Можно ли достичь хорошего, желая лучшего?

 Написать эти строки меня подвигла сегодняшняя беседа с моей знакомой.
Она пожаловалась на то, что ей никак не удаётся достичь желаемого результата: стать настолько хорошей, как ей хочется, хотя она делает всё, чтобы быть лучше и лучше.
 Я остановил поток её жалоб вопросом: а понимает ли она, чего хочет на самом
деле - быть лучше или стать хорошей?
Сначала она пришла в замешательство и спросила, в чём разница?

Пришлось обратить её внимание на то, что в русском языке существует различие в понятиях "хорошее" и "лучшее"

 Одно - хорошее - указывает на качество, другое - лучшее - степень сравнения.
Поэтому, когда мы хотим похвалить, говорим: ты сделал хорошо , а когда поругать - сообщаем: это- плохо.
В этом нет оценки, лишь констатация уже существующего факта.
Когда мы хотим что-то изменить в себе или окружающих обстоятельствах, мы руководствуемся стремлением к совершенству.
Но чем же тогда, спросила меня девушка, это отличается от стремления к лучшему?
  "Давай разберёмся", - ответил я ей.
  Что означает слово "Плохой"?
Плохое, иначе, худое, то есть, прохудившееся, продырявленное.
С точки зрения энергии, в чём -то существует дыра, которую следует ликвидировать, то есть нечто худое сделать цельным, привести к совершенству.
При этом, мы должны выполнить ряд действий, которые приведут к желанному результату. Каждую дыру латаем своей энергией: интеллектуальной, духовной, денежной или грубоматериальной энергией пищи.
Это действие абсолютно правомерно.
Но, что происходит, когда человек начинает гнаться за лучшим?
Не зря говорят: лучшее - враг хорошего.
Потому что в поисках лучшего человек отказывается не от плохого ( худого), а от того хорошего, чем располагает на данный момент.
Очередная пословица предостерегает нас: лучше синица в руках, чем журавль в небесах.
Но, куда там! Журавль -то гораздо лучше!
И вот перед нами мелькают транспаранты: стань лучше, сильнее, быстрее, красивее! Ты этого достоин!
Но процесс улучшения - весьма обманчивая вещь, поскольку главное в нём - не конкретный результат, а сам процесс.
Приведу упрощённый пример.
Допустим, человеку досталось полено.
Он может распорядиться им по собственному усмотрению. Может ничего не делать, просто отложит в уголок. Может спалить, то есть, уничтожить, для каких-то надобностей. А может вырезать из полена красивую вещицу.
То есть, приложив свои усилия, наделить вещь иным качеством, сделать усовершенствование, превратив грубое полено в произведение искусства.
Но погоня за лучшим  - это не процесс качественного  преобразования.
Это похоже на то, как если бы среди груды поленьев человек выбирал наиболее "деревянные", не обращая внимание на очевидный факт: полено от таких усилий ещё деревяннее не станет.
Это представляется смехотворным.
Но слишком уж часто вместо приложения собственных сил к полену, тратим их все на поиски чего -то более нас устраивающего.
Силы иссякают, а удовлетворение всё не наступает. Потому что мы не видим результатов. Их просто нет. В такой погоне за лучшим результат априори недосягаем.
Это напоминает небезизвестную "лестницу Иакова", установленную от земли до неба.
По ней можно идти бесконечно долго, но так и не вступить на небеса обетованные.

 И совершенно не зависит, с какой скоростью происходит процесс восхождения - плетёмся мы, как улитка или летим стремглав.
Процесс нескончаем, а потому - совершенно бессмыслен.
В этой лестнице каждая последующая ступень отрицает предыдущую.
Каждая более высокая ступень представляется более желанной, чем та, на которой мы сейчас находимся.
И не важно, насколько высоко наше положение объективно.
Для нас важна субъективная оценка.
То, насколько мы продвинулись по сравнению с другими.
К сожалению, мы не можем соревноваться иначе.
Ведь даже, когда нам кажется, что мы соревнуемся с собой- делаем себя всё лучше, красивее, тоньше, умнее, это  также предполагает, что мы раздваиваемся: отрицаем ту часть, которая остаётся в прошлом.
На каждом уровне мы ассоциируем себя с более высокой частью.
Итак, мы не просто движемся по лестнице, на которой принципиально нельзя достичь успеха. Мы при этом непрерывно ставим оценки.
Как в школе: я - лучше, значит, мне - пять, а тебе - два!
И наоборот.
Жажда похвалы, боязнь осуждения - это та ось, на которой, как на вертеле, поджариваются грешники в аду.
В том аду, куда заманил их Сатана - их собственный разум, который ненавязчиво подбросил идею: устремиться за лучшим.
Это - самый нижний круг ада, из которого, кажется, невозможно выйти.
И что же делать?
Ответ в самом вопросе.
Надо именно делать, то есть, совершать действие, буквально, растворяясь в нём. Делать его максимально хорошо, от души.
И не ждать похвалы за хороший поступок. И не бояться порицания за свои действия,
если ты делаешь , согласуясь со своей совестью.
Такое состояние, такое постоянное сосредоточение на делании позволит человеку всю свою энергию вложить именно в действие, в работу, и, следовательно, обрести  конкретный результат работы. А потом, не сравнивая достижения, делать дальше, и снова, и опять.
Дон Хуан говорил Карлосу Кастанеде, что человеку мешает чувство собственной важности
И, в качестве борьбы с ним, он предложил совершать "неделание". То есть, "делать не делая". Или, иначе, делать вещи непривычным способом.
Я полагаю, что речь идёт как раз о том, чтобы совершать действие без включения в гонку за лучшим.
Без ожидания оценки , этого своеобразного клейма, и без проставления их другим.
Иначе говоря: "Не судите, да не судимы будете"


Рецензии