Горох об стену 23

Число точек на любом произвольно выбранном отрезке любой прямой будет равно числу точек во Вселенной. Но человек не считает точки, он живёт так, как будто Вселенная - он сам.


ВОСПИТАЙ БАЯНИСТА
Меня в детстве миновала общая участь, я не ходил на скрипку или в секцию шахматной игры. Мы больше мяч гоняли во дворе и бегали на озеро - рыбачить: в те далёкие времена рыба в Онежском озере ещё водилась, и даже нефтепродуктом не отдавала, и вполне можно было наловить кошке на ужин.
Но в комнате над моей головой жил будущий баянист. Это родители его так думали, папа-шофёр и мама-продавщица. Сам он думал иначе и мстил родителям, инструменту и соседям всеми десятью пальцами в двух, если не ошибаюсь, регистрах. А может, даже в четырёх.
Есть две противоположные точки зрения на свободу развития ребёнка. Первая: ребёнок мал, глуп, он сам не знает, что ему в жизни пригодится; мы знаем, родители, поэтому решим за него, запишем, куда только сможем (в сутках 24 часа? ничего, будем поднимать часом раньше), а он нам потом скажет "спасибо" и пригласит на концерт (бои без правил, защиту диссертации, и т. д.). Вторая: не следует ломать психику ребёнка, она уже к двум-трём годам сформирована в достаточной мере, чтобы воспринимать "руководство" своим дальнейшим развитием как насилие. Пусть он лучше побегает... (см. выше).
Я придерживаюсь второй точки зрения. И в споре "физиков" и "лириков" всегда на стороне "разумной свободы электрона". Пусть он лучше побегает во дворе и за девчонками, а уж потом как-нибудь сам - или скрипку, или бокс...
Жизнь - не тростник, не растёт по прямой линии. Будущий баянист стал водителем: пошёл по стопам отца.


ЛУНА НЕ ЖЕНА
"Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть - несчастье... вечер - семь... Вам отрежут голову!" Знакомо? Веспер, Геспер, Фосфор, Люцифер.
Проводился такой опыт (я изложу его очень схематично). Испытуемым предъявлялись в случайном порядке силуэты изображений двух типов: имеющие смысл и бессмысленные. Так вот, при появлении значимых, опознаваемых стимулов регистрировалось длиннолатентное учащение разрядов нейронов различных зон головного мозга, а при появлении неопознаваемых - коротколатентное. В дальнейшем опыт изменили: бессмысленным изображениям придали "смысл" ("Видишь, Петя: шесть - несчастье!"), и - вот те на! - импульсная активность ряда нейронных популяций изменилась - появились длиннолатентные компоненты! Проще говоря, мозг "научили" распознавать смысл там, где его нет... "уговорили", стало быть... "отрезали голову" в некотором роде...
Подробнее об этом интереснейшем научном эксперименте можно почитать у Н.П. Бехтеревой, я же о другом. Где здесь Меркурий?! Где в принципе его место в деятельности сложнейшего продукта эволюции - мозга человека? И какое влияние на развитие характера, мышления, способностей и пр. может оказать физически несуществующая картинка небосвода, которую мы в данный момент наблюдаем?
"Луна ушла"... луна не жена, вернётся.


Пару лет назад купив книжку Александра Гениса "Уроки чтения. Камасутра книжника", я пришёл от неё в полный восторг. Я в этой блаженной восторженной форме пребываю и по сей день, но тут следует иметь в виду вот что. Книга эта о литературе. Литературе глазами (и языком) Александра Гениса, вообще человека глазастого, языкастого и безусловно начитанного. Но эта литература существует лишь как плод воображения (порой интеллекта) самого автора и к реальной литературе имеет точно такое отношение, какое воображение имеет к своему объекту. Проще говоря, книга А. Гениса есть литературная игра. И дело здесь даже не в многочисленных неточностях ("гомоза" не "Тетюшинская", а "Тетюшанская"; не "В городе Эн", а "Город Эн"). Умный читатель Генис делает с книгами именно то, что делает с ними всякий умный читатель (писатель вдобавок): он их пересочиняет на свой лад. Такую книгу всяк волен написать сам. Это как кубик Рубика: повертел, покрутил - и... Польза, причём несомненная, от экзерциций Гениса есть, но - в одном: "Камасутра книжника" избавляет от необходимости читать то, что читать попросту невозможно, как-то: "Улисс" Джойса, "Моби Дик" Мелвилла... и Бродского, если вы не поэт.


