Школа должна в рупор трубить - Ка-ра-ул!!!

Рецензия на «Спор о роли учителя» (Лина Чирко)  http://www.stihi.ru/2016/04/12/10264

«Не согласна «обслуживать»,
Но готова служить!
Дорожить детской дружбою   
И в профессии  ЖИТЬ!»
(Лина Чирко)

Сильное и яркое стихотворение. Полностью разделяю мысли и чувства, в нем воплощенные.
Вспомнилось:
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
(А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

«И задача конечная,
Твой  «продукт» - ЧЕЛОВЕК!»
(Лина Чирко)

Видимо, кому-то очень хочется видеть другой «продукт» - не человека, а машину для бездумного выполнения чьих-то заданий... Но пока на ниве просвещения трудятся такие честные, неравнодушные люди (не позволяющие тихо подменить главную задачу учителя) - не всё потеряно. Спасибо за Вашу гражданскую и человеческую позицию, уважаемая Галина Алексеевна!
А если бы дети получили ссылки на статьи Сан-Тораса — оболванивание и зомбирование населения было бы сорвано, пресечено на корню.))
С уважением,
Анна Витальевна Коростелева 1   22.06.2016 17:10   
*

________Некоторые "избранные места" из Санто - особенно касающиеся литературы - я озвучиваю на уроках. Приглашаю старшеклассников к дискуссии.
Так что из общения с интересным и глубоким человеком извлекаю еще и чисто профессиональную пользу. Как-то написала Сан-Торасу, что у меня к переписке с ним не только чисто человеческий интерес, но еще и "шкурный" - воспитываю новое поколение при посредстве его гениальных размышлений... Очень жаль, что ввиду удаленности от Москвы и Лос-Анжелеса не могу пригласить его к детям для личного общения.
Лина Чирко   22.06.2016 17:20

*
___________Будь моя воля, я бы включила статьи Санто (то бишь "рецы он-лайн" на соответствующие темы) в школьную программу.
А за Ваших учеников, Галина, я спокойна.))
Анна Витальевна Коростелева 1   22.06.2016 17:36   

*

___________Приветствую славных и серьезных собеседниц:))
Школа - вечная тема, а в свете модификации преобразования школьной программы
образовалось понятие: школа - это БОЛЬНАЯ ТЕМА!
Многие вещи у нас под копирку тащат с Запада, в том числе тесты, которые снижают уровень интеллекта всего генофонда.
Тесты - не могут быть основой обучения, ибо что такое образование?
 – Это, прежде всего, способность анализировать, сопоставлять и
 критически мыслить, а не выдавливать из тюбика памяти однозначно-зазубренные ответы:
 – Онегина написал: Пушкин, Шарль Перо или Марк Твен?
Тесты являются вспомогательной опорой, проверкой усвоенного материала,
 и не более того.
- Почему?
- Потому что помогают запоминать, но не учат обдумывать прочитанное и,
 тем более, не учат самостоятельно мыслить.
 Принцип мышления невозможно заменить зубрежкой.
Зачем слизывать систему тестирование и прочие системы  с Запада?
 - Разве мы   ЗЕРКАЛА чужих понятий?!
У меня складывается впечатление, что современное зеркало крадет у человека душу!
Ибо отражение вещей, стало  волновать людей превыше, чем их сущность.
Публичные лица больше заняты тем, как они выглядит, чем тем, что они из себя представляют.
В результате гонки за внешними эффектами, человек становится продуктом поверхностного отражения, а его внутренние ценности смещаются за пределы его самого.
Даже по телепередачам, фильмам, книгам, которые сейчас популяризируют, заметно насколько снизился общий уровень культуры.
Похоже, что основной контингент населения с невысоким айкью, на руку и политикам, и властям.
Возможно стране невыгодно иметь хорошо образованных, информированных, критически мыслящих людей, потому что знания снимают шоры, открывают перспективы обзора и человек обретает собственное “я”, самоиндефицируется, становясь "неудобным объектом"  для манипуляций его сознанием.
Задача школы должна быть направлена на формирование экзистенциальной личности, цели которой ориентированы на достижение материального благополучия и реализацию своего интеллектуального и творческого потенциала.
Но, сегодняшние программы обучения и воспитания, навязанные сверху и разработанные НЕИЗВЕСТНО КЕМ, производят впечатление КУЛЬТУРНОЙ ДИВЕРСИИ!...
- которая брошивается на головы учеников и учителей.
Первое -  я хочу знать ИМЯРЕК авторов новых  школьных программ!
КТО ЭТИ ЛЮДИ? КАК ИХ ЗОВУТ?
И второе - почему не учитывается мнение УЧИТЕЛЕЙ ПРАКТИКОВ?!
Команды раздают какие-то неведомые, безымянные "кабинетные генералы",
которые никогда не учительствовали в школе.
Школа должна в рупор трубить: КАРАУЛ!!! - А не терпеливо сносить гнет навязанных неадекватов.
Кто-то же должен остановить этот возмутительный бедлам и ОТВЕТИТЬ за  ВРЕДОНОСНЫЕ новшества!
Ибо складывается впечатление, что те, кто проводят уродливую систему образования в России - своих детей  предусмотрительно обучают в Лондоне.

