О! Помоги... поэтическая миниатюра
О, пожалей безропотную душу, боящуюся всякого греха, и оттого держащую натужно
безгрешие на поднятых руках. Останови потоки искушений, иль подскажи, как в них не утонуть. Скажи, могу ль сама дать разрешенье на выбранный себе по жизни путь?
О научи не тратить силы света на тяжкий труд безвольного раба, смотрящего согбённо-безответно на то, как занимается судьба литьём колоколов изнеможенья
от странного бессилья прекратить безропотно-послушное служенье настырным страхам... счастьем согрешить.
27.06.2016
Краткий анализ текста
Тема
Духовный поиск, стремление к внутреннему освобождению и обретению силы через обращение к высшему началу (образ «матери святого сына» как символ милосердия и мудрости).
Основная мысль
Лирический герой ищет наставления, как преодолеть душевную боль, страхи и безволие, чтобы обрести право на собственный жизненный путь и не растрачивать силы на рабское подчинение обстоятельствам.
Композиция
Текст построен как молитвенное обращение, состоящее из трёх смысловых блоков:
первая часть — просьба о помощи в преодолении боли и обид;
вторая — мольба о защите от искушений и вопрос о праве на самостоятельный выбор пути;
третья — просьба научить не растрачивать жизненные силы на подчинение страхам.
Тип речи
Рассуждение в форме лирического монолога;обращения (молитвы).
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженными чертами поэтической и сакральной речи (возвышенная лексика, риторические обращения, инверсии).
Средства связи предложений
анафора («О!», «Тебе ль…», «Помоги…») — создаёт ритмическую целостность и эмоциональный накал;
лексические повторы («душа», «страх», «сила»);
синтаксический параллелизм («Тебе ль… Тебе ль…», «не стенать… не упрекать… не обижаться»);
местоимения и синонимы для связности («ты» ; «научи», «помоги»; «душа» ; «тот, кто слаб»).
Средства выразительности
риторические обращения и восклицания («О! Помоги мне…», «О, пожалей…») — усиливают эмоциональность;
анафора («Тебе ль… Тебе ль…») — подчёркивает значимость адресата;
метафоры («литьё колоколов изнеможенья», «силы света», «счастье согрешить») — создают образность;
эпитеты («безропотная душа», «настырные страхи», «безвольный раб») — передают состояние героя;
инверсии («души глубинах», «неисправность счастья») — придают речи торжественность;
градация («не стенать… не упрекать… не обижаться») — показывает нарастание внутреннего усилия;
оксюморон («счастьем согрешить») — подчёркивает парадоксальность ситуации.
Общий тон — молитвенно;просительный, исполненный внутренней борьбы и стремления к духовному освобождению.
Свидетельство о публикации №116062707915