Ясса

                “Там русской дух... там Русью пахнет!”
                Александр Сергеевич Пушкин, “Руслан и Людмила”.

Лес многостволен. Холстиною с ворсом –
русская пуста. Над ними просвет
сепией туч одиноко протёрся,
плотные войлоки молью проев.
            Смотрит в отдушину. Мутный рельеф
            змейкой плутающей влаги разорван.
            Блики рассыпаны – отсветы, зёрна
            током земных отворившихся вен.

Прячется лесом, мелькает у пашни –
кто там ползёт, извиваясь ужом?
Петли навил на кремлёвские башни
вынырнув вдруг из берёзовых рощ –
            дабы напомнить нам хватку и мощь –
            Ясса*. Куражится кольцами. Страшно?
            Бог, убаюканный славой вчерашней
            спит летаргически – не потревожь.

Пусть себе спит-почивает на кольцах
первая – главная – в паре голов.
Да не разбудят её колокольцы –
бой пустозвонного вздора из слов.
            Да не используют слово во зло:
            чудо проснётся, надумает ползать –
            много ли толку, много ли пользы,
            если под корень, если на слом?

Дух вавилонова столпотворенья
двух безусловно великих столиц –
встарь возведённая в ревности вере,
и, восприявшая греческий стиль
            многоколонностью мраморных гильз,
            поздняя. Диво двуглавое свергнув,
            дух, порождённый землёй, исковеркать
            не набралось человеческих сил.

У рубежа приполярного края
дремлет вторая его голова.
Волны балтийские вспучатся брагой –
в невскую вену врывается вал.
            Накрепко камень волну оковал –
            неодолимую ярость. Отваги
            Змея когда-то хватило отвадить
            неукротимую силу. Хвала.

Прежде дракон и ворочался – было –
рушил граниты, дробил в порошок.
Что же во гневе его утолило,
чем залечился смертельный ожог?
            Ящер кольцом катастроф окружён
            в собственный хвост и засаживал клинья –
            колья зубов своих. Хлынув калиной
            кровь отводила по капельке шок.
 
В сумерках луч новорожденный ясен.
Пройден полутора-тысячный год,
как православие приняло Ясса
под покровительство строгих икон.
            Но, не отвергнув родства своего
            Щур первородством земным опоясан:
            добрым – опора, но прочим – опасен –
            тем, кто его попирает закон.

Змееву землю не путайте с “Рашей”.
Где ещё в мире найдётся народ –
племя, в котором завзятый калашник
на́ спор такой самопал соберёт –
            доктору Шмайсеру… шмасть надерёт.
            В праздники – пахарь, буднями – бражник.
            Кто-то страдает, но э́тот лишь страждет –
            в раж, обезбашенно – духом, нутром.

Хочешь глазами увидеть Россию –
очно, в обход диаграмм и таблиц?
Брось свои промыслы. Ноги босые
втиснув в кроссовки, от шума столиц –
            поездом, нартами, вплавь – удались.
            Шествуй простором как новый Мессия.
            Кто-то подбросит попутно – мерси им,
            нет – пролетай, оторвавшийся лист.

Нет, не тревожьте обиды вчерашней –
вспять не воротятся воды реки.
Лучше с котомкой – в молчание чащи –
лучшее слово ей прибереги:
            иссиня ржавая рожь… Васильки.
            Серьгами сныть, пятаками ромашка,
            тысячелистника снежная кашка –
            пропадом здесь растуманься и сгинь.

Кольцами гул колокольный разносит.
Клинья тугой вызревающей ржи.
Осень и та узнаётся по косам
ив позолоченных. Тусклая ширь –
            век свой на сумрак её растранжирь –
            мало покажется злаковой ости –
            с внуков потребуешь, что бы и кости
            деда зарыли в земли этой жир.

Ясса не бросит славянскую расу.
Как Иегова у израильтян
Щур не оставил народ свой ни разу –
пусть он за рясу цепляется пьян.
            Древняя слава, защита и славян –
            князем на души их свыше помазан –
            душами властвует, только вот разум…
            в царственной власти находят изъян.

            02.06.2016
____________________________________________

*Ясса (он же Ящер, Юша, Яша, Йеша, Яже, Язе, и др.) – один из богов древних славян-язычников, одна из ипостасей Велеса-Чернобога или Перуна.
Правильность ударения и родовую принадлежность (Юша, Ясса, Йеша, Язе) не гарантирую, так как не нашёл ни в одном словаре.


Рецензии
Байрам, у
Вас всё глубже и глобальней лирика, не ошибусь произведение назвать поэмой. Браво!))), да и только, и вязь свою умудряешься сохранять, мне нравится)))!
Спасибо, правда, первый раз читать было тяжеловато, но оно и понятно - не частушки и не стишки..., а сегодня уже прочитала, как говорят с выражением,
удачи стиху и автору,
с теплом - Вера.

Вера Безымянная   24.06.2016 19:35     Заявить о нарушении
Поэма? Ну где же поэма? Поэма обязана быть эпической, то есть повествовать о каких-то героических событиях.
А в общем спасибо за отзыв, полегчало – тема деликатная, национальная,

Байрам Аннануров   24.06.2016 20:08   Заявить о нарушении
Как всегда, строг к себе во всём, поэма не обязательно должна содержать эпос, - это классика, а мы пишем современность...
Спасибо и Вам,
Вера.

Вера Безымянная   24.06.2016 20:32   Заявить о нарушении