Азы православия. Царские часы

Часы – это краткие Богослужения, установленные Церковью для воспоминания некоторых важных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминаются выгнанные из рая Адам и Ева и предстояние Христа на суде Калифы, на третьем – сошествие Святого Духа на Апостолов, на шестом – распятие Святителя, на девятом – Его крестная смерть.

Обычно часы совершаются в следующем порядке: первый – по завершении всенощного бдения, после утрени; третий и шестой – непосредственно перед Литургией; девятый  по Уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается. Молитвенную основу часов составляют псалмы (на каждом - по три), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки.

Однако трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. Народное название произошло от древней традиции, воспринятой от Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставляющий все государственные дела.

Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних. Помимо псалмов на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия – отрывок из Ветхого Завета,  содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает Литургии.

И в наши дни Царские часы не перестают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха.

(Источники)
Июнь, 2016г. 


Рецензии