть вообще ничего.

Духовность — это новое сознание, которое должно развиваться и которое может придти только через раскрытие ума, витала, души Высшему Существу, Высшей Душе, Высшей Силе и Воле. Очень часто за духовное принимают другие вещи — ментальные, витальные, эстетические, моральные. Однако в них отсутствует та суть и та сущность, без которых духовное теряет свое истинное значение.

Нисхождение Высшего Разума — длительный процесс. Сверхразум должен вначале появиться в немногих, а затем распространиться на все человечество, но на это требуется длительное время. Люди в целом не понимают, ЧТО есть Сверхразум, и не осознают значения развертывания Сознания в мире бессознательной материи, поэтому не способны понять эту неизбежность.

На первом этапе принципы Сверхразума укоренятся в эволюции в результате нисхождения, с одной стороны, и максимального раскрытия ума, души человека — с другой. Результатом этого станет появление расы супраментальных существ, точно так же, как сегодня имеется раса ментальных существ.

В целом весь этот процесс должен быть постепенным, эволюционным и продолжаться до тех пор, пока все человечество не станет супраментальным.

Говорить сегодня о нисхождении Высших Существ на землю с целью ускорения нашей эволюции или о прямом вмешательстве более высоких Разумов не просто преждевременно, а ошибочно, ибо это противоречит и логике жизни, и Высшим Законам Бытия. Основные этапы эволюции могут быть только «прожиты», «проявлены» в ходе естественного процесса.

Есть три силы в Космосе, которым подчинены три вещи —творение,поддержание, разрушение.

Устранение силы разрушения предполагает творение, которое будет развиваться бесконечно и никогда не будет разрушено. В мире материи, витала, ментала разрушение необходимо для прогресса, для эволюции. В мире Знания-Истины творение — это постоянное развертывание без какой-либо Пралайи (растворение, разрушение).

Только с завершением этапа супраментальной эволюции человечества разрушение (смерть) утратит свой смысл и значение.

*** 

УНИВЕРСУМ

Люди не знают самих себя, не различают отдельных своих составляющих, воспринимая их в массе как нечто единое целое. Задача состоит в том, чтобы осознать величайшую ценность нашей природы и природы, находящейся над человеческим разумом, понять силы, движущие ею, поставить их под контроль знания.

Первое, о чем следует сказать — это сознание. Сознание не есть феномен, зависящий от реакции личности на силы природы и способный видеть или интерпретировать их. Сознание - это реальность, присутствующая в существе. Оно всегда там, даже когда кажется, что существо совершенно бессознательно и не одушевлено.

Сознание — это не только осознание себя и вещей; оно обладает также динамической и творческой энергией.

Есть области Сознания выше и ниже человеческого, с которыми обычный человек не имеет контакта; это области супра- и субментального.

Высший уровень — это состояние высшего существования, Бытия (Сат), высшего осознания самого себя и мира (Чит), высшего счастья и блаженства (Ананда), — т.е. уровень Сат-Чит-Ананда.

Сверхсознательное или подсознательное — это лишь относительные термины, а уровни сознания — это универсальное состояние, не зависящее от мнения субъективной личности; скорее, уровень личности формируется уровнем сознания, на котором она организована.

Концентрация и «расположение» сознания и делает личность преимущественно физической, витальной, ментальной или духовной.

Сознание не нуждается в чистом индивидуальном «Я» для своей работы.
Реальное «Я» не есть чистая индивидуальность, оно столь же широко, как Универсум, и даже шире — может содержать Универсум в себе, ибо оно — Атман, Дух.

Сознание — основа всего сущего, не только макро- и микрокосма. Это  сознание, организующее само себя; в форме оно становится материальным объектом. Если оно хочет освободиться, оно медленно эволюционирует из материи, проявляясь как жизнь, животное, человек и далее — более чем человек, проявляя себя как физическое, витальное, ментальное и супраментальное сознание.

Осознав их в полной мере, человек может ослабить ограничивающее напряжение сознания и перейти из жизни во внешнем существе к жизни во внутреннем существе. Если сделать это, то наше внешнее существование покажется чем-то удивительно маленьким, скучным и поверхностным, а внутреннее — богатым, бесконечным, неистощимым и абсолютно реальным королевством внутри нас.

