То, что стоит за четырьмя строчками...

Скромненько (Сан-Торас)
*

Милый Ангел, я не хват,

Мне не надо денег кучи,

Но число - дохулиард!

Я бы скромненько озвучил.

*

_________Рецензия на «Скромненько» (Сан-Торас)
А и правда скромненько, Санто. Звучит однако.
Моё почтение, Анита
Анита Карелина   15.06.2016 20:49   
*
_______Привет, Анита:))
Вы не замечали тенденцию - в любом кино, когда
договариваются о деньгах, саму цифру
вслух не произносят - ее многозначительно
пишут на бумажке и молча читают...?
Ну, от я и, кагбэ, скромненько озвучил
это таинственное, непроизносимое число:))
Сан-Торас   15.06.2016 21:29   
*
_______Вечер добрый, Санто!
 Тенденцию замечала. Озвучки не приходилось слышать. Так что я ваше зазвучавшее очень эмоционально восприняла. То, что таинственное - это да. Почти мистика и эзотерика. А еще мне очень понравилось ваше слово "скромненько".
Анита Карелина   15.06.2016 21:44 
*
________Потому что обозначить конкретную сумму, кагбэ нескромно, видимо, от стыда
и смущения люди на бумажках пишут, даже вымолвить не могут.
А бумажки эти позорные тут же сжигают в пепельнице за столом - жгучий стыд - диалог:
- СКОЛЬКО?
- Пауза -(достает из нагрудного кармана обрывок какой-то бересты)
- ПИШЕТ МОЛЧА.
Другой МОЛЧА ЧИТАЕТ.
Потом костер и пепел... - Что это за ритуал?!
И почему озвучание какой-то цифры так замороченно:))
Сан-Торас   15.06.2016 22:54 
*
________Санто, конечно, сплошь и рядом такое кино. Вы правильно подметили: ритуал. Кто его придумал, не знаю. Но то, что вы отметили этот жгучий стыд - здорово! Вспомнила Ильфа и Петрова. У них ведь был такой смущающийся персонаж. Правда, там всё было не так ритуально. Ну и времечко настало! Даже не смешно, глядя на происходящее. А у вас так весело получилось. Спасибушки!
Анита Карелина   16.06.2016 07:17 
*
__________Самое занятное, Анита, что наш диалог высветил, размышления автора, которые стоЯт за этими четырьмя строчками. Ведь в самом стихо подоплеку его возникновения не вычитать - это я к тому, что многие считают, что пояснять стихи
ни к чему, мол де, это ущемляет читателя, типа, держит его за дурака.
Вод цитаты из моих рецензий на тему: "нужно ли пояснять тайные смыслы"
(с)
"Думаю, Санто, что никаких пояснений не надо. Более того: уверена в этом.
Ибо считаю, что нет ничего скучнее и даже оскорбительнее для стихов, чем разжёвывание автором их смыслов"
«А когда автор разъясняет читателю СВОИ замыслы - это означает, что автор не уважает читателя, "держит его за дурака".( конец цитаты)

_____Скажу, не претендуя на объективность: С моей точки прОзрения,
если читатель чувствует, что автор его держит за дурака и ему оскорбительна авторская интерпретация смыслов, то это трудности читателя!
Значит у него комплексы, плюс амбиции и уязвленное самолюбие.
Лично мне читать, мысли поэта о стихе, не менее интересно, чем читать само стихо.
Кроме того, считаю, что изложить свои подтексты не менее сложно, чем создать само произведение.
И более того - думаю, мало кто, вообще, способен дать интересные трактовки своим стихотворениям.
Потому что написать "пояснение", (чтобы оно было читабельным) не так просто.
Это, по сути, тоже самое, что дополнительно к произведению создать еще одно произведение.
Мне было бы очень интересно прочесть, что думал Блок, Марина, Бродский или Пушкин, когда писали свои рифмы.
Какой момент вызвал и толкнул стихотворение в жизнь.
Мне интересно, правильно ли я понял. Вот у Марины Цветаевой о Стенке Разине  персианочка:

«Сидит ровно божья мать,
да жемчуг на нитку нижет»______Это она бусы собирает, или плачет - жемчуг слез нижет?

У Пушкина к няне:

«Ты у окна своей светлицы
горюешь, словно на часах»_______Это няня "голубка дряхлая моя" - ждет его у окна,

на часах, как  часовой на посту? Или няня, как монашка, горюет на «часах»
то есть (читает молитвы старославянские. ЧАСЫ - так назывались молитвы).

