Пряхи Судьбы

Где в заветном лесу сидят пряхи попарно,
Старой прялки скрипит вещий бег колеса,
Саван смертный соткёт чернокрылая Карна
И укажут путь птицы душе в небеса.

Синеокая Доля кудель колдовскую
Разноцветными нитями в счастье впрядёт.
А вотоля* Недоля прясть будет жизнь злую,
Зраком серых очей опризорить берёт.

Бродит Жля по Руси с поминальным обрядом
По тропе лихолетий: то смут, то невзгод.
Но вот Лада в венце, и венчальным нарядом –
Освятит миг рожденья, как вечности ход.

Карна – славянская Богиня насильственной смерти, та, что карнает жизнь. Саrnа, в римской мифологии богиня подземного мира. Её перехитрил, благодаря способности видеть происходящее позади себя, Янус и, став её любовником, даровал ей власть над дверными петлями и колючую ветвь, с помощью которой Карна спасла младенца Прока (царя Альбы) от питающихся внутренностями новорождённых страшных ночных птиц стриг. Считалась также защитницей детей и хранительницей внутренних органов человека (Ovid. Fast. VI 106, след.).
Карнавал - праздник начала весны и изгнания Богини Карны (от позд­не­ла­тин­ско­го vale «прощай»).

Желя — предполагаемая славянская богиня печали и плача. Историчность данного божества признаёт только Б. А. Рыбаков и его последователи. Жля упоминается в «Слове о полку Игореве».
     Чешский хронист середины XIV века Неплах упоминает славянскую богиню Zela, которую следует соспоставить с Желей «Слова о полку Игореве». Желя, жаление — скорбь по умершим (отсюда «жальник» — могила) и даже целый комплекс погребальных обрядов.
     Если Гельмольд говорит о славянских божествах «горести и радости», то в этом смысле Желя могла получить какое-то олицетворение как второстепенное божество. Имя её встречается у многих славянских народов, и поэтому существование богини смертной печали можно возводить к значительной древности.

*Вотоля – об. дурная пряха.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.