Сан-Торас   22.06.2016 20:19

*
Спасибо Вам, Санто, за то, что анонсировали это стихотворение, за то, что так горячо и неравнодушно со мной и с другими обсуждали его в рецах.
Вы поистине всезнающий, во всё вникающий, обо всём болеющий человек.
ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных. Его мало кто сдает на очень высокие баллы. И дело не в тестах (далеко не столь примитивных, как их высмеивает М.Задорнов), а в неумении экзаменующихся интерпретировать поэтический текст и анализировать прозаические отрывки - именно отрывки из произведений, а не весь текст. Написать сочинение по эпизоду (при этом руководствуясь критериями) намного сложнее, чем, к примеру, проанализировать "Анну Каренину" - о ней-то в учебнике можно прочитать, выучить, критическую статью какую-то пересказать... У меня в прошлом году девчонка, участвовавшая в течение 2 лет в олимпиадах по литературе (следовательно, хорошо готовившаяся), сдала на 63 балла из 100. Это мало! Плакала. Не поступила в ГИТИС на отделение театральной критики, учится сейчас на подготовительном отделении...
И всё это при том, что я даю очень подробно теорию стиха и "дрессирую" их на анализ эпизода... Разные факторы воздействуют на результат экзамена. Некоторых ребят экзамен мобилизует - и они сдают лучше, чем учились. Некоторые пугаются, теряются, сдают плохо... А ведь в этих баллах - будущая судьба...
Лина Чирко   22.06.2016 22:32   

*

_______Линочка - тесты не столь примитивны, потому что у нас - это новшество.
Но я знаю, как это постепенно скатится, на более низкий уровень, потому что
лично проучился 30 лет в школе! - 10 лет в русской и 20 - в зарубежных,
которые заканчивали мои дети.
Система поступления в ВУЗЫ в США - много лучше, умней, справедливей, чем у нас -
это без двух мнений.
Дети поступают во многие ВУЗЫ без экзаменов - по результатам школьного обучения!
Кто не тянет учебу в ВУЗЕ - вылетает по результатом набранных в период семестра
баллов.
Учебу можно прервать на любом курсе - поработать, потом продолжить.
Учатся в США люди ЛЮБОГО ВОЗРАСТА - очень много зрелых и пожилых СТУДЕНТОВ.
Потому что они берут в ВУЗАХ те предметы, которые им ИНТЕРЕСНЫ.
Я был изумлен тем,как квалифицировали по зарубежным стандартам мой диплом по искусству и понял, каким образом, у них в кабинетах все стены увешаны ДИПЛОМАМИ.
Когда эволюировали мой диплом Академии Художеств - представьте только, получил Магистра по нескольким профессиям:
- Магистр исторических наук, Магистр искусствоведения, Магистр литературы и т.д. Оказывается количество часов, которые я проучился,слушая лекции, плюс защита этих предметов на Госах, эквивалентна их стандартам высшего образования в этих областях.
У них высоко ценят и уважают образованность, дипломы вывешивают на стенах
во всех офисах. Я, своей красный диплом, по искусству, кинул в ящик и первый раз достал
лет через 20,( потому что не работал по этой специальности)
но даже это мое предложение, для нашей ментальности, звучит нескромно,
сам факт, что упомянул о дипломе с отличием, будто задел этим кого-то или себя
выставил - а у них НА СТЕНЫ вешают!!!
- потому что человек ЗАСЛУЖИЛ, а это значит - достоин УВАЖЕНИЯ, и вправе гордится.
У них нет такой истерики с поступлением, как это придумали у нас и нет коррупции
на эту тему.
Хочешь в Гарвард - иди учись - но попробуй выучиться - нагрузка в ВУЗАХ
запредельная, списать - НЕРЕАЛЬНО.
И в школах другая система - лучше нашей, потому что по одним предметам ребенок
может преуспевать, а по другим отставать, при этом учится в одном, например,
5 классе.
А у них - по математике ты можешь учится, допустим в 5-том, а по истории, например, в 6-том, все зависит от уровня индивидуальных знаний.
Наша система слишком давит, ставит препоны, а поступление - превращается в ненормальный, дикий стресс, с элементами случайностей, вместо закономерных вещей.