Таким образом, сознание находится в основе всего сущего, и само определяет, какие пути ему выбирать для проявления. Один путь — это сверху вниз, от высших духовных уровней в более низкие (ментальные, витальные, физические); другой — снизу вверх, т.е. то, что мы называем духовной эволюцией.

Сознание составлено из двух элементов — осознание себя и вещей; осознание своих сознательных и творческих сил. Это значит, что должны быть воля и сила, чтобы сделать сознание активным.

Преимущество пребывания в истинном сознании состоит в том, что оно имеет правильное осознание, его воля находится в гармонии с Высшей Волей, а сила и энергия — в гармонии с Высшей Силой и Энергией.

Живущие в уме и витале вынуждены пользоваться только своими силами, волей и энергией, которые несовершенны и разделены, следовательно, и работа их несовершенна. Только в Сверхразуме осознание Воли и Силы автоматически эффективны. В супраментальном сознании нет проблем, возникающих в уме вследствие разделения — оно видит Истину как единое целое, высшая супракосмическая Сат-Чит-Ананда стоит над всем, а Высший Разум может быть описан как сила его самосознания и осознания мира, осознаваемого внутри себя, а не снаружи.

Универсум — это динамизм, движение, развитие, которое может быть охвачено лишь Высшим Разумом.

Божественное понимается как субстанция Универсума, присутствующая также и вне его, т. е. трансцендентально. Божественное повсюду. На всех планах сознания оно ведет себя по-разному в разных объектах своего бытия, но есть Высшее Божественное над всеми планами, из которого все они исходят.

Личное осознание Божественного может быть в форме или вне формы, то есть Божественной Личности как образа Единого, и человек видит его в той форме, которой поклоняется и которую ищет. Но искатель должен быть очень осторожен, очень чист в своем поклонении и поиске, поскольку иные силы могут имитировать форму, подделать голос и указания, что дает им большое преимущество, когда они соединяются со сконструированным образом, не являющимся истинным.

Таким образом, Высший Разум — это Знание—Истина; это динамическая, а не только статическая сила; не только Знание, но и Воля. Это супраментальная Сила-Шакти  в союзе с Единым. Высший Разум стоит над тройственностью ума — жизни — материи, которая является нашим сегодняшним проявлением.

Сверхразум — своего рода представитель Высшего Разума, который поддерживает внешнюю эволюцию Универсума. Верхняя половина поля Сознания — это Сат-Чит-Ананда, Атман, Супраментал; нижняя — ум, жизнь, материя. Разделяющая их область и есть Сверхразум.

Получая истинный свет от Высшего Разума, он «раскалывает» его на отдельные аспекты, силы, умножает виды, что ведет к уменьшению сознания. Так возникает принцип разделения. Причина того, что человеческий разум никогда не может придти к окончательному решению чего бы то ни было в том, что объекты бытия, создаваемые Сверхразумом, бесчисленны, и человек может продолжать вечно умножать философии или религии, в какие бы сверхсовременные формы они не рядились, но не придет к Истине.

В Сверхразуме нет путаницы потому, что он узнает Единое как опору, сущность; но в динамической игре он исполняет роль разделителя, умножителя и старается дать возможность каждой силе, аспекту, миру проявиться.

Каждый аспект, каждая идея, сила может быть реализована в своей отдельной энергии или в слиянии с другими, проявить свои достоинства, но это не создает дисгармонии в Целом, потому что Сверхразум имеет чувство Бесконечного, а в истинно бесконечном возможно существование многих бесконечностей.

Однако при дальнейшем спуске вниз по ступеням напряжение, разделение и сложность увеличиваются, ум действует путем представления и конструирования, путем анализа и синтеза — и окончательно утрачивает способность видеть Целое, видеть Суть, Истину.

