Скрипка...
Я не умею слушать тебя такую...
Слёзы из глаз текут, как ручей-горюн.
Слушаю, знать не зная о чём тоскую.
Что ты творишь с душою, дитя волшбы?
Чем ты берёшь оплату за эти звуки?
В них и остатки счастья, и боль мольбы,
И вдохновенья пир, и лишенца муки.
В омут страстей влечёшь, завязав глаза
Нитями, распушёнными откровеньем.
Звуков твоих волшебных сочна лоза...
Жизнь умещаешь звуком в одно мгновенье.
Капни немного музыки в тихий плач
Девочки, занозившей о чувства душу.
Нынешний день ей страшен, как чёрный грач,
С инеем на пере ... ты сама послушай.
27.05.2016
Краткий анализ стихотворения
Заглавие: «Скрипка, не рви мне сердце рыданьем струн…» (по первой строке).
Тема: воздействие музыки на человеческую душу; переживание глубокой эмоциональной боли, вызванной звучанием скрипки.
Основная мысль: музыка способна пробуждать в человеке сложные, противоречивые чувства — от восторга и вдохновения до острой душевной боли и тоски. Скрипка становится метафорой ранимой души, которая «рвёт сердце» своей пронзительной искренностью.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: лирическое размышление с элементами обращения (апострофы) и образного описания.
Композиция:
1;я строфа — эмоциональное вступление: реакция на звук скрипки, слёзы, непонимание источника тоски;
2;я строфа — вопрошание к скрипке, осмысление противоречивости её звучания (счастье и боль, вдохновение и мука);
3;я строфа — образ втягивания в «омут страстей», мощь музыкального воздействия;
4;я строфа — обращение к музыке как утешению для страдающей души, образ «чёрного грача» как символа тревоги.Всего 4 строфы по 4 строки; рифмовка перекрёстная (АБАБ), рифмы преимущественно женские.
Языковые и выразительные особенности:
метафоры: «ручей;горюн», «нитями, распушёнными откровеньем», «сочна лоза» звуков;
олицетворение: скрипка действует как живое существо («творишь с душою», «берёшь оплату»);
эпитеты: «волшебных звуков», «тихий плач», «чёрный грач»;
сравнения: «слёзы… как ручей;горюн», «день… как чёрный грач»;
архаизмы/поэтизмы: «горюн», «лишенца муки» (усиливают экспрессию);
риторические вопросы: «Что ты творишь с душою…?», «Чем ты берёшь оплату…»;
символика: скрипка — душа, музыка — поток чувств, грач — тревога, иней — холодность, отчуждение;
звукопись: повторяющиеся сонорные (л, р, н) и гласные (о, у) создают тягучее, плавное звучание, имитирующее скрипичную мелодию;
синтаксические средства: обращения, инверсии («Слушаю, знать не зная…», «Капни немного музыки…»), эллипсис.
Общий тон: лирико;драматический, проникнутый тревогой, болью и одновременно восхищением перед силой музыкального искусства.
Свидетельство о публикации №116062700241