Печальная ива

То ли косы печальная ива
Уронила задумчиво в реку,
То ли  юбку свою нерадиво
Измочила с покатого брега...
Издали не понять, в самом деле,
Но печальность, однако, видна.
Будто ствол над водой еле-еле
Обессиленно держит она.

Кабы встретить ей верного друга,
Что, погладив красавицу нежно,
Скажет: "Милая, глянь-ка,округа
Счастье радости пьёт безмятежно".
Но глядит отражению в очи,
И рисует круги на воде.
Кто ей грусть на веку напророчил?
Что ей проку в печальной узде?

Искупаться бы с нею, красоткой
Да набрызгаться вволю шутливо.
И ещё, проплывающим лодкам
Помахать... но печалится ива.
Только ветер шалун неуёмный,
Фаворит и у солнц, и у лун,
Отойдя от приличий закона,
Ей под юбку, шутя, заглянул...

Зашуршала листвой серебристой,
Засмущалась от шутки повесы,
Но в воде взор успел отразиться
С удивлением и интересом.
Мир, внезапно, как будто, заметил,
Что красавица очень мила:
Смотрит искоса, где бродит ветер...
Видно только его и ждала.

16.06.2016

Краткий анализ стихотворения
Тема
Образ ивы как олицетворения печальной, задумчивой женской натуры; пробуждение чувства благодаря легкому флирту с ветром.
Основная мысль
Даже в грусти таится ожидание радости и тепла; лёгкое внимание (шутка ветра) способно пробудить в «печальной» душе интерес к жизни и ощущение собственной привлекательности.
Композиция
Зачин (1;й строфа): задаётся мотив неясной печали ивы, двойственность образа («косы» / «юбка»).
Развитие (2–3;я строфы): углубление темы одиночества, мечта о верном друге, риторические вопросы о причине грусти.
Поворот (4;я строфа): появление ветра;шалуна, первая реакция ивы на внешнюю игривость.
Развязка (5;я строфа): преображение — ива смущается, но оживает; мир «замечает» её красоту, а она — ветер, которого, видимо, ждала.
Тип речи
Художественное описание с элементами повествования (развитие действия от статичной печали к движению и эмоции).
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью, разговорными вкраплениями («глянь-ка», «кабы», «набрызгаться») и игривой интонацией.
Средства связи
лексические повторы («печальная» / «печалится», «грусть» / «печальная узде»);
местоимения и анафоры («то ли… то ли…», «но…»);
синтаксический параллелизм и риторические вопросы;
звуковые повторы и аллитерации (шипящие и свистящие в строках о ветре и листве).
Средства выразительности
олицетворение: ива «уронила косы», «держит», «глядит», «рисует круги», «зашуршала», «засмущалась»; ветер — «шалун», «фаворит», «отойдя от приличий», «заглянул»;
метафоры: «печальная узде», «счастье радости пьёт безмятежно»;
эпитеты: «нерадиво», «обессиленно», «неуёмный», «серебристой»;
сравнения и условно;гипотетические конструкции («кабы встретить…», «будто ствол…»);
ирония и игра: «под юбку, шутя, заглянул», «фаворит и у солнц, и у лун»;
риторические вопросы («Кто ей грусть на веку напророчил? Что ей проку…»);
инверсия и разговорные формы для живости интонации.
Вывод
Стихотворение строит тонкий психологический эскиз: через образ ивы показывается переход от задумчивой печали к робкому пробуждению чувства. Игра с антропоморфными образами (ива и ветер) и лёгкая ирония придают тексту воздушность и надежду. Звукопись и синтаксис поддерживают ощущение шелеста, движения и внезапного оживления.


Рецензии