Сверхразум — это также план Высших Богов мира, но Рай, Вайкунта, Галока и т.п. — это чисто человеческие концепции состояния Существ, находящихся за пределами человеческого разума. Нирвана — это не мир или план, потому что она направлена к уходу от мира и мировых ценностей, поэтому это состояние сознания или сверхсознания, не относящееся ни к одному какому-либо месту или уровню.

Ниже Сверхразума нет пропасти, все имеет свои связующие ступени, и человек может восходить по ним шаг за шагом.

Между Сверхразумом и человеческим умом есть определенное количество более просветленных уровней, с некоторыми из которых можно иметь прямой контакт, но для обычного человеческого разума они — Высшее надсознательное.

Фактически есть две системы — серия кругов, или оболочек с психическим в центре, и вертикаль с сериями расположенных друг над другом планов со Сверх- и Высшим Разумами в качестве узловых точек. Идя вверх, человек выходит за пределы ума. На каждой стадии подъема происходит переход в новое сознание  и слияние  этого  сознания с  природой  соответствующего  уровня:  через интеллект к просветленному уму, интуиции, к Сверхразуму, Высшему Разуму. Последний — это Супраментал, но и после него возможно развитие в мирах Истины, где творение не имеет ни начала, ни конца.

Над материальной физической вселенной есть самостоятельно существующие витальный и ментальные планы Универсума. Они обосновались в сознании Земли путем эволюции, но они существовали и сами по себе, до эволюции — они выше Земли и того плана, которому она принадлежит. Обычно более высокие планы распространяют свое внимание на более низкие.

Материальный план развил жизнь, повинуясь витальному плану; витальный развил ум, повинуясь ментальному; теперь ментальный план старается развить более высокий разум, повинуясь супраментальному. Через отдельные силы, энергии, движения, власти Существа более высоких планов могут приходить на более низкие для этой работы. Это не одностороннее поступательное, а в высшей степени пластичное движение, полное игры и возможностей.

Следует понимать, что каждый план — это особый мир со своими собственными движениями, силами, существами, типами, совсем не обязательно старающийся создавать какие-либо проявления на физическом плане.

Требуется нечто большее для того, чтобы превратить статическую, или скрытую возможность этих проявлений в динамическую, или прямое стремление к творчеству. Это может быть мощный ЗОВ из материального плана или кого-нибудь из физического бытия, осознавшего контакт с супрафизическим миром. Это может быть импульс на витальном или ментальном плане человека, пожелавшего распространить свое влияние на супрафизические планы. Это может быть давление супраментальной или высшей ментальной силы на витальный план, а через него — и на материальный в целом или на отдельных его представителей Это могут быть все эти вещи, действующие совместно.

Только в этом случае возможно максимально эффективное взаимное творчество. Для этого должна иметь место высокая готовность и осознанная необходимость, зрелость более низкого плана и его искреннее стремление к постижению, а затем и к творчеству. Именно поэтому столь важным представляется восходящий этап развития, в котором человек все более и более познает себя, раскрывает свой ум, Душу, пробуждает свою глубинную память, осознает стремление к творчеству. Без этого нисхождение любой силы будет или бессмысленным, или извратится настолько, что станет своей противоположностью.

Сами по себе эти планы статичны, замкнуты, сущности этих планов лишены возможности собственной эволюции, и только с «подключением» физического эволюция становится возможной.

Каждый план имеет свои истины, которые на более высоком уровне уже не истинны. Например, борьба между силами добра и зла, света и тьмы - истина «здесь»; при подъеме она теряет свою значимость, а в Высшем Разуме ее не содержится вовсе. Различие между личным и безличным — это истина Сверхразума, в Высшем Разуме такого разделения нет. Смерть — абсолютная истина для физического плана, на сверхразумном плане ее не существует.

Но и сам Сверхразум не однороден. Если рассматривать его «снизу вверх», то нижний уровень можно обозначить как ментальный Сверхразум, выше его — уровень сверхразумной интуиции, еще выше — сверхразумный гнозис. Последний может быть достигнут только теми, кто достиг полного Космического Сознания. Человек должен сначала пройти опыт более высокого ума, просветленного ума и интуиции, прежде чем достигнуть этого уровня.

