О! Помоги... поэтическая миниатюра

 О! Помоги мне, мать святого сына! Тебе ль о всепрощении не знать? Тебе ль не ведать о души глубинах? О! Научи от боли не стенать... не упрекать... не обижаться сердцем на неисправность счастья. Помоги не оказаться счастья иноверцем тому, кто слаб, кого страшат враги.

 О, пожалей безропотную душу, боящуюся всякого греха, и оттого держащую натужно
безгрешие на поднятых руках. Останови потоки искушений, иль подскажи, как в них не утонуть. Скажи, могу ль сама дать разрешенье на выбранный себе по жизни путь?

 О научи не тратить силы света на тяжкий труд безвольного раба, смотрящего согбённо-безответно на то, как занимается судьба литьём колоколов изнеможенья
от странного бессилья прекратить безропотно-послушное служенье настырным страхам... счастьем согрешить.

27.06.2016

Краткий анализ текста
Тема
Духовный поиск, стремление к внутреннему освобождению и обретению силы через обращение к высшему началу (образ «матери святого сына» как символ милосердия и мудрости).
Основная мысль
Лирический герой ищет наставления, как преодолеть душевную боль, страхи и безволие, чтобы обрести право на собственный жизненный путь и не растрачивать силы на рабское подчинение обстоятельствам.
Композиция
Текст построен как молитвенное обращение, состоящее из трёх смысловых блоков:
первая часть — просьба о помощи в преодолении боли и обид;
вторая — мольба о защите от искушений и вопрос о праве на самостоятельный выбор пути;
третья — просьба научить не растрачивать жизненные силы на подчинение страхам.
Тип речи
Рассуждение в форме лирического монолога;обращения (молитвы).
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженными чертами поэтической и сакральной речи (возвышенная лексика, риторические обращения, инверсии).
Средства связи предложений
анафора («О!», «Тебе ль…», «Помоги…») — создаёт ритмическую целостность и эмоциональный накал;
лексические повторы («душа», «страх», «сила»);
синтаксический параллелизм («Тебе ль… Тебе ль…», «не стенать… не упрекать… не обижаться»);
местоимения и синонимы для связности («ты» ; «научи», «помоги»; «душа» ; «тот, кто слаб»).
Средства выразительности
риторические обращения и восклицания («О! Помоги мне…», «О, пожалей…») — усиливают эмоциональность;
анафора («Тебе ль… Тебе ль…») — подчёркивает значимость адресата;
метафоры («литьё колоколов изнеможенья», «силы света», «счастье согрешить») — создают образность;
эпитеты («безропотная душа», «настырные страхи», «безвольный раб») — передают состояние героя;
инверсии («души глубинах», «неисправность счастья») — придают речи торжественность;
градация («не стенать… не упрекать… не обижаться») — показывает нарастание внутреннего усилия;
оксюморон («счастьем согрешить») — подчёркивает парадоксальность ситуации.
Общий тон — молитвенно;просительный, исполненный внутренней борьбы и стремления к духовному освобождению.


Рецензии