Занятие 33. Виды стиха

               
      БЕЛЫЙ СТИХ - стих без рифм. Чаще всего белый стих встречается в народных сказаниях, былинах, сказках, отличающихся большой напевностью, лиричностью и выразительностью.

  Высоко стоит
  Солнце на небе,
  Горячо печёт
  Землю-матушку.   
                А. Кольцов

  Белые стихи, в отличие от безрифменных, - это сознательное отступление от правил стихосложения, своеобразный художественный приём. На слух белый стих более приятен, чем верлибр. Метрическая организация остаётся неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них.
  Можно привести ещё один пример белого стиха: Это небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

  Наступило красно утро
  В середине где-то марта,
  А по тропочке средь леса
  Добрый молодец идет.
  Он ходил в далеки страны,
  Повидал немало дива.
   
   БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ - зародился в античные времена. Безрифменным стихом писали Овидий, Гораций, Вергилий и другие поэты древности. Этот вид стиха можно назвать далёким предком белого стиха.
   
  Нет, не завидую я, скорей удивляюсь; такая
  Смута повсюду в полях. Вот и сам увожу я в печали
  Коз моих вдаль, и одна еле-еле бредёт уже, Титир...
   
   "Буколики" Вергилий

   ВЕРЛИБР - свободный стих. Нерифмованные стихи без метра. Они разделены на стихотворные строки, не обладающие признаками соразмерности.

  ...Оказалось, что большой пёстрый кот
   С трудом лепится на краю крыши,
   Подстерегая целующихся голубей.
   Я рассердился больше всего на то,
   Что целовались не мы, а голуби,
   И что прошли времена Паоло и Франчески.   
                А. Блок

   В верлибре нет никаких правил, абсолютно никаких. Не нужно соблюдать метра, рифмовать. Почему же в данном случае верлибр относится к поэзии? Потому что верлибр - это текст, максимально изобилующий декоративной поэтической техникой. Тут работает аксиома: чем дальше автор в стихотворении отступает от метра, тем больше декоративных техник должно быть применено. Иного не дано. Разбирать верлибр с точки зрения строения скелета занятие абсолютно пустое.
   
   Я думаю о том
   что возможно существует язык
   в котором эта цепочка следов
   и есть вторая половина
   моей истории...
   
   ВОЛЬНЫЙ стих - сочетание стихов с различным количеством стоп в них. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. . Чтобы уйти от этого поэты иногда прибегают к такому виду стихосложения, как вольный стих. Виды такого стиха определяются в зависимости от вида стоп. Например, ямб с различным числом стоп называют стихом. Образец такого ямба мы видим у Крылова:

   Две бочки ехали: одна с вином,
   Другая
   Пустая.
   Вот первая себе без шуму и шажком
   Плетётся.
   Другая вскачь несётся.
   
  У вольного стиха имеется одна особенная разновидность - стих смешанный, который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:
  Давно в любви отрады мало:
  Без отзыва вздохи, без радости слезы;
  Что было сладко - горько стало,
  Осыпались розы, рассеялись грезы...
   
  В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй - трехсложный, то общее количество стоп разнится.
   
   ХОЛОСТЫЕ СТИХИ - стихи, в которых кроме зарифмованных строк, есть и не зарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Схема рифмовки холостых стихов может быть различной АВСВ, АВАС, ААВА и т.п. Этот вид стихосложения пришел в Россию из немецкой поэзии (холостой рифмовкой часто пользовался Г.Гейне). С начала девятнадцатого столетия холостые стихи стали обычными в русской литературе.

   Месяц тянется любовь -
   И ещё ни поцелуя!
   Сохнут жаркие уста,
   В одиночестве тоскуя.   
                Г. Гейне

   СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ - небольшое нерифмованное эмоционально насыщенное лирическое произведение отличающееся мелодичностью и напевностью. Примером такого произведения может служить "Песня о соколе" М.Горького.