Вопросы о Космическом Сознании и Космическом Разуме еще сложней. Сознание индивидуума, расширяясь, выходит в пределы Космического Сознания, вступает в отношения с ним, проникает в него, понимает его силы, движения, воздействует на него и что-то получает в ответ; может стать соизмеримым с ним — и даже включить его в себя.

Здесь есть две стороны — «ощущение», «переживание» Сущности свободной, бесконечной, молчаливой и неактивной, единой во всем и запредельной всему — и прямое динамическое присутствие, энергию, силу, действие различных форм. Но это невозможно до тех пор, пока человек не будет иметь чувство Бытия, соизмеримое с Универсумом. Тогда становится возможным прямой контакт с космическими силами, существами, движениями. Здесь полностью исчезают границы Эго, персонального ума и тела.

Раскрытие Космического Сознания обычно происходит постепенно. Все вещи начинают изменять свою природу и вид. Весь опыт мира становится радикально иным; появляется новый, более широкий и глубокий вид осознания, узнавания и контакта с феноменами. Ограниченность знания отступает до пределов почти бесконечных, а человеческий разум какого бы то ни было сорта уже не является инструментом транскрипции знания.

Сознание индивидуума — всегда часть Космического Сознания, но обычно оно ощущает себя как отдельное существо. Однако большая часть того, что оно содержит в себе, приходит именно из Космического Сознания. Сломав разделяющую их стену, человек сам осознает себя как Космическую Сущность, ибо в индивидууме нет ничего, чего бы не было в космической энергии.

Существует универсальный ментал, витал, физическая природа. Именно из них формируется индивидуальный разум, жизнь и тело. Высшее «Я», Душа, Дух запредельны этой природе — уму, жизни, телу, они принадлежат к высшим уровням, запредельным природе. И здесь очень важно не путать понятия Разума и Сознания - Разумы, существующие в Космосе, и Разум Космоса; Сознание человека — космической формы жизни — и Космическое Сознание.

Вещи, которых постоянно следует остерегаться в Космическом Сознании — это игра расширенного Эго, это космические иллюзии, это атака враждебных человеку сил, также являющихся неотъемлемой частью Космического Сознания. Все это можно познать только из опыта — ментального обучения или объяснения абсолютно недостаточно. Необходимо иметь сильную неэгоистическую искренность, крепкую опору под ногами и сильное, уже сформированное Высшее «Я» с его интуитивным пониманием Высшей Истины и стремлением к ней и только к ней.

Но и это не все. Над Космической Истиной — т.е. той, которая сейчас проявлена в Универсуме - стоит еще более высокая Истина. Она не просто независима от Универсума — она стоит НАД ним и порождает его. Для обычного ума понять действие Космической Силы, Воли, Энергии невозможно. Клетка человеческого тела, имеющая свое сознание, «думает», что Человек — это лишь результат отношений и действий клеток или органов, подобных ей самой, а вовсе не действие объединенной сущности неизмеримо более сложной конструкции. Таково же соотношение между индивидуальным и космическим существом.

*** 

ИНТУИЦИЯ.

Это — первый план, на котором есть реальное раскрытие в сторону полной возможности осознания. Именно через него человек может двигаться дальше — сначала к Сверхразуму, а затем и к Высшему Разуму. Интуиция видит Истину вещей посредством прямого внутреннего контакта, но она видит отдельными вспышками, точка за точкой, а не как единое целое. Кроме того, нисходя в ум, она смешивается с ментальными движениями и формирует смесь, что-то среднее между высокой Истиной и ментальным поиском.

Ментальное интуитивное знание охватывает некоторые аспекты Истины, но без ее полноты и определенности, и поэтому она может быть ошибочной, может быть настолько неправильно понята и применена, что становится ложной. Кроме того, ум легко имитирует интуицию таким образом, что трудно отличить истинную интуицию от неистинной.

Интеллект обычно не доверяет интуиции и требует ее проверки, что трудно или невозможно. Но то, что происходит от Сверхразумной интуиции, несет в себе такой свет, определенность, разумность и эффективную силу Истины, что интеллект уже не в силах ее игнорировать.