Или Блок:

"Ты завернувшись в синий плащ ушла,
мне снится плащ твой синий…"______Синий - это потому что  у нее был синий плащ?

Или потому, что синий - самый трансцендентальный самый мистический цвет?
 Что он имел ввиду?

Читатель может чего-то не знать,  почему он при этом должен считаться дураком?
Дурак - это ни тот, кто не знает, а тот кто не понимает, после того как узнал.
И в самих трактовках смыслов меня не интересуют примитивные вещи,
мне бы хотелось услышать неочевидное!
 Я бы хотел перевернуть айсберг верх дном! А вдруг плывет одна макушка?!!
Конечно, автор не нужен, как инструктор к пылесосу, или поводырь на пик истины!
Мне даже  ни то интересно, ЧТО он изложит, а то, КАК он изложит!
Ибо в ауре текста личность поэта - превалирует над всем.
 Поэт - как нимб вокруг своего стихотворения!
Но мне говорят: "Нет ничего скучнее, чем читать пояснения!"
СОГЛАСЕН! - Если они скучны – до свиданья тема!
А вот попробуйте, чтоб ни скучно!
Я обожаю черновики Пушкина!

"Цыганы  пестрою толпой… зачеркнуто.  сверху пишет "Яркою толпою…"
 снова перечеркнул - и наконец -   "ШУМНОЮ толпой"!!!!

Потому что  "Пестрое" – рябит,  "Яркое"  -  слепит, а "Шумное" – тревожит, беспокоит!
Он  хотел передать  - "Шумною толпой"! - на шум выглядываешь в окно. - Шум будоражит!
Значит Пушкин взбудоражить хотел читателя цыганской толпой, а не ослепить или рябить в глаза.
Пушкин искал точное, единственно точное определение, которое сообщает, передает  его чувство читателю, как собеседнику.

А стихиряне часто любят парировать на свой несовершенный стиш, фразой:
 -  Так вылилось! Это я написал за 5 минут....
Означает: Какой я молодец! Из меня необыкновенного так и вылетают стихи!

А предложишь поработать над текстом – обида!
Что подразумевает такая обида?
- "Если меня надо улучшать, значит, я,  не так хорош?"
В довершении часто звучит, примерно такая афоризма:
 
"Принимайте меня таким, каков я есть!"

- Это пусть акушерка тебя принимает, какой ты есть!
А я читатель! - Мне усовершенствованный вариант требуется!
Максимально улучшенный!

Мне кажется - ничего не надо пояснять, когда  автору ничего сказать, а читателю все равно какая мысль вложена в произведение, он наделяет его своей белибердой, и пускай себе истина отдыхает - молча, где-нить в сторонке:))
Сан-Торас   16.06.2016 08:42
*
_________Санто, согласна с вами.
 Считаю, что так и должно быть: написано стихо - надо обсудить, отметить положительное. Но я заметила, что на самые лучшие стихи обычно отзывы пишут крайне мало. Вспомнила, как не очень давно прочла безграмотнейшее стихо на патриотическую тему. И тема хороша, а русский язык в каждой строке - практически пародия на русский. Отзывов хвалебных - море. Вот с тех пор думаю, а может, надо критикнуть, чтобы думала стихобратия о том, что пишет и что читает и на что отзывается.
Анита Карелина   16.06.2016 21:05
*
___________Милая Анита, это удивляет многих, но суть в том, что 80% рецензий
диктует не тема искусства, а человеческий фактор. Рецензии не соответствуют
своему назначению, которе включает: "анализ и оценку произведения" - в данном случае рецка - это формат общения, что к самому творчеству
отношения не имеет.
И, как правило, большинство рецензий интересны только знакомым между собой людям.
Мои рецы, видимо, исключение из правил, потому что их читают как произведение, о чем сообщают мне сами читатели.
Сан-Торас   16.06.2016 23:55 
*
_________Санто, вы и вправду исключение.
Пусть к вам на страничку всегда приходит как можно больше ценителей искусства.
Анита Карелина   17.06.2016 00:43   
*
___________Благодарен за добрые пожелания:))
Уточню: - исключение не в смысле "цаца из всех цац", а по факту содержания
текстов, которые представляет интерес не по причине знакомства с автором,
 а в силу качественного обмена мыслями.
Славного Вам настроения, заходите на огонек, рад Вам:)
Сан-Торас   17.06.2016 01:06


Рецензии
Санто, прочла с удовольствием. Задорно написано про "трудности читателя". Да и строки классиков здорово подобрали и прокомментировали. И даже себя чуть ли не классиком прочувствовала с "исключением". Кстати, у меня есть из неозвученного.