  "Безумство храбрых - вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!"

   Стихи в прозе являются как бы промежуточной художественной формой между свободным стихом и прозой . Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такой вид стихосложения встречается редко, но поэтам забывать его не стоит.

   У М. Ю. Лермонтова есть прекрасные строки:

  "Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."
   
  МОНОРИМ - стих, построенный на одной рифме. В Европе и России применяется редко. Распространён в странах Ближнего и Среднего Востока. Рубаи Омара Хайяма также могут быть отнесены к монориму.

  Куда уйти от пламенных страстей,
  Что причиняет боль душе твоей?
  Когда б узнал, что этих мук источник
  У той в руках, что всех тебе милей...
                Омар Хайям.

  Разновидности монорима: газель, фард и др. Пример фарда:
  Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
  Когда уверен ты, что будет толк.   
                Саади

  Пример старинного европейского монорима:

  Холодеет жар камина,
  Смолкли звуки пианино,
  Отзвучала каватина...
  Где ж иных небес картина,
  Белый лебедь Лоэнгрина?
   
  АЛФАВИТНЫЙ СТИХ - стих, ведущий своё начало от Азбучной молитвы, написанной в Х веке. В этом стихе каждый стих или строфа (часто двустишие) начинаются с одной буквы.

  Азь словом сим молюся Богу
  Боже всея твари и зиждителю
  Видимыимъ и невидимыимъ!
  Господа духа посъли живущаго
  Да въдъхнёть в сердце ми слово
  Еже будеть на успехъ вьсемъ...
   
  Сочетание стихов, написанных разными стопами (и количество их также меняется в стихах) образует СВОБОДНЫЙ СИЛЛАБО - ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ. Например, в "Русалке" М.Ю.Лермонтова:

  Русалка плыла по реке голубой,
  Озаряема полной луной.
   
  Однако такой стих в литературе явление не очень распространенное.
  Кроме вышеперечисленных видов стиха, часто применяемых в русской литературе существуют так называемые экспериментальные (или экзотические) стихи, построенные на нетрадиционном построении строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам относятся: акростихи, панторим, реверс, бесконечный стих, буриме, шарада и др.
   
  АКРОСТИХ - стих, первые буквы всех строк которого образуют слово. Это достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать ему новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки.
  Примером акростиха могут служить следующие отрывки:

  Храня покой Отчизны милой
  Родных селений, тучных нив,
  У рубежей страны любимой
  Щитом надёжным мы стоим.
  Ей нашу молодость и силу
  Всегда готовы мы отдать...
   
  (Стихотворный памфлет, написанный в 70-ых годах прошлого века)
  или:

  Лазурный день
  Угас, угас.
  Ночная тень
  Ах! Скрыла нас.
   
  Известны еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это - мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы).
   
   ПАНТОРИМ - стих, в котором рифмуются все слова. В чистом виде встречается редко.
  Опьяняет смелый бег,
  Овевает белый снег,
  Режут шумы тишину,
  Нежат думы про весну.   
                В.Брюсов

   БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ - стихи с кольцевой рифмой, в котором конец переходит в начало. Примером может служить всем известное стихотворение:

  У попа была собака
  Он ее любил,
  Она съела кусок мяса,
  Он её убил.
  И на камне написал:
  - У попа была собака... и т.д.
   
   БУРИМЕ - сочинение стихов на заранее заданные рифмы. Как стихотворная форма буриме зародилось во Франции в первой половине семнадцатого века. В ХV11-ХV111 веках эта игра была модной в великосветских салонах многих стран Европы. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди любителей поэзии.
   
   ШАРАДА - стихотворение - загадка, иносказательно описывающая то или иное явление.
  Начало слова - зверь морской,
  В лесу растёт конец шарады,
  Отгадку в швейной мастерской
  Сошьёт портной вам, если надо.   
                (кит + ель = китель)

           Генрих  Ужегов


Рецензии