Есть интуиция высокого и просветленного ума, ментальная, витальная и даже тонкая физическая.

Обзор Универсума был бы не полон без описания такой важной его части, как Шакти.

Под Шакти подразумевается Сила, Мощь, Воля, самосущая творческая энергия Всевышнего, которая проявляет себя работой Пракрити, или Природы как Силы, Природы как Души, Природы как Силы, действующей в природе и материи.

Шакти, воспринимаемая как энергия, как сила, имеет много аспектов: Сознание-Шакти (Чит-Шакти), Жизненная Энергия-Шакти (Прана-Шакти), т.е. Энергия — сознательная творческая и жизненная Сила. Сама энергия едина на всех планах, только имеет разную организацию. В Веданте это  принцип Агни — начало, Божественная Воля, исполнительная сила Истины-Сознания, универсальное начало.

В человеке Агни — это базис всех форм, огненный принцип в трех основных формах: лучистой, электрической и газообразной (ведическая троица Агни).

Мир согласно науке — это игра энергий, именуемых обычно материальными; в Индии — это игра силы Духовной Сущности, будь то Майя или Шакти, иллюзия или реальность. Человек практически осознает энергию материи, жизненные и умственную энергии. Духовная Сила—Энергия существует скрыто и ощущается немногими. Основной критерий ее присутствия и действия — не материальный, а духовный результат, но она может иметь также ментальные, витальные и даже физические результаты.

Очень показателен здесь пример врачевания — допустим, врача «по необходимости», бездуховного — и врача «Милостью Божьей». Больной чувствует эту разницу мгновенно, и зачастую его излечивают не медикаменты, а именно «психическая» сила врача, поддерживаемого Шакти.

Еще более показательны случаи исцеления безнадежных больных, и не обязательно с помощью врача. Нередко исцелителем становится или человек - служитель церкви, или икона, образ, или сам больной, или человек, далекий от медицины и от всех официальных религий, но несущий в себе эту самую «Милость Божью». Подобных феноменов — сотни тысяч за всю историю человечества. В духовную силу надо вначале поверить, затем — довериться ей, и только потом использовать. И это не иллюзия, а истина.

Человек же, утверждающий, что он «гуру», «йог», «целитель», (в последние десятилетия — «экстрасенс», «биоэнергетик»), но не имеющий духовной силы и духовного сознания "либо шарлатан, либо обманывающий себя идиот" (Шри Ауробиндо). Это тем более так, если он, не имея духовной силы, берется открывать пути, которыми призывает следовать других. XX - начало ХХI-го века полны подобных примеров.

*** 

ЧЕЛОВЕК

Человеческое существо устроено невероятно сложно, однако в нем можно отчетливо увидеть две составляющие: более низкую — жизнь, тело и ум, и более высокую — Дух, Душу и Психическое Существо. Последние — это различные формы единой реальности.

Дух (Джива-Атман) существует сам по себе, стоя над проявленным существом. Он выше смерти и рождения, всегда один и тот же. Он есть Сущность индивидуального, или Атман, Вечное Истинное Существо индивидуума. Атман — это вечная свобода, поэтому его единение с Высшей Сущностью приносит чувство освобождения. Это необходимо для освобождения духовного, но для трансформации жизни и природы совершенно необходимым является пробуждение Психического Существа.

Душа — это Искра Божественного, входящая в само проявление, чтобы вести его эволюцию в материальном мире. Вначале это — недифференцированная сила Божественного Сознания. Цель эволюции — придать ей форму и обеспечить развитие.

Психическое Существо сформировано Душой в ходе эволюции, это — представитель Души в индивидуальной жизни. Оно поддерживает ум, жизнь и тело, растет с ними, переносит опыт из жизни в жизнь. Вначале Психическое Существо не осознается, его жизнь — это жизнь животная или человеческая, но не Божественная. Когда с помощью садханы (садхана — практика, посредством которой достигается совершенство, духовная самодисциплина, практика йоги) Психическое Существо овладевает низшей природой, становится возможным не просто освобождение, но и трансформация жизни, ума и тела.

