А красота была и есть...

Так много слов о красоте...
Да, всё не те...
Так в слепоте
Кичливы фразы в пустоте,
Неверны чувства высоте...
И в немоте
Уходят в прошлое надежды
Неизбежно.
А красота была и есть:
Везде... всегда... сейчас и здесь.


И если это красота -
Она проста...
Так пьют уста
Росинку чистую с листа,
И даже ягодку с куста
Одну из ста
Берут легко, сияя взором
На просторы...
И что важнее в жизни есть:
Счастливым быть сейчас и здесь?

20.06.2016

Краткий анализ стихотворения
Тема: осмысление истинной красоты и счастья. Автор противопоставляет пустые слова о красоте — её реальному, простому и доступному проявлению в повседневности.
Основная мысль: подлинная красота и счастье не в пышных словах и высокопарных фразах, а в простых, естественных моментах жизни — здесь и сейчас.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: рассуждение с элементами описания (лирический герой размышляет о природе красоты, иллюстрируя мысль образами природы).
Композиция:
1;я часть (строки;1–8) — критика пустых слов о красоте, ощущение разочарования («кичливые фразы в пустоте», «неверны чувства высоте»).
2;я часть (строки;9–16) — утверждение истинной красоты как простоты и естественности (образы росинки, ягодки с куста).
3;я часть (строка;17) — риторический вопрос, подводящий к главной мысли: важнее всего — быть счастливым «сейчас и здесь».
Средства связи предложений:
лексические повторы («сейчас и здесь», «красота»);
синтаксический параллелизм («Так много слов…», «Так пьют уста…»);
антонимические пары («слепота»;—;«взор», «пустота»;—;«простота»);
местоимения и указатели («это», «она»);
интонационно;ритмическая связь (чередование длинных и коротких строк, паузы).
Средства выразительности:
эпитеты: «кичливые фразы», «чистую росинку»;
метафоры: «в слепоте», «в немоте уходят в прошлое надежды»;
антитеза: пустые слова;—;простая красота; прошлое;—;«сейчас и здесь»;
риторический вопрос: «И что важнее в жизни есть: / Счастливым быть сейчас и здесь?»;
анафора: «Так много слов…»;—;«Так пьют уста…»;
лексические повторы и параллелизмы для усиления смыслового акцента («везде… всегда… сейчас и здесь»);
инверсия: «Неверны чувства высоте…», «Берут легко, сияя взором…»;
звукопись (мягкие согласные, плавные гласные) создаёт ощущение лёгкости и естественности.
Общий тон: созерцательный, философский, с лёгким оттенком грусти в начале и просветлением к финалу. Автор призывает увидеть красоту в простом и ценить момент.


Рецензии