Каждый вечер перед сном человек вглядывается в зеркало, чтобы запомнить, сохранить образ, а утром - сличить его с новым: тот - или другой? Так и не придя к выводу, начинает бриться.


ПЕРУН У ПОРОГОВ
Девятого мая в городе Славянске (да-да, том самом) радикалы напали на колонну "Бессмертного полка". Забрасывали ветеранов и всех, кто под руку подвернулся, яйцами, обливали зелёнкой. В колонне, думается, немного шло крепких ребят, способных в ответ дать так, чтоб неповадно было. Пострадали в основном старики. И не только непосредственные участники шествия. Умерла дома пожилая женщина, которая увидела по телевизору, как напали на её сестру, ветерана войны. Стало плохо, женщине 93 года... было. Да, власти задержали хулиганов. Но что их ждёт в сегодняшней Украине? Думаю, что угодно, только не наказание.
Яйца, зелёнка, торты... Это внешнее, это - вершки. А корешки - они в почве, и российской, и украинской, и левантской. Очень нужно кому-то, чтобы граждане, у которых в одном кармане айфон, в другом - Маркс (или Сейид Кутб), колотили друг друга костями забытых предков. Кто бы подумал, что национализм, ещё в 19 веке казавшийся анахронизмом, станет номером один на повестке нашего дня? Что после двух мировых войн уцелевшие граждане уподобятся манкуртам и вот-вот затеют третью, последнюю? В чём дело?
Человек так изменился за полвека, даже меньше, что и не узнаешь. Практически упразднены механизмы самоограничения, и не последнюю роль, думается, сыграли в этом те "свободы", технологического свойства в том числе, которые позволяют каждому выйти - и говорить, и действовать. Без оглядки. Чувствуя за спиной, кто столетия сабельного ислама, а кто - Перуна у днепровских порогов.


ОБОЮДООСТРОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
Православие мы не разумеем, веру наших отцов не понимаем и не видим. А видим лишь то, что на виду, да что покажут. И даже то, что показывают, тоже видеть не хотим.
"Разумейте, языцы, яко с нами Бог", книга для чтения православному христианину. Здесь прямо называется, кто повинен в наших несчастьях: заговорщики-евреи. "Русский человек! Вот причина нашего нищенства! Нашей кабалы и плена! Это они душат нас...". Прямо и ясно. И это не "самиздат": издано в Пскове в 2007 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, тиражом 3 000 экземпляров. Иерарх благословил - нужно ли понимать, что автор выражает и официальную позицию РПЦ? Или - пропустили, не увидели... не поняли?
Официально мы за мир и дружбу, так было всегда. Но под подушкой топор. У нас в части был "дед", очень жестокий, "службу" гонял "по-чёрному". Ложится спать, топор - под подушку: придут мстить униженные и оскорблённые - так вот, чтобы во всеоружии...
Есть, конечно, и другое православие. То, где "нет ни еллина, ни иудея", по апостольскому слову. И где накормят всякого, не спросят - а ты не жид, часом? И на самом высоком уровне есть объятия с Папой Римским и многое другое, что рисует сегодняшнее православие в более выгодном свете, особенно после "изгнания" из новостей дьяка Кураева. Но ведь и антисемитизм есть. На низовом и на среднем уровне идут некие процессы, и приметы их, а тем более - результаты, слишком спрятаны от наших сторонних глаз. Но ведь идут!
Есть и православие мучеников. Воин Евгений Родионов был казнён в Чечне 23 мая 1996 года - за отказ снять крест. Двадцатую годовщину подвига без большого шума отметили на днях. Простой парень остался верен Христу. Он, может, уже в раю. Но мы-то здесь...
Вера, настоящая, а не показная - всегда обоюдоострый меч. И одно острие на себя направлено. Вера отсекает многое и не всегда лишнее. Но без этого нельзя верить, без этого - только смотреть. А так, через эти мучения, может - хоть там не будет стыдно, потом? Будет... Всем будет стыдно. Глаз не поднимешь, так будет стыдно. Ну хоть на секунду одну - посмотреть в глаза Ему, и тогда уж...


Старость - это раздевалка.


Для многих "жить в гармонии с природой" означает на деле держаться от природы как можно дальше, чтобы "не навредить": не убивать живое, не рубить деревьев и т. п. Между тем, живут в гармонии с природой, а точнее - с конкретной экосистемой, как раз те, кто делает всё это и ещё многое другое, то есть поступают точно так же, как волки, поедающие зайцев, или бобры, уничтожающие целые рощи для строительства своих плотин. Моральная сторона вопроса заключается не в способе существования, а в самом выборе такого способа. Волк или заяц? Ответ на вопрос и будет входом в гармонию, потому что нет другой основы гармонии, кроме признания её взаимонеобходимых противоречий.