Психическое Существо осознает свое единство с Истинным Существом (Джива-Атман), стремится к нему, но не переходит в него. Основная его цель — указать путь низшей природе человека к Божественному, трансформировать ее путем нисхождения более высокого Сознания, в то время как Джива-Атман уже един с Божественным в реальности.

Два стремления - снизу, от человеческой природы через Психическое Существо к Духу, и сверху - через Джива-Атман, более высокое Сознание - сливаются вместе, преображая существо. Чувство мира, чистоты и спокойствия появляется при соединении Высшего Сознания с низшим. Вначале оно прерывисто, нечасто, неустойчиво, но в конце концов становится окончательным при нисхождении вечного мира, света и тишины более высокого Сознания.

Индивидуальная Высшая Сущность — это часть трансцендентной и космической Сущности. При восхождении в более высокие и тонкие области сознания она знает себя в этом качестве, но на низких идентифицирует себя с поверхностной личностью.

Когда человек осознает свою истинную вечную Сущность, личность исчезает, остается вечное Божественное существование и происхождение. Сущность — это Божественное само по себе и одновременно — часть Божественного.

Понятие «Душа» используется на Западе крайне неопределенно и в разных смыслах: не делается различия между душой и разумом, обозначает Душу как психику или определяет ее как витальное существо желания. Также важно делать различие между Душой по сути и Психическим Существом.

Есть еще и Внутреннее Существо, составленное внутренним менталом, внутренним виталом и внутренним физическим, через которое Психическое Существо себя выражает. Душа не изолирована от них, но когда отпадает физическое тело, витальная и ментальная оболочки продолжают оставаться ее носителем, пока не рассеются и они.

Есть Ментальное, Витальное и Физическое Существа, отличные от Психического.

Душа же — это нечто от Божественного, Божественный Принцип эволюции в человеке. Именно Душа бессмертна. Она переходит от жизни к жизни, от проявления к проявлению, перенося суть опыта и достижения эволюции индивидуальной личности.

Души, восходящие к Сверхразуму, действуют по его принципу, т.е. действуют согласно своему праву на реализацию собственного мира, праву утверждать свой собственный принцип, свое видение, свою правоту. «Принцип индивидуальности» исходит именно от Сверхразума.

За всем стоит Психическое, поддерживающее все.

Душа, являющаяся принципом Божественной эволюции -   представитель Духа в Природе.

*** 

ВНУТРЕННИЙ МЕНТАЛ, ВИТАЛ И ФИЗИЧЕСКОЕ.

Внешнее — это ум, жизнь и тело. Джива-Атман (Центральное Существо) стоит над ними всеми, используя их для своего проявления. Это — часть Божественной Сущности, скрытой от внешнего человека, воспринимающего  себя как витальное и ментальное Эго. Лишь тот, кто начал познавать себя, осознает свое истинное, Высшее «Я», свое Центральное Существо.

При росте психической составляющей человек приходит к сознательному контакту со своим Центральным Существом «наверху», слышит его и воспринимает. Центральное Существо использует волю, чтобы контролировать и организовывать движение человеческой природы, и приводит к реальному духовному самопознанию в противоположность частичному, неполному и неистинному ментальному или моральному самопознанию.

Истинный (внутренний) витал, ментал и физическое обладают более широким сознанием, чем сознание внешнее, ограниченное жизнью, умом и телом. Когда внешние вещи занимают все сознание, человек сходит в физическое, поверхностное, неистинное. Даже ментальные и витальные движения ощущаются лишь как физические. Но если человек живет во Внутреннем Существе, он начинает ощущать истинное сознание, далекое от внешних проявлений сил Универсума.

Таким образом, в человеке всегда есть два сознания: одно внешнее, в котором он живет, и внутреннее, скрытое, о котором большинство ничего не знает. По мере развития человек начинает все больше и чаще жить во внутреннем сознании, чем в наружном. Сначала внутреннее сознание кажется сном, иллюзией, фантазией, а внешнее — единственной реальностью.

