как будто...

Войдя в утробу матери из рая,
Подумав: "Так, должно быть, умирают"...
На самом деле продвигался к жизни,
Чтоб дотащиться до последней тризны.

Всю жизнь охвачен странным ощущеньем,
Что неспроста летаешь в сновиденьях...
Что был крылат когда-то, где - не зная...
Но ведая: там жизнь была иная.

И очутившись перед ликом смерти,
Жаль тело отдавать под купол тверди...
Взлететь бы, да забыл расправить крылья...
Они, ведь, всё-таки, когда-то были.

И память занозив животным страхом,
Шёл по тропе уныло, как на плаху.
Бояться глупо... знал, но что же делать,
Коль жалко своего лишиться тела.

Душа, как будто есть, но не потрогать...
Сомнений ядовит корявый коготь.
Не потому ли мыслями о рае
Последний миг заполнил, умирая.

Оттуда прихватив небесной пыли
С землёй сродниля в ежедневной были...
Но падая из глупости в бессилье,
Ты, будто, вспоминал о прежних крыльях.

28.06.2016

Краткий анализ стихотворения
Тема. Стихотворение посвящено осмыслению жизненного пути человека — от прихода в мир («из рая») до встречи со смертью. Ключевой мотив — воспоминание о «прежних крыльях», символизирующих утраченную духовную свободу или божественную природу.
Основная мысль. Человек на протяжении жизни ощущает разлад между телесным существованием и духовной памятью о чём;то высшем. Перед лицом смерти это противоречие обостряется: тело жалко терять, но душа словно помнит иное бытие. Память о «крыльях» становится последней опорой в миг ухода.
Композиция. Текст выстроен как философское размышление в 6 строфах:
1;я строфа — начало пути: парадокс рождения как «смерти» и одновременно движения к жизни;
2;я — ощущение инородности земного бытия (сны о полётах, память о крыльях);
3;я — момент встречи со смертью и невосполнимая утрата возможности взлететь;
4;я — страх перед расставанием с телом;
5;я — сомнение в существовании души и попытка заполнить последний миг мыслями о рае;
6;я — итог: человек падает «из глупости в бессилье», но в этом падении вспоминает о крыльях.
Тип речи. Рассуждение с элементами повествования (образ пути) и лирического описания (сны, ощущения, воспоминания).
Стиль. Художественный, с ярко выраженной философско;символической направленностью. Лексика сочетает возвышенные образы («утроба матери», «лик смерти», «небесная пыль») с разговорными оттенками («дотащиться», «падая из глупости»).
Средства связи предложений:
лексические повторы («крылья», «память», «рай», «тело»);
местоимения и местоименные наречия («там», «это», «такой»);
синтаксический параллелизм («Что был крылат…», «Что неспроста…»);
анафоры и инверсии, создающие ритмико;смысловые акценты.
Средства выразительности:
метафоры: «утроба матери из рая», «небесная пыль», «память занозив животным страхом»;
символы: крылья (духовная свобода, божественное начало), тризна (конец пути), рай (иное бытие);
эпитеты: «странное ощущенье», «корявый коготь» (сомнений), «ежедневная быль»;
олицетворения: «память занозив», «сомнений ядовит коготь»;
антитезы: жизнь — смерть, тело — душа, земля — небо, падение — полёт;
риторические конструкции: вопросительно;восклицательные интонации, умолчания, повторы.
Итог. Стихотворение представляет собой медитацию о человеческой судьбе как пути между двумя мирами. Образ «крыльев» становится центральным символом утраченной связи с высшим началом, а страх смерти — проявлением разлада между телесным и духовным. Текст сочетает философскую глубину с эмоциональной напряжённостью, используя богатую систему образов и риторических приёмов.


Рецензии