УСПЕТЬ ЧЕРЕЗ СТЫД
Достижение успеха во многом зависит от умения игнорировать непринципиальные детали. Для этого придётся отказаться от восприятия мира как некого целого и научиться видеть его фрагментированность и дискретность. Это общий принцип, и тот, кто сохранит девственную целостность мировоззрения, обречён оставаться философом на обочине большой дороги.
Большая дорога - это не случайно, я намеренно выбрал именно это обозначение магистрального пути к успеху: оно имеет негативные коннотации в плане этики. Правильность взгляда на мир определяется нашим пониманием нравственности. Это понимание может быть социально обусловлено, может корениться в национальных, культурных, религиозных, любых других почвах, но работает оно исключительно на персональном уровне. Существует моя, и только моя нравственность (а также нравственность моего соседа, соседки, Иисуса Христа и пр.), и только я один несу моральную ответственность за свой выбор (однако, это не касается других видов ответственности). Поэтому на вопрос: "Насколько этично, допустимо игнорировать "непринципиальные детали?" - каждый ответит сам, и ответит в полном соответствии с ответом на другой вопрос, который должен заявить о себе гораздо прежде: "Насколько этичен сам по себе "успех"?"


ИЗОБРАЖЕНИЕ ПАВЫ
Жизнь складывается из мелочей. В том числе, и той мелочи, которую плачу за вывоз отходов, ежемесячно. Это если без фофудьи, без ссылок на особое предназначение русского народа (изображать: "Пава, изобрази! - Умри, несчастная!"), без Промысла и прочего византизма.
Власть относится к нам пренебрежительно, и этого не скрывает. Вот пришли ведь, не замедлили, квитанции за услуги, и в тех квитанциях нашёл я исполненное мелким почерком предупреждение о грядущем с 1 июля росте тарифов на целый ряд услуг. Всё - по закону, не самоуправство. В рамках цивилизованного отъёма денег у населения. Посчитал с карандашиком - на сто с лишним рубликов больше придётся выложить, неизвестно почему, в следующем месяце.
Это что же выходит? Гарантировать повышение моих расходов власть в состоянии ("закон"), а индексировать пенсию-зарплату - нет? И как называется такая власть? Шайка разбойников? Или компания импотентов, которые скачут вокруг, гм, объекта, опутанного по рукам и ногам "законами", и требуют: мы не можем, а ты дай? Поневоле задумаешься - что это за правительственная матрица такая-растакая, что за симуляция власти? И на кой мне это нужно? Может, мне в суд подать - на тот компьютер, что симулирует реальность, в которой меня ...., а я, как в дурном сне... И этот сон не моего лэптопа дело.
В Польше, слышно, начались учения НАТО. "Анаконда". И опять деньги потребуются - выпустить на ихнюю анаконду нашенского питона какого-нибудь. Так сказать, адекватно ответить на вызов. И я как гражданин и патриот, конечно, рад, что мои копейки за вывоз твёрдых бытовых отходов и редкие, раз в неделю если, поездки в лифте пойдут на этот ответ. "Умри, несчастная!"