Впоследствии реальностью становится внутреннее сознание, а наружное кажется некой иллюзией, чем-то внешним и крайне поверхностным. На каком-то этапе эти сознания конкурируют, затем устанавливается равновесие, затем сознание внешнее целиком переключается на обеспечение жизненных потребностей, никогда не вмешиваясь в дела внутреннего. Внешнее Существо — это только средство выражения сущности, но не сущность.

Слова «ум», «ментал» на языке йоги обозначают ту часть природы, которая имеет дело с познанием и разумом, с идеями, с процессом мышления, с мысленным восприятием, ментальной волей.

Витал — это жизнь человеческой природы, составленная желаниями, ощущениями, чувствами, страстями, энергией действия, волей желания и инстинктов, принадлежащих к полю природы. На поверхности сознания ум и витал смешаны.

Одухотворенный ум — это ум, который полностью осознает сущность, отражает Божественное, видит и понимает природу сущности и ее отношения с проявленным, живет в ней и в контакте с ней, спокоен, обширен, открыт высокому знанию, независим от игры сил.

Высокий ум — один из планов Духовного ума, первый и самый нижний из них, находящийся над обычным менталом. Высокий ментал — это широкий и глубокий ум, который становится нашим полем при уходе внутрь или расширении в Космическое сознание.

Ум в физическом (или ментальное физическое) ограничен знанием вещей. Он ментализирует ощущения и не идет дальше этого.

Механический ум — еще более низкий уровень ментала, способный лишь на повторение обычных идей без анализа, синтеза и интеграции. Физический (механический) ум имеет дело лишь с физическими вещами и не принадлежит к истинно мыслящему уму.

Витал — это часть природы, зависящая от нее и отражающая ее. В нем можно выделить 4 составляющие:

1. «Ментальный витал» — придающий ментальное выражение (мысль, речь, письмо) эмоциям, желаниям, страстям, ощущениям.

2. Эмоциональный витал — место желаний, чувств и т.п.

3. Центральный витал — вместилище самых сильных желаний и реакций, поле множества витальных энергий.

4. Нижний витал — занят мелкими желаниями и чувствами, составляющими основную часть обычной жизни.

Сильный витал полон жизненной мощи, имеет отвагу, смелость, большую энергию, силу действия и творчества, яркие движения, великодушие для отдавания и силу для обладания, руководства и господства. Для такого витала часто трудно отдаться духовному уму именно из-за ощущения своей силы. Но если он сможет это сделать, то становится замечательным исполнителем Божественной работы. Слабый же витал никогда не сможет найти силы для того, чтобы стать духовным.

Витальность — это жизненная сила. Без витала не может быть жизни в материи и природе. Витал должен быть не разрушен, а очищен, трансформирован и приведен под духовный контроль. Именно поэтому аскетические системы, убивающие жизнь в ее высшем понимании, в Интегральной Йоге не поощряются.

Каждый из уровней создает свои планы — духовный, ментальный, витальный, физический; каждый имеет свое руководство и отражение на общем энергетическом плане (чакровая система).

Движения физического, витального и ментального образуют «временную личность», распадающуюся при уходе из жизни. В редких случаях, когда Высший Ментал и Высший Витал под руководством Психического полностью очищены, трансформированы, подчинены высокой духовной идее, могут разделить с Душой ее бессмертие. Душа в таком случае не уходит в универсальное психическое поле для отдыха и сна, а восходит в более высокие миры для продолжения работы.

Под подсознанием понимается та совершенно погруженная часть существа, в которой нет отчетливо осознанной мысли, идеи, воли, организованной реакции, чувства, но которая воспринимает смутные впечатления обо всем и накапливает их в себе. Они могут не осознаваться или осознаваться очень смутно, проявляясь во сне или бодрствовании в виде странных мыслей, желаний, настроений, часто облекаемых в символическую форму. Как правило, это старые витальные или ментальные образования, потерявшие свою структуру, разного рода штампы, стереотипы, комплексы, бессмысленные повторения.

Подсознание есть темный ум, переполненный самскарами (самскара -  ассоциация, впечатление, фиксированное понятие; привычная реакция, порождаемая прошлыми впечатлениями), темный витал, заполненный страстями, нереализованными желаниями и неоформленными страхами. Наиболее темное подсознание практически бессознательно. (Материальное «сублимированное» — это иной уровень: то, что не является несвязанным, неорганизованным, а лишь скрыто завесой от поверхностного сознания).

