Из высыпанных зол...

  Из высыпанных на вольности земли неспешно вызревают нужды поколений: рассада молчаливых подлых дозволений с привычкой ожидать спасенья издали.

  На сборища толпа выносит смертный страх, с опущенным лицом взимая плату с чести
своей... и каждый с нею топчется на месте, в то время, как не дремлют стрелки на часах.

   Так и проходят жизни по дорогам лжи в подогнанных по меркам хитростей житейских
одёжках пестровато-ярко лицедейских... и каждая душа пред истиной дрожит.

  От капельки обид теряют чистоту... чем больше говорят, тем меньше ощущают. А жизни собирает смерть покуда в стаи... и выдыхают правду души на лету.

28.06.2016

Краткий анализ текста
Тема:
Размышления о сущности человеческой жизни, её иллюзорности и утрате подлинных ценностей. Автор затрагивает проблемы лицемерия, страха, отчуждения от истины и неизбежности смерти.
Основная мысль (идея):
Жизнь большинства людей проходит в обмане и самообмане: они прячутся за «одежды лицедейские», живут в страхе, теряют внутреннюю чистоту и подлинную связь с реальностью. В финале остаётся лишь горькая правда, которую люди «выдыхают на лету» перед лицом смерти.
Композиция:
1;я строфа — образ «вызревающих нужд поколений»: зарождение привычек, ожиданий спасения извне.
2;я строфа — коллективный страх, утрата чести, неподвижность при неумолимом ходе времени.
3;я строфа — жизнь как путь лжи и приспособленчества; трепет перед истиной.
4;я строфа — накопление обид, отчуждение от подлинных чувств; смерть как финальный сбор «стаи», момент истины.
Тип речи:
Рассуждение с элементами описания (образные картины «рассады подлых дозволений», «одежд лицедейских»).
Стиль речи:
Художественный, с ярко выраженной философско;лирической направленностью. Лексика возвышенная, метафоричная, с оттенком горечи и иронии.
Средства связи предложений:
лексические повторы («жизнь», «правда», «страх»);
местоимения и местоименные наречия («так», «каждый», «и каждая»);
синтаксический параллелизм и анафора (повторение конструкций с «и»);
семантические поля: ложь/притворство («дороги лжи», «лицедейские одёжки»), страх («смертный страх», «дрожит»), утрата («теряют чистоту», «собирает смерть»).
Средства выразительности:
метафоры: «рассада молчаливых подлых дозволений», «стрелки на часах» (время), «жизни собирает смерть в стаи»;
эпитеты: «молчаливые подлые дозволения», «пестровато;ярко лицедейские одёжки», «капелька обид»;
олицетворение: «весна пришла», «стрелки не дремлют», «жизнь собирает смерть»;
символика: «часы» (неумолимое время), «дороги лжи» (жизненный путь в обмане), «одежды лицедейские» (маска, роль);
антитеза: ложь vs истина, жизнь vs смерть, движение времени vs неподвижность человека;
инверсия: «из высыпанных на вольности земли», «выносит смертный страх»;
градация: «чем больше говорят, тем меньше ощущают»;
архаизмы/высокая лексика: «взимая плату», «дозволения», «лицедейские».
Настроение и тон:
Мрачно;философский, созерцательно;скорбный. Тон — обличающий, но без гнева: скорее горькое понимание человеческой природы, чем осуждение.
Ритм и звучание:
Свободный стих (верлибр) с внутренними рифмами и ассонансами («вызревают — дозволений», «страх — честь», «лжи — одёжках»). Звукопись подчёркивает тяжесть и замедленность движения жизни («с опущенным лицом», «топчется на месте»).
Итог:
Текст представляет собой философскую миниатюру о трагической раздвоенности человеческого существования: внешняя маска и внутренняя пустота, страх и ложь как привычные спутники, и лишь смерть обнажает последнюю правду.

То


Рецензии