КТО-ТО КОЕ-ГДЕ
Давным-давно съездил я в Европу, в первый и в последний раз. Переводчиком в круиз. Должен был ехать Дима Ярославский, который тогда работал в "Спутнике", но Дима не смог и попросил меня. А я подвизался в сторожах, то есть пил чай по ночам. Прихожу в отдел вневедомственной охраны при МВД, так и так, надо мне в Париж по делу... Немолодой майор поднимает на меня глаза от своих бумаг и сначала долго не может понять, что происходит. Наконец до него дошло: "А что ты тогда у нас делаешь?!!" Но - отпустил...
Эту историю я вспоминаю не ради неё самой, а потому, что в канве будут, как волнушки в траве, попадаться те элементы, которые после растянут свою плодотворную, но мёртвородящую грибницу на всю новую Россию, - какие, вдумчивый читатель и сам поймёт, без номинаций.
Был 1990 год. В группе нашей, наряду с торговыми принцессами, спортсменами и комсомольскими бодрячками, путешествовал куратор из органов. Это непременно. Он сразу поразил всех, отказавшись менять валюту (меняли сто долларов по курсу). Ему та жалкая сумма оказалась без надобности, у него были свои. При нём также была видеокамера (90-й год, напомню) и спутница, оформленная как жена. Симпатичная девушка, с которой наш Штирлиц обращался как с вещью, то есть не чаял в ней души (или не замечал?). А с виду обычный такой турист. Не отличишь. Разве по глазам только. Глаза были змеиные. Как у нашего сегодняшнего дроли.
Из одной травы грибы.
Декадой позже, когда приехали в Америку, тамошние интеллектуалы с квадратными глазами спрашивали нас: как вы могли избрать человека из кей-джи-би?! Мы пили пиво, и они переживали за нас и наше будущее при таком раскладе. А мы смеялись: кей-джи-би-мания... у нас выборы, депутаты, свободная пресса... хо, хо, хо... Сидя за пивом в Америке, так хорошо рассуждать о свободе в России.
Ну и досмеялись. Теперь пожинаем. Кто управляет страной? Тот парень, которому в 90-м было мало сотни долларов. Вот, он получил всё. Он взял банк. Или общак, - так даже правильнее, учитывая специфический характер российской экономики. Выборы? Депутаты? СМИ? Общеизвестные понятия в России не работают, а выхолащиваются и заполняются обычной и любимой нами демагогией. Кто бенефициар? Власть? Где власть, кто её видит? Обычные парни в гражданском. По глазам только и отличишь.
Не понимать шизофренический, двойственный характер российской власти может лишь тот, кто и сам страдает раздвоением, да и то - лишь в порядке иллюзорной компенсации, дабы эту свою внутреннюю схизму... обмануть.


БУДУЩЕЕ ПОД ПОДУШКОЙ
Порой идёшь себе, и думаешь что-нибудь вроде: лет через 120 никого из нас не будет здесь и в других местах, пейзаж обойдётся без наших пламенеющих азартом глаз, как сегодня обходится без Монтеня и Ларошфуко. Воцу диз лерм, геноссен? Откуда столько вольности в выражениях? Почти все мы здесь давно, знаем жизнь, как солдат томление. Давайте, вспомним Иоанна Хризостома, он же Златоуст: "Учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и лечит". Знаю, он и другое говорил про ударную технику в медицине душ. Тогда - вот, рассказ актрисы Ларисы Лужиной, той самой, что "была в Париже". Во время войны она, совсем маленькая, жила в Ленинграде. Её отец служил на флоте. Когда отца ранило, то ввиду безнадёжности его разрешили держать дома. После смерти стали убирать постель и обнаружили под подушкой кусочки хлеба. Это отец, зная, что всё равно умрёт, прятал свою пайку для маленькой дочки. "Благодаря этому хлебу я не умерла от голода". Вот так, без пафоса, попросту - не задуматься ли: а что найдут под моей подушкой?


ЧИТАЮЩИЙ ПУТИН
Что мне в Путине не нравится? Уже смешно, дальше будет смешнее... То, что он вне литературы. В отличие от Ленина. Тот и сам писал, дай бог каждому ("Лев Толстой как зеркало..." - как ни крути, а крепкая публицистика!), и другим давал. И читал. И цитировал охотно - Салтыкова-Щедрина, к примеру... Вообще, вращался, был в курсе. Валентин Катаев вспоминает, как однажды Ильич приехал на выставку "левого" искусства. И его спросили там: - А вы какого поэта любите? - Пушкина. - Пу-у-ушкина?! - Да, а вы? - Маяковского! Он - за Революцию, за РККА! - А, ну это меняет дело. И уехал...
О товарище Путине таких историй я что-то не слыхал. Он воплотил нашу мечту о пантократоре в каком-то китчевом варианте: стерх, амфора, уже полузабытое попадание ракетой в форточку... сон разума, короче.
Вот потому и стоим на месте: во сне - какое движение? Надо бы ему Чехова подсунуть, "Палату № 6". Рассказывают, когда Ленин прочитал этот рассказ, ему сделалось так страшно, что он не мог больше находиться в комнате: подумалось - тоже заперт в палате номер шесть. А потом сделалась революция.
Интересно, кто отвечает за круг чтения ВВП? Сурков, пожалуй. "Околоноля". Да, уж...


