Улыбки судьбы Эллы Крыловой

http://www.proza.ru/2013/03/21/2330

Воспоминания Эллы Крыловой представляют собой собрание своеобразных новелл, связанных с различными периодами ее творческой биографии. В центре каждой зарисовки – присутствует одна или несколько, в той или иной степени известных личностей (Лорес, Липкин, Лиснянская, Седакова, Фоняков, Ахмадуллина и многие другие). Еще с момента знакомства со скандинавскими и парижскими рассказами меня покорило серьезное и внимательное отношение автора к людям, не зависимо от занимаемого ими общественного положения. Не вдаваясь в излишние подробности описаний внешности и характера, всего несколькими штрихами автор рисует живую картинку, создающую яркий и запоминающийся образ. Даже в прозе Э. К. остается поэтом. Вот такой, например, предстает перед читателями Инна Лиснянская: «Она выглядела, как галка среди чаек…. Взгляд у женщины был как у ребёнка, которого родители забыли в дремучем лесу». Или отец Иоанн Береславский, которого позже назовут великим мистиком рубежа веков: «новые идеи сыпались из уст отца Иоанна, как перья из рваной подушки», и сестра Тереза, которая «в своем полумонашеском длинном и темном платье грациозно влезла в белый «Мерседес».
Иногда достаточно одной реплики - и характер высвечивается, как под увеличительным стеклом:«Не люблю я московские квартиры – обязательно на подоконнике увидишь пустые бутылки», - произносит редактор американского журнала «Время и мы» Перельман. Юмор в поэзии и прозе Э. К. – это тема отдельного большого исследования, на которое, конечно же, не претендует моя скромная рецензия. Хочу отметить только то, что нравится мне. Ироническое восприятие людей и событий совершенно не ставит себе целью рассмешить читателя, а выглядит органично и ненавязчиво. Тактичность и деликатность во всем, что касается человеческих отношений, без желания блеснуть своим умом (и остроумием), выпячивая чьи-то смешные стороны.
И в заключение хотелось бы сказать еще об одном качестве, присущем Э. К., как человеку и как поэту – о способности не поддаться влиянию чужих мнений и идей и оставаться самой собою в любой ситуации. И когда решался вопрос о вступлении в Союз писателей, и в истории разрыва с отцом Иоанном. Чего стоит только одна ее (мысленно произнесенная) фраза в ответ на совет С. И. Липкина не думать о матери и брате, а думать только о своем таланте: «И мудрецы порой говорят глупости»... Cколько талантливых и гениальных поэтов, и не только поэтов, решили для себя эту проблему совсем по-другому. Но это уже относится не к художественным достоинствам данного произведения, а к области нравственных аспектов психологии творческой личности. Знаменитые слова так любимого Эллой Х. Р. Хименеса можно в полной мере отнести и к ней: «Если тебе дают линованную бумагу – пиши поперек».


Рецензии