Подсознание — это автоматическая, темная, несвязная, полубессознательная область, в которую свет и понимание проникают с огромным трудом. Внутренний витал и физическое иные. Они более пластичны, имеют тонкое, богатое и свободное сознание, обладают немалым творческим потенциалом, более открыты Истине и находятся в прямом контакте с универсальным.

Подсознательное — не вся основа Природы. Это только самое нижнее основание. Человек должен рассматривать его как нечто, к нему не относящееся по сути — как маску, чуждость. Когда низкие вещи изгнаны из ментала и витала, они погружаются в подсознательное. Будучи изгнанными и оттуда, уходят в общее сознание, окружающее нас, и могут упорно возвращаться назад, используя любую возможность.

Подсознательное — главная опора инерции, механических упрямых глупых движений и стереотипов, немыслимо живучее и зачастую поступающее «по своему желанию» вопреки виталу и менталу.

Подсознательное — последнее убежище и бастион невежества, темноты и незнания. Человек подготовленный может, максимально сконцентрировав Сознание — Свет — Силу, направить его на эти уровни - но это тяжелейший труд, ибо индивидуальное подсознательное отделено от универсального тончайшей стенкой, и последнее всегда стремится войти в человека снова и снова. Это поле непрерывной битвы, где и решается судьба человека и человечества. Без очищения, осветления подсознательного невозможна истинная трансформация и супраментальная эволюция.

«Безголовое» — это очевидное название для подсознательного. Существа здесь не имеют «головы», так как нет не только ментального, но и витального сознания. Отсюда поднимаются «безголовые» инстинкты, воспоминания, страхи, суеверия. Они действуют на нас даже тогда, когда мы их не осознаем. У человека может быть ясный, светлый, прекрасный духовный «день», но ужасная «ночь», полная мрака, страхов, отчаяния, подмен, угроз. Вот почему так важно овладение техникой защиты, особенно во сне. Это трудная задача, но вполне достижимая.

В эволюционной работе по очищению этого грязного и темного подвала необходима строгая последовательность: ментал, витал, тонкий витал и тонкое физическое. Последний уровень, лежащий непосредственно над «подсознательным», может и должен стать надежным и верным помощником и защитником.

*** 

Теория духовной эволюции «предполагает эволюцию бытия в материальном мире от материи к воплощенному уму и универсальному Духу, одушевляющему эту эволюцию, в то время как наш индивидуальный Дух существует в универсальном и следует своему восходящему движению к предначертанной реализации, или освобождению, или к тому и другому.

Она может означать и много больше. Эволюция Души – реальный факт, возникновение всех более высоких форм – ее первое проявление. Мы могли бы допустить для человеческой Души прошлое и будущее, но поместив их выше или ниже земного плана и признав только одно каузальное или целенаправленное существование на Земле.

Но это означало бы, что два порядка прогрессирующего существования не связаны, а встречаются на короткое время. Это означало бы, что пробуждающаяся индивидуальная человеческая Душа вторгается в упорядоченную земную эволюцию и почти сразу же уходит из нее без какой-либо связующей причины или необходимости. И в особенности остается недостаточно объясненным феномен земного животного бытия и природы, Духовной и Супраземной Сущности этой Души, ее борьба за освобождение и бесконечное разнообразие уровней, на которых она в разных телах добивается господства над нижней природой.

Прошлая земная эволюция души, достаточно отвечающая этим уровням нашего смешанного бытия, и будущая эволюция Души, которая помогает нам постепенно освобождать Божество Духа, кажется единственно правильным и разумным объяснением усилий закованной в материю Души, которая достигла изменчивого уровня человечности среди общего постепенного проявления жизни, ума и Духа в материальном универсуме. Перерождение – единственный возможный механизм такой эволюции Души.»  (Шри Ауробиндо).

*** 

Шри Ауробиндо - фотография из Интернета


Рецензии