ЛЕВШИВАЯ ЭКОНОМИКА
Да, были времена. Побудешь в валенках на лавочке, шшурясь на солнышко, взопреешь - да и в избу, на полати - прямо в валенках, а чо: дедок я прорушный, меня не замай... Ныне не то. Пошёл в платную клинику, лёг в кресло - удалил зуб, он всё одно выпал бы на тот год, но нам ждать не сезон! Купил в супермаркете портки - красота, модный сut, везде жмёт: slim fit. Идёшь, кум королю и сват министру. Кто скажет, что пенсионер? Только свой брат, ровесник и свидетель перемен в стране. А на портках пришито: Бангладеш. Не зря, значит, боролся свободолюбивый народ маленькой азиатской страны, при полной поддержке всего прогрессивного человечества, как-то: Джордж Харрисон, Рави Шанкар и невменяемый о ту пору Эрик Клэптон. Бангладешцы победили. И вот, шьют штаны и посылают нам в Россию. Мило. А где же наши джинсы? Где "Тверь"? Эх, эх... Но трудно смутить человека, перешагнувшего за, несмотря на. И уже вкрадывается сомнение в аутентичности портков: это же сколько расходов, только оттуда - и сюда... а не проще ли стачать немудрящие штанцы в родном городе Петрозаводске, где-нибудь в вольном дистрикте Perevalka, да приляпать на них тряпицу "Бангладеш"? Далёкая страна, кто там узнает... А тут и выгода всем: умелец Левша на хлеб заработал, а владелец пти-шво Равшан - на хлеб с маслом. И такая, знаете, гордость прошибает за нашу левшивую экономику, что хочется ещё раз. А что именно, не помню, забыл: годы... и штаны жмут. Когда же у нас наконец научатся делать вещи?!


СТАРОСТЬ ПО-МАЛОМУ
"Старость - это унизительно", - пишет рассудительная, трезво мыслящая женщина в комментариях на форуме. А мне вспоминается: "Старый, что малый..."
Действительно, а в чём разница? И старец, и младенец - оба ходят под себя, не дают спать, отвлекают от дела мелочными и чаще ненужными прихотями, ворчат (плачут), не выключают свет (разбрасывают игрушки), надевают два носка на одну ногу... Но один вызывает у нас, если не умиление ("Ах ты мамина радость"), то хотя бы понимание ("Ну он ещё маленький"), второй же... Откуда это отношение к последним годам жизни, как к чему-то ненужному, "довеску", столь же бесполезному, сколь и обременительному? Мы же не презираем ребёнка и не смотрим с отвращением на его лужи, сопли, слюни, мы поощрительно хохочем над "наивностью" в форме чепухи, которую так часто "несут" дети, а не крутим выразительно пальцем у виска: "Мама-то у нас... совсем уже!" Может, мы таким образом делаем вклад в своё собственное будущее - в надежде, что подросшее чадо тоже с пониманием будет относиться к родителям в их далеко не золотой осени? Зыбкая это надежда. А вдруг скажет: "Ну-ка в богадельню, старичьё"?
Зеркальце старится быстро. "Сзади идём, всё подберём..."


Разучившись мечтать, утратишь будущее. Смерть мечты есть и смерть самости, которая никогда не сводится к данному и осознанному, но всегда проецирует прежний опыт на всё новое, неизвестное, и тем даёт возможность быть "выше" и "лучше" себя.


Вера заставляет человека как бы привстать на цыпочки и смотреть выше того, что обычно видишь. Отсюда, с этой верхней точки, также увидишь и собственную низость, и постыдишься.


ПАТРОН ДЛЯ ГЕНИЯ
Должна быть программа выявления гения на ранних стадиях. Желательно - пренатальных. Программа Идентификации Гения, Очень Важно (ПРИГОВ). И - чтобы немедленно, то есть сей миг: лампочка замигала - сирены в вой - волосы дыбом! бегом, бегом, бегом - и в каталажку болезного... то есть, что я: в специально подготовленную капсулу всестороннего и безопасного развития. Как лампочку в патрон. Пусть светит. Под приглядом опытного фельдфебеля...
И чтобы - никаких контактов! У-у-у... А иначе беда. Человек обычный, вульгарный гения не поймёт и может и сам обидеться, и его обидеть. В формате лампочки ничего. Опять же, фельдфебель.
Режиссёр Серебренников Кирилл, может, и умный мужик. То есть наверняка. Образованный, мыслящий. Видит широко и в контексте. Но ведь народ и критик его не понимает. Народ и этот второй, они вообще по природе своей склонны к обобщениям и упрощениям (хотел ещё написать, извращениям, но не стал писать), и к извращениям. А иначе как представишь сложное для простого? А никак. Только извратив...
Поэтому - только патрон. Гений? Патрон тебе в ...!


