Эпитет

Идти стезёю правды и добра?
Придётся много потрудиться,
Добиться славы и тогда...
***
Эпитет послан был в поэзию давно
Решением собрания богов с Олимпа.
Другим решением велели Нимфам,
Что б проследили за послом.
Что б на Земле трудился эффективно,
Без лишних эротичных снов,
Отдать его в объятья слов,
Что б время проводил активно,
Добрался до стилистики основ!
Эпитет стал так доблестно трудиться,
Красивые наряды шить из слов.
Он понял, что в поэтике капризной
На это возрастает спрос,
И вскоре от простого, всем привычного
До уровня метафоричного возрос.
Мы знаем, что в стилистике Эпитет
Обычный, постоянный, бытовой.
Для слов простых и сложных, как обитель,
А в старину считали - дом родной.
Похоже, в связке с каждым словом
Лишь он отказ рискует получить,
И всё же - ни молотом с серпом, ни ломом
Их никому не удавалось разлучить.
Оно с ним и устойчиво, и образно красиво,
А в связке - поэтически звучит:

«синее море, тихий звон,
добрый молодец, борзый конь,
калёная стрела, мёртвая вода,
красна девица, живая вода,
длинная дорога, тёмная ночь,
горючие слёзы, широкая степь,
жёлтая луна, белый снег и т.п.»

-А где-то мы встречали столь яркий Эпитет?
Ах, да! У. М. Успенского похожий пиитет.
А что писал он: рассказ, эссе, сонет?
Молчи, лентяй. В романе «Там где нас нет».
Прочти, поймёшь, что раз пародия
Столь образно сильна,
Для творчества высокого нам сил придаст она.
Посмотрим на возможности
Приёмов пародических
Играть под сводом сложностей
Всех правил поэтических.

«Молодцы у нас все, как один, добрые,
А девицы - красные, мужи - доблестные,
Жёны - верные, старцы - премудрые,
Старушки - сердобольные, дали - неоглядные,
Леса - непроходимые, дороги - прямоезжие,
Города - неприступные, нивы - хлебородные,
Реки - плавные, озёра - бездонные,
Моря - синие, рыбки - золотые,
Силы - могучие, брови - соболиные,
Шеи -лебединые, птицы - вольные,
Звери - хищные, кони - быстрые,
Бунтари - пламенные, жеребцы - племенные,
Зёрна - семенные, власти - временные,
Дела - правые, доходы-левые,
Уста - сахарные, глаза - зоркие,
Волки - сытые, овцы - целые...»


Ну как тебе сии стишки?
А что, стишки там были?
ПАРОДИЮ заметил, но только не стихи.
Ты понимаешь, ну как тебе сказать, ну и...
РазорвАли связку крОвную - СлОва и ЭпИтета!
В пользу Эпоса народного с Ангелом-Хранителем.
***
Не так давно, пять тысяч лет назад всего,
Эпитет встретился с Метафорой - сестрой по цеху.
Надежды искры в глазах его небесных
Лучами Солнца не к спеху заблистали -
Ко времени желанной встречи не телесной
Эпитет со Сравнением порядком подустали.
Сравнению недоставало
В предметах, оборотах речи
Какой-то скрытности, какой-то тайны
(засилие союзов разных иль наречий?)
Эпитету всё не хватало в пышной речи
Каких-то чудных образов (в словах) скитанья.
Метафора знакомые страданья
Довольно быстро поняла
И помогла им, как смогла, советом дельным:
Перенести часть признаков, значений
С других предметов и явлений
На их любимые, желанные слова.

* * *
И брат по цеху, изумлённый,
Прислушался к магическим словам.
С того в Метафору влюблённый.
Духовно, правда, окрылённый,
От радости чуть не вознёсся к небесам.

Узнав, что прилагательное не есть
Всего одна часть речи,
Что б образно украсить слово,
А есть ещё глаголы и наречия,
И существительным, числительным не ново:
Переносили на один предмет
Название и признаки другого.
Тому примеры есть и в прозе и в поэзии:

«Не люблю я, весна золотая,
твой сплошной, чудно смешанный, шум...»
( Н. Некрасов),

«мороз-воевода», «бродяга-ветер»,
«старик-океан», «гордо реет Буревестник»,
«весёлый ветер», «мёртвая тишина»,
«седой незыблемый Кавказ»,
«возлюбленная тишина»,
«божественным устам», «сонные цветы»,
«сердитый вал», «горящая бездна»,
«флейта водосточных труб»,
«тяжелозвонкое сказанье»,
«мятежный парус», «праздная борозда»,
«изба-старуха», «челюсть порога»,
«глаза газет», «седая старина», «чёрная тоска».
В примерах выше, перенос значений
Звучит так явственно, что нет сомнений.
Учёный люд к тому относится сердито.
Назвал их кто-то: «скрытое сравнение»
Другие говорят: «метафорический эпитет»
Учёный люд - запрогматичный.


Рецензии