Любить иных тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь.
Всё это – не большая хитрость.
(Б. Пастернак)

Хитрить не буду: тяжкий крест
Любить красотку без извилин.
В отсутствии их что-то есть.
В познаньи мир опять бессилен.
Когда отсутствуют в мозгу -
Куда не шло, но если в теле...
Представить даже не могу
Фигуру без извилин в деле.
И стоит ли из сердца трясть
Какой-то сор? Не для поэта.
Ему б бушующую страсть
Сложить в нехитрые сонеты.
Скажу: Борис, ведь ты не прав!
Но осуждать – не моё дело.
Загадкой остаётся Явь:
Чем без извилин ценно тело?!
(А.К.)

Анита Карелина   17.06.2016 22:45     Заявить о нарушении
___________Приветствую, Анита!
Славный стиш у Вас получился:)) Сложность вторить Пастернаку,
заключается в том, что у него каждая строка заканчивается согласным звуком.
Сплошные, мужские рифмы, требуют мастерского письма. Я попытался не
скатываться на гласные в конце строк, удерживать иронию и подключить ассоциации
известных произведений: Цветаевой, Есенина, Пушкина и, конечно, самого Пастернака.
Но сходу все это сочетать непросто, не знаю пока, что удалось в этом экспромте, мне эти вещи становятся очевидны только со временем, когда текст отлежится, отдохнет :)))

***

Любить живых - тяжелый труд,
В особенности без извилин
И этих прелесть безрассуд
Разгадкам жизни непосилен.

Любить иных - о, не вопрос!
Я вас любил, чего же болен?
За тем, что боли передоз
Не будь я вами алкоголен.

Уж лучше б вы больны не тем!
Уж лучше мне болеть не этим!
Чтоб шар земной, сплошных проблем,
Кружил под нами снег и ветер.

Сильней любви - любовь без губ,
Без рук, без тел, когда б не младость,
Я был не грешен и не груб,
Зачем не мне вы вся досталась?!

Уйду в просторы тайн и снов,
Незыблем, тих и безкорытен.
Я вас любил всей страстью слов,
Всей силой чувств, всем чудом истин!
:))

Сан-Торас   18.06.2016 13:15   Заявить о нарушении
Ой! Санто! Это вы здорово вдохновились. Дальнейшей вдохновенной удачи.
Ктати, у Патернака я не обнаружила мастерства в этом стихо, несмотря на его сугубо мужские рифмы. Понимаю, конечно, что он мог вкладывать другой смысл в "извилины", но у него получилось как-то двояко.
Для меня главное - эмоции, энергетика текста. Чуть не туда с "правильностью" - всё, чувства уходят, а гармония энергий улетучивается. Хорошо бы всё совмещать, но когда идёт подгон под правила стихосложения, часто нарушается и звучание стиха и его смысл. Как-то так.

Анита Карелина   18.06.2016 15:32   Заявить о нарушении
О любви написано море, но суть в том, Анита, что эти строки Пастернака,
не затерялись каплей в волнах слов, они известны и запоминаются,
именно своей двоякостью, неудобностью, в сочетании с глубиной
внутреннего смысла, что и сделало их неповторимыми.
А гласные звуки в конце каждой рифмы, избавили этот текст от излишней сентиментальной слащавости и банальности, которая присуща теме
- "Ты прекрасна спору нет".
К тому же, не исключаю, что двойственность смысла, Пастернак задел
намеренно, похоже, что - "Всё это – не большая хитрость":))

О том, что не столь все в ней гладко без изъянов - говорят строчки:

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь. __________ и последнее слово, все же - хитрость:))

Сан-Торас   18.06.2016 15:51   Заявить о нарушении
Ох, Санто, не понимаю такой несентиментальности в стихах. Буду спорить с вами. Хорошие стихи о любви никогда не бывают слащавы и банальны.
Был у нас в ЛИТО случай, когда одну нашу даму откритиковали не совсем заслуженно. На следующее заседание и пришла с "новым произведением", которое откритиковали с ещё большим вдохновением. Но когда она сказала, что это было мало известное произведение Бунина... все смолкли. Традиционно ИМЕНА знаменитостей имеют особую магическую силу и не пристало их подвергать разборкам. Правда? А ведь их есть за что покритиковать, но у нас традиционный запрет на это ещё со школьной скамьи.
Не спорю, что у Б.П. множество достойных стихов, однако есть и проколы.

Анита Карелина   18.06.2016 20:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.