Сан-Торас   22.06.2016 23:25


Рецензии
Санто, Галина Алексеевна! Горячо поддерживаю вас обоих. По существу проблемы хотелось сообщить следующее.

Даже неплохую идею зачастую дискредитируют те, кто претворяет ее в жизнь на местах.
Обычно это люди, привыкшие действовать по шаблону, по указивкам, не подключая мозги (или включая их только на одну тему: как при любом раскладе самим оказаться в выигрыше). А тот, кто инициирует процесс, может не знать ситуацию изнутри.
Что и говорить об идеях ущербных...

Положительный(!) опыт Запада (или Востока) надо применять с УМОМ, т. е.,
1. проверив наличие почвы для этого,
2. сто раз отмерив, прежде чем отрезать (или зарубить что-то своё),
3. используя творческий подход - то есть, брать на вооружение только хорошее и приемлемое (для нас), а не тупо копировать абы что и абы как.

Типичный пример — внедрение банковских карточек, призванных обеспечить удобство расчетов и минимизацию наличного денежного оборота. Да, где-то это удобно: можно в любом магазине расплатиться за товар, не таская с собой кошелек с деньгами. У нас таких магазинов к моменту перехода на карточки было — раз, два и обчелся. И люди, в добровольно-принудительном порядке наделенные картами, вместо комфорта получали дополнительную беготню после работы - в поисках банкомата - для снятия денег (оборот которых как раз требовалось минимизировать). А ведь можно было начать с создания ПОЧВЫ для новшества, а не с копирования его внешнего проявления.
Но сей пример - мелочь в сравнении с «издержками» реализации других идей.

Согласна с тем, что тестирование может использоваться лишь в качестве ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО средства. Например, для оценки знания фактического материала по истории. Умение же анализировать исторические события должны определять не тесты. А тесты в литературе — нонсенс, аномалия. Как по ним оценить способность человека к анализу и синтезу информации и формулированию своего мнения? Впечатление такое, что как раз всё это кому-то нужно вытравить, пресечь на корню - во имя формирования бездумных исполнителей чужих (даже самых бредовых) заданий. Кому у нас угоден человек, самостоятельно мыслящий, способный САМ во всем разобраться и ГРАМОТНО изложить свои предложения или претензии (в случае нарушения его прав)? Да никому! В этом собака и зарыта. Достаточно, что он будет строго следовать инструкциям и «жать на кнопки». Думать будут другие — которые "учились в Лондоне" (про Лондон Вы хорошо сказали, Санто). И так во всём. Кто обогащается за счет истребления деревьев и газонов — сам живет за городом, в престижном экологически чистом месте...

Бумаготворчество — тема, затронутая Галиной Алексеевной, актуальна не только для образования. В других сферах та же тенденция: каждое действие обрастает таким количеством бумаг, что на само действие (составляющее СМЫСЛ деятельности учреждения) у исполнителя почти не остается ни сил, ни времени. Какое уж там совершенствование работы и отстаивание истин? Зато убиваются два зайца:
1. создается иллюзия полезной деятельности тех «семерых с ложкой», которые должны по бумагам оценивать и строить «одного с сошкой»;
2. тому, кто «с сошкой», некогда думать.
Кому-то надо, чтобы он, захлебнувшись в бумагах, даже не помышлял о чём-то ещё. Как в анекдоте: работа так «УДОВЛЕТВОРЯЕТ», что после нее уже ничего не хочется.
Человек нужен только в одном качестве — как человек - ФУНКЦИЯ, придаток к компьютеру.
Работники вопят (поначалу), а «караван идёт». И самое страшное - то, что он «идет» в образовании и здравоохранении...

Галина Алексеевна! Порадовалась, что тесты не так плохи, как вещает юморист Задорнов.))
Санто! Отдельное спасибо за интересную информацию о том, как обстоят дела в США.

