Take Five, history

Take Five – известный джазовый стандарт, написанный Полом Дезмондом (Paul Desmond)
и впервые исполненный ансамблем Дэйва Брубека (Dave Brubeck). Название на армейском
сленге означает кратковременный отдых («пятиминутка» по-нашему), и, кстати, пьеса при
заданном темпе (176) звучит ровно пять минут. Название также подразумевает размер 5/4,
поэтому иногда так и переводится: «Пять четвертей», и  дружеский жест: «Держи пять!».
Довольно редкий размер 5/4 встречается в произведениях того же Брубека, в классической
музыке (Н.А.Римский-Корсаков), в советской эстраде: Я.Френкель («Эх, сколько видано…»),
А.Колкер («Красивые слова»). Также нельзя не отметить главную тему для шести фильмов
 «Миссия невыполнима» (by Lalo Schifrin). По композиции Take Five – сложная трёхчастная
форма: тематическое изложение (зкспозиция) – 28 тактов (4+8+8+8), средняя часть (трио) –
26 тактов и реприза – 28 тактов. В заключение звучит кода из девяти тактов (8х4/5+1/4).
Оригинальная тональность – миb-минор, удобная и для альтсаксофона (in Es), на котором
играл  сам Дезмонд, и для инструментов in B (труба, саксофон тенор), и для пианистов тоже.
Мной использовано переложение для гитары и ф-но в тональности ми-минор. Первые четыре
такта задают исходную ритмическую пульсацию на гармонии Em – Bm7 (тоника – минорная
доминанта), для голоса я предлагаю текст: серд-це мо-ё рвёт-ся, или нотами первой октавы
и малой: ми1-соль1 ми1-соль1 си-ре1. Следующие три 8-митактовых периода – простая трёх-
частная форма. Экспозиция и реприза в ней мелодически – короткие повторяющиеся фразы
на фоне исходной гармонии, что и отражено в моём тексте. Средняя её часть более развита и
мелодически, и гармонически (отклонение в тональность субмедианты –До-мажор). 26 тактов
трио на гармонии Em – Bm7 обычно играют ad-libitum, и на джем-сейшн можно слышать их
повторение в виде вариаций на одном или на разных инструментах. Пока здесь предполагаю
инструментальный проигрыш (26 тактов паузы в вокальной партии), но напрашивается идея
мелодекламации в сопровождении мелодии или одного только ритма. Были бы эти стихи
о счастливой любви, можно было бы заполнить 26 тактов звуками а-ля Гейнсбур :). Текст
у меня есть, но чужой, – нужно спросить автора. Реприза из 28 тактов в оригинале повторяет
экспозицию, хотя мне встречались и вариации. В моём тексте репризы есть и то, и другое.

              ***

Сердце моё рвётся.
Сердце моё рвётся.
Сердце моё рвётся.
Сердце моё...
         Хочу на пять я быть с тобой
         четвертей, четвертей, четвертей.
         Тону в любви я с головой
         от страстей, от страстей, от страстей.
Как я хочу,
боже мой, как хочу,
быть с тобою хочу,
ну, хотя б на треть, хотя б на треть.
В этой любви,
безответной любви,
в этой страстной любви
буду я гореть.

:::

Окончательный вариант: http://www.stihi.ru/2017/02/10/2673


Рецензии
Лалея, здравствуйте.
Изумили Вы меня, а изумление - на мой взгляд - самое прекрасное чувство, рождающее желание делать, думать, двигаться. Да просто - рождающее желание. Что же лучше этого может быть?
Прочла Вас частично, не всё... С отчаянием остановилась, поняла, что мало произведений Ваших здесь. Знаете, то самое чувство, когда понимаешь, что книга сейчас закончится или кино, или ты, например, увидел пирамиды, или Байкал, или высадился на Луну - и вдруг осознаешь, что вместе с познанием ушел восторг первооткрытия...
Открытиями прекрасны Ваши тексты, но их так мало. Жалко дочитывать.Их должно быть много больше.
Почему же их так мало? Это никуда не годится - таить где-то (в себе?, в других?) такое богатство, к нему обязательно нужно прикасаться людям.
Буду и впредь Вашей читательницей, если позволите.
С уважением, Ирина

Сергеева Ира   31.07.2017 13:55     Заявить о нарушении
Знаете, Ира, я никак не могу найти нужных слов ответа на Вашу рецензию. Дело в том, что такого мне читать ещё не приходилось! Писать - да, одной поэтессе, но не хочется в ответе следовать её сухости.

Лалея Пиктат   01.08.2017 18:23   Заявить о нарушении
Я благодарю Вас сейчас. И обязательно напишу обстоятельный ответ.
С уважением,

Лалея Пиктат   01.08.2017 18:28   Заявить о нарушении
Лалея, вот теперь моя очередь смущенно теряться..
Мне в самом деле чертовски приятно, что я Вас как-то вот случайно совершенно здесь нашла, и что решилась написать, и что читаю Ваш ответ... Я понимаю, что заданные мной вопросы - это какое-то прикосновение к личному. И я осознаю, конечно, их потенциальную риторическую фигуральность... Вы простите - если я грубо по живому.
Но - пишите! Без объяснений. Без планов. Без отчетов. Записывайте и впредь своё дыхание. Оно - чудо какое - у Вас легкое. И карандаш, сдаётся мне, не такой, как у всех)
Улыбаюсь Вам, Ирина

Сергеева Ира   02.08.2017 00:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.