О парадигме неизбежности

О  ПАРАДИГМЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ
(мыслишки после референдума)
Парадигма неизбежности, мой вариант. Сермяжный: Мне как-то говаривал при встрече старик Гегель: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно».  Около двухсот лет минуло, а слова эти до сих пор сверлят мозг. Апостол Павел, хоть и жил на 18 веков раньше, соглашался с философом-немцем: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Мне, исходя из личного опыта, видится, что любое явление, от человека до институций, существует, ибо не может не существовать, и не существует, когда существовать не может. Другими словами, в природе и космосе каждый атом имеет своё место, не имеющий своего места атом перестаёт быть атомом. Только власть или человек, явление или установленный принцип перестают быть потребны кому-либо или чему-либо, они просто перестают быть. Мысли навеял референдум в Британии. Интересная штука, обще-концептуально единая Европа, даже в существующем виде, позитивная для решения проблем реализации прав человека, того самого, что «по образу и подобию», но в какой-то момент возникает неразумность всей конструкции из-за сбоев в системе винтиков и шестерёнок. Человеческая глупость ставит под сомнение разумность самой Европейской интеграции и создаёт предпосылки из-за мельчайших бракованных частиц превратить всю конструкцию в ничтожество. Первая бракованная архималенькая частица уже выявлена. Но и в том вся суть, что институционально её никак нельзя не заменить, не отремонтировать. Разумность идеи взаиморастворения стран возникла после войны, в какой-то момент маятник качнулся в другую сторону, разумность медленно угасает, действительности меняется. Бог этого желает или космос – предмет терминологии. Суть вся у Гегеля. Был ли разумен Горбачёв? Да, так как был действителен. Почему Горбачёв перестал быть, потому что стал неразумен. Не как личность, как политический фактор. Аналогично и про Наполеона, и про Цезаря, и про Нерона, и про Чингиз-хана и далее по списку.  Апогей разумности личности в истории или политического явления (Рим, Египет, Вавилон, Папство…) – есть апогей, экстремальная точка разумности. Для Наполеона, например, Аустерлиц. Для Гитлера – Париж. А потом камешек начинает катиться с горы. Камешек ЕС покатился, чему лично я совершенно не рад.
Человек такой же, он не умрёт, пока не выполнит миссию своей разумности: от слесаря управляющей кампании до президента сверхдержавы. Не бывает разумным недействительное, и не разумным существующее, фактическое, пусть оно и тысячу раз несправедливо. Для Космоса, т.е. для Господа, несправедливости нет.

2016, июнь 24
© Valery Savenkov


Рецензии