С уважением,

Анна Витальевна Коростелева 1   23.06.2016 17:31     Заявить о нарушении
Анна, Вы абсолютно правы в том, что любое благое начинание несет с собой издержки в виде неподготовленности инфраструктуры(как в упомянутом Вами случае с банковскими картами) или неконтролируемого увеличения "бумагооборота" - как в нашем случае с внедрением ФГОС.
У ЕГЭ есть две стороны медали. Экзамен по любому предмету состоит из тестовой части (ее объем в последние годы уменьшается) и письменной работы. В русском языке это анализ предложенного текста (нужно определить важнейшую проблему, затронутую автором, прокомментировать ее с опорой на текст, выявить авторскую позицию, согласиться или поспорить с ней, привести не менее 2 аргументов из художественной литературы, из публицистики или просто из личного жизненного опыта в доказательство своего мнения). По литературе - тестовая часть плюс сочинение-интерпретация стихотворения или анализ эпизода.
Для тестовой части дается отрывок из произведения - например, "На дне" Горького.
И вопросы на знание жанра, художественных приемов, судеб персонажей, литературоведческих понятий.
Вот пример:
1.К какому роду литературы принадлежит произведение М. Горького?
2.Назовите литературное направление, основному принципу которого – исследованию сложной взаимосвязи характеров и сформировавших их социальных обстоятельств – следует М. Горький в пьесе «На дне».
3.Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия?
4.Установите соответствие между персонажами пьесы и обстоятельствами, которые привели их в ночлежку.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
А) Сатин 1) служил в Казённой палате, за растрату денег попал в
тюрьму,затем оказался в ночлежке
Б) Барон 2) был скорняком, владельцем мастерской; уйдя от жены, лишился
«своего заведения» и оказался в ночлежке
В) Бубнов 3) был сторожем на даче в Сибири; ночлежка – один из пунктов его
странствий;
4) из-за сестры «убил подлеца в запальчивости и раздражении»,
попал в тюрьму, после тюрьмы оказался в ночлежке
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
5. Каким термином обозначаются авторские пояснения, комментирующие действия персонажей (выходя из кухни; ударяет себя в грудь рукой и т.п.)?
6.Как называется элемент сюжета, характеризующий действующих лиц, их взаимоотношения и предшествующий завязке?
7.Развитие действия сопровождается чередованием реплик действующих лиц. Укажите термин, обозначающий такую форму художественной речи.
А дальше - сочинение. Для примера беру задание по той же пьесе "На дне":

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
ТЕМА: В чём смысл слов Сатина: «Дважды убить нельзя»?
Вот как-то так...
В принципе, не настолько уж примитивно,чтобы нельзя было определить, умеет ли экзаменующийся мыслить и анализировать.
Это плюс.
Еще один плюс - в борьбе с вузовской коррупцией, которая к началу 21 века разрослась до небывалых масштабов: я слышала, что каждый факультет назначал свою "таксу" для поступления; кроме "блатников" и "позвоночников" (что по сути то же самое) остальные должны были платить... В карман преподавателю, принимающему экзамен, декану, зачисляющему студента или кому-то еще... А сейчас экзаменов "тет-а-тет" не существует, баллы абитуриентов выложены на сайте, откуда приемная комиссия их может взять. Плюс портфолио: дипломы и грамоты за участие в олимпиадах, победы в конкурсах тоже ребята выкладывают на сайт. Так что вуз имеет возможность выбирать студентов. А студент - даже из самой далекой глубинки - может не ездить в столицу, не толкаться в приемных комиссиях, а подать документы в 5 вузов, и если во всех он окажется в списках принятых, то выбрать один вуз из пяти и сдать туда документы для дальнейшей учебы.
Есть, конечно, и в таком раскладе лазейки. Кто-то умный решил ЕГЭ за выпускника-троечника (я сталкивалась с таким: в центре тестирования просто подменяли бланки), и благодаря высоким баллам тот оказывается в престижном вузе... а учиться не может - нет базовых знаний...
В общем, куда ни кинь - всюду клин...
Такое ощущение, что коррупцию и "кумовство" в этой стране победить невозможно.
Хотя "человеческий фактор" при сдаче экзаменов и зачислении абитуриентов почти отсутствует, но есть масса других факторов, негативно влияющих на обстановку в этой области.
Радуюсь за нынешних выпускников нашей гимназии. В 3-х выпускных классах 12 медалистов! Экзамены многие дети сдали великолепно: 98, 96, 93 балла из 100 возможных. Собираются в столичные вузы. И обязательно должны поступить!

Лина Чирко   24.06.2016 06:49   Заявить о нарушении
Добрый день, Галина Алексеевна! Спасибо за подробную информацию с примерами. Вы знаете ситуацию изнутри.)) У меня возник вопрос: у человека есть право выбора темы? Если он вообще не хочет писать по Горькому? (я бы не захотела).

