Поэма трудных вопросов. 1320

Что движет этим миром непокорным?
Желанье утвердить главенство "я"
иль разодрать врагов, месть не тая
иль стать адептом истины бесспорным?

Не знаю, что им движет – мал обзор,
но лишь могу сказать поникшим людям:
мы по себе порой о Боге судим,
кладя на Господа весь наш позор.

Да кто нам право дал на осужденье?
Дано ли нам что-либо оценить?
Не лучше ль попросту Отца любить
и принимать во всём Его творенье?

Он создал всё: и благо, и позор,
чтоб мир мог плыть под жизни парусами,
создал и нас с глазами и сердцами
среди равнин, низин и вольных гор.

Он дал благое жизни пониманье,
не разрывающее этот свет.
В единстве восприятия – ответ,
в покорности есть истинное знанье.

От вовлеченья и ошибки есть –
не нам все силы жизни оценить,
нам нужно только незаметно быть,
а на вершину "Почему" не лезть.

Кто связей всех не видит (то есть мы),
тот жаждой осужденья полыхает.
Коль беспристрастность в нём не пребывает,
то видит он лишь "чёртовые" сны:

мир кажется преступным и порочным,
насильник торжествует над добром...
Но в акте осужденья этом, том
мы попросту воинственны и склочны.

Не знаем мы: во благо пасть иль жить,
что лучше: умирать или рождаться.
Нам нужно в благе смерти разобраться
и перестать Создателя пилить.

Он есть «добра» и «зла» неразделимость,
Он созидает, держит и круш'ит.
В Нём – всё: и вечности святой магнит,
и преходящего раж-возмутимость.

Когда мы ставим на чреду времён
или хотим владеть всегда вещами,
несчастья происходят сразу с нами,
и топчет душу наказанья слон.

Все накопленья мира ниже Бога,
Кто дал нам ощущенье тишины.
Уймём иллюзий пышных пьяных сны –
пускай к Любви ведёт всех нас дорога!

Любовь – сильнее разума и норм,
способна сплавить лет, миль миллиарды.
Любовь судеб людских меняет карты,
её не поколеблет мира шторм.

Любовь – невеста космоса и света,
она – невинна в нём, во мне в тебе,
Любовь ведёт вперёд назло судьбе
и вопреки пророчеству поэта... (26.6.1999)


Адрес фото:
Текст в связи с фото: Бог - Любовь   pravoslavie.by
Православие является единственной религией, которая учит, что Бог есть любовь (Ин. З, 16; 1Ин. 4,8), и что все Его действия по отношению к человеку и миру являются выражением только любви. Поэтому такие "чувства" Божий, как гнев, наказание, месть и т.д., о которых нередко говорят книги Свящ. Писания и святые отцы, — суть не что иное, как обычные антропоморфизмы, употребляемые с целью дать максимально широкому кругу людей в наиболее доступной форме представление о промысле Божием в мире. Поэтому, говорит св. Иоанн Златоуст, "когда ты слышишь слова: "ярость и гнев", в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых" (Беседа на Пс.VI. 2. // Творения. T.V. Кн.1. СПб. 1899, с.49).

Другие религии совершенно не знают, что Бог есть Любовь и их даже высшие нравственные представления о Боге не выходят за границы понимания Его как справедливого (греч. бог. правосудия Дика) и в лучшем случае милосердного ("всемилостивый и милосердный Аллах") Судьи. Поэтому во внехристианском представлении Божество действительно может и гневаться, и наказывать, и мстить. Подобное же находим и в ветхозаветной религии в которой главенствующим является т.н. юридическое понимание Бога. Таким же оно стало и в западных церквах после раскола (католицизме, протестантизме). Поэтому Ю.Ф. Самарин и определял католицизм как иудаизм в христианстве.

В то же время святые отцы, широко использующие в своих наставлениях различные антропоморфизмы, вполне определенно говорят, по какой причине они это делают и как следует из понимать.

Преп. Антоний Великий: "Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однакож, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним. Живя добродетельно — мы бываем Божьими, а делаясь злыми — становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас. но то. что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас. с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых. есть то же. что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения" (Наставления св. Антония Великого. Добротолюбие. T.1, п.150).

Св. Григорий Нисский: "Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, также щедрит (Исх. 33.19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаивались в возвращении через покаяние, взирая на милость..." (Свт. Григорий Нисский. Против Евномия. Творения. 4.VI, кн. 2, М., 1864, с.428-429).

Св. Иоанн Златоуст. "Когда ты слышишь слова: "ярость и гнев", в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного: говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых"(Беседа на Пс. VI. 2.//Творения. T.V. Кн. 1. СПб. 1899, с.49). См. Т.З, с. 100 на 1Кор. 31).

Св. Иоанн Кассиан Pимляиин:. Бог "не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей..."(Собеседование II, П.6). См. также митр. Вениамин (Федченков) "Молитва Господня".

Св. Иоанн Златоуст: "...потому Он и геенну уготовал, что благ" (Толков, на посл. к Филимону. Твор. Т.2, кн.1, СПб., 1905, с.905).

Нехристианские нравственные представления о Боге: справедливый, милующий, мстительный, коварный, страстный, всемогущий.

Священное Писание о Боге:

"Ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лук. 6; 39).

"Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5; 45).

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3; 16).

"В искушении никто не говори: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушает злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью" (Иак. 1; 13-14).

"Чтобы вы... могли... уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею" (Еф. З; 18-19).


Рецензии