НА АВТОМАТЕ
В цыганском посёлке Плеханово, что под Тулой, не так давно начался снос незаконно построенных жилых домов. Этот оседлый табор уже отметился в заголовках новостей не далее как в марте: вдруг (!) выяснилось, что ромалы самовольно подключились к газопроводу, создав предпосылки для техногенной катастрофы. Ну, кто у нас выезжает на катастрофы такого рода? ОМОН, естественно. Цыгане народ вольный - стали бросать камни в омоновцев, как некие Давиды в Голиафа. Но у нас не Ханаан, наш Голиаф оказался на высоте. Цыган отключили (правда, вскоре пошёл слушок, что Давиды опять подключились), а теперь вот хотят и вовсе выселить. Потомки князей Верхнего и Нижнего Египта приняли эту новость как-то кисло, на горизонте вновь замаячил камнепад. И на сцену вышел уже не ОМОН, а недавно созданная Нацгвардия (так вот зачем создавали!). Кадр с места события: стоит монументальный гвардеец в полном робокопском снаряжении, этакий киборг, в руках автомат, а против него, в двух шагах - цыганский пацан, и тоже, представьте, с автоматом в руках. Игрушечным, разумеется... Картина маслом. Я не о законности сейчас (закон - дура, но это закон), я о другом. Ведь он запомнит это. И "робокопа". И автомат. И орущих женщин, и нехорошо молчащих мужчин. И разрушенный дом. Запомнит на всю жизнь. Вот такое будет у этого цыганёнка воспоминание о счастливом детстве. Он подрастёт с этой памятью. И автомат в руках - в следующий раз - может оказаться не игрушечным... не дай бог, конечно. Кто планировал операцию? Чем думали? И вообще: как далеко простирается та проекция будущего, в которой наша власть надеется чувствовать себя комфортно, ну хотя бы так, как сегодня? Неужели не дальше 2018 года? А на автомате дальше и не уедешь...


ЖЕНЩИНА, ОГНИ ВОЗЖИГАЮЩАЯ
Соблюдающие евреи в субботу вечером возжигают огни. Это древний обряд. Выполняют его женщины, это их обязанность, их право. Мы говорим об эрозии традиционных матриц, но вот, как и тысячи лет назад, женщина возжигает субботние огни.
Место женщины в семье - возле огня. Это её традиционное место, которое определено и освящено вековой традицией. Каждый должен знать своё место в семье, не только женщина. И хорошо, когда это место установлено традицией, тогда это легче принять.
Помимо прочего, человек в жизни ищет комфорт. Женщине комфорт нужен в большей степени, ввиду физических, физиологических и психических особенностей женщины, а если сказать проще - в силу её вздорности (да простят меня...). Человек, который нашёл своё место в жизни, состоялся. Понятие "место в жизни" подразумевает достаточный уровень комфорта. Обеспечить женщине такое место в семье - это прерогатива мужчины. Для этого нужно ограничить её стремление доминировать в реальности, пусть доминирует на словах. Место у огня даёт женщине необходимый уровень комфорта и сознание собственной значимости, что очень важно для нормального психологического климата в семье: когда человек чувствует, что нужен, что с ним считаются, что он не вещь, а выполняет важные функции, тогда человек мирится с ограничениями, которые накладывает место.
Никакого равенства полов в семье быть не может. До свадьбы - пожалуйста, проявляйте свою индивидуальность, как душа пожелает. После свадьбы - платок на голову. Иначе не будет семьи, будут "испанские сапоги", оба на левую ногу. "Домострой" в наше время - вряд ли возможен, но вспомнить традицию придётся, если мы хотим жить долго и счастливо. Пусть женщина знает своё место. Пусть возжигает огни.


Мои детские страхи, из-за которых я с плачем просыпался среди ночи, и родители, отец или мать, брали меня на руки и успокаивали, оказались предвосхищением взрослых желаний. Все эти желания уже есть у ребёнка, но в силу своей несформулированности они принимают образы чудовищные, пугающие, необъяснимые.
В главном и основном формирование человека заканчивается до того, как он начнёт говорить. В поле вербальности происходит закрепление и объяснение пройденного. Если разложить страхи на "кирпичики", вновь окажемся в бестиарии детских кошмаров.
Чтобы объяснить всё, необходимо знать все языки, все существующие и все возможные. Кто способен на это? Тот, кто ещё не родился.


2016.


Рецензии