Плюсы и минусы тестирования я познала в университете. У нас был тест по нац.счетоводству, который я прошла на "отлично", не истратив даже всего отведенного на экзамен времени. Так что, мне понравилось.)) Не понравилось другим - отличникам, привыкшим зарабатывать автоматы за "красивые глаза". Компьютер не очаруешь - он выставил "три". И было очень много психу по этому поводу. А потом эти студенты, желающие иметь пятерки любой ценой, нашли в компьютере эти тесты, нашли ответы и пересдали на "пять". Но это была оценка не знаниям (которые не изменились), а изворотливости. Что студентов вполне устроило (как в песенке: "не важно быть - сумей прослыть").

Анна Витальевна Коростелева 1   24.06.2016 08:30   Заявить о нарушении
"В принципе, не настолько уж примитивно,чтобы нельзя было определить, умеет ли экзаменующийся мыслить и анализировать". (с)

Вопрос в том, СВОИ ли мысли он будет излагать или то, на что его "натаскали"...

Анна Витальевна Коростелева 1   24.06.2016 08:34   Заявить о нарушении
Относительно выбора темы. Экзамен - в том числе тестовый - лотерея: что лежит в конверте, то и будешь решать. Радует только то, что можешь выбрать между анализом прозаического или драматического отрывка ( скажем, сцена из "Преступления и наказания", "Грозы", "Войны и мира") и поэтического текста (например, Блок, "Девушка пела в церковном хоре"). Поэтический текст сложнее анализировать! К тому же нужно при анализе привлечь аналогии - еще 2-3 поэтических текста. Причем "исходник" (текст Блока) напечатан в заданиях, а другие тексты нужно вспоминать. Не всем под силу!
То есть выбор есть, но из 2 текстов, "из двух зол" выбирают меньшее...
Что касаетсясписывания готовых ответов при тестировании - это действительно проблема.
В любом классе есть "ушлые хакеры", готовые перерыть интернет и отыскать эти ответы. И находят! Поэтому я разрешаю списывать, если это тренировочные тесты ("как вам совесть подсказывает" - оценки не ставлю, но предупреждаю, что для их же блага решать самостоятельно, т.к. тяжело в ученье - легко в бою). А контрольные тесты приходится самой составлять. Иногда беру задания из интернета, но перемешиваю варианты, чтоб ответы не сходились.Правильные ответы только у меня в тетрадке, а решают на листочках, которые я потом уничтожаю, чтоб другим классам не достались "пятерочные" работы.
А по части "натаскивания" - тут без вариантов! Приходится натаскивать! Вот Вы написали бы сочинение по фразе "Дважды убить нельзя"? А я во время изучения пьесы на этом акцентирую их внимание. Они рассуждают, я обобщаю, подталкиваю к правильным выводам. Чтобы, если подобная тема достанется, были во всеоружии.

Лина Чирко   24.06.2016 09:08   Заявить о нарушении
"Вот Вы написали бы сочинение по фразе "Дважды убить нельзя"?" (с)

Честно говоря, мне бы вообще не хотелось писать по Горькому.)) И в тесты я бы вопросы по нему не включила. Сейчас, с высоты жизненного опыта, можно было бы порассуждать на заданную тему. А школьникам это - зачем? Для них всё это - заученные красивые чужие фразы.

Анна Витальевна Коростелева 1   24.06.2016 11:21   Заявить о нарушении
Глядя на эти задания, еще раз согласилась с Вами в том, что лучше меньше, да лучше.))

Анна Витальевна Коростелева 1   24.06.2016 11:24   Заявить о нарушении
Читательские преференции не в счет: обязаны знать школьную программу.
А вот теорию литературы и элементарные навыки анализа освоить придется, чтобы сдать экзамен. И грамотно во всех смыслах излагать, и словарное богатство продемонстрировать не грех.
Хотя серьезные вузы дополнительно к результатам ЕГЭ устраивает и учитывает творческие конкурсы. Если поступаешь на журналистику, в МГИМО, в театральный - этого не избежать.

Лина Чирко   24.06.2016 11:43   Заявить о нарушении
УстраиваЮт и учитываЮт.

Лина Чирко   24.06.2016 11:47   Заявить о нарушении
У нас на выпускных и вступительных экзаменах предлагалось на выбор несколько тем.
Если бы был один Горький - пришлось бы писать по нему.))

Анна Витальевна Коростелева 1   24.06.2016 12:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.