17 ноября 1941 года 149 день

Таран врага , уступами , вбивая раз за разом в цепи,
Стремился проломить  стены участки силой штормовой,
Ломая, подводившиеся к фронту  крепи,
Идущие в прорыв, Отчизной  ощущая землю под собой.

Она, не принимала зов противника раскатами войны,
Свергающей Величие Славян и Русского Народа,
Она валила с ног  врага после борьбы,
И ночью, в рукопашную звала Восторгом Рода.

Взять узел на скрещении дорог,
Упиться славой покорённого местечка,
Он мог , засыпав минами  порог,
С которого сбегала кровью ,замерзающая в поле речка.

Она с утра парила под разрывами снарядов в небеса,
Руками Бога отправляя Вечное Знаменье,
Смириться с тем , что не увидят потускневшие глаза,
В последний раз ,вернув  губами жизни откровенье.

Принять  Душой вопросы Мира и Любви,
Отвергнутые вражеской рукою,
Предначертавшей плод Божественной Любви,
В заклание вести, с гордо поднятой головою.

В снегах России, утопающей в морозах и крови,
Неисчислимыми страданья налагая в речи,
Разрушив всё , сжигая мирные труды,
Который раз ,внимая веру ,только верой в сечу.

Победой возносящую в развёрнутую битву Дух любви,
За право жить и верить в счастье новой жизни,
За правоту распахнутой Души,
Насмерть стоять за Вечную Отчизну.

Ведущую в атаку честью за собой,
Убить врагов числом поболе,
Перевернув их веру в мир другой,
Войну призвавший Высшей Бога Долей.

Единством сохраняя цепь безвременных утрат,
Упругой сцепкой в обороне обладая,
Врагу не отдавая пяди ни одной в Земли набат,
И месть врагу в атаке тризной прославляя.

Рождаясь мужеством и новой гвардией страны,
Победою в Дух Святости Веками Вознесённой,
Душой познавшей здесь Величие Божественной Любви,
Отвагой Ангельского Света Освящённой.

Памятник панфиловцам в Казахстане.

17 ноября -Иоанникий Великий ( 752—846) — вифинский подвижник, преподобный. Память в Православной церкви совершается 4 ноября (по юлианскому календарю).


    память преподобного Иоанникия Великого (846 год)
    память священномучеников Никандра, епископа Мирского, и Ермия пресвитера (I век)
    память святого Николая Виноградова исповедника, пресвитера (1931 год)
    память священномученика Александра Петропавловского, пресвитера (1937 год)
    память священномученика Исмаила Базилевского, пресвитера (1941 год)
    память преподобного Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV век)
    память преподобного Никандра Городноезерского (XVI век)
    память блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584 год)
    память преподобномученицы Евгении (Лысовой) (1935 год)


Еремин день, Ерема – Сиди Дома, Меркурий Печерский, Ионникий Великий
В этот день по-за порогу крутит, мутит, беспутит. И ни огня, ни уголья из дома не дают, счастья пытать не идут.  Призрачны околицы в этот день. Светец лучину крепко держит, чтоб ни нагаринки из избы не утянула нечистая сила. Несчастливый день. Полагалось из избы не выходить и ни огня, ни уголья из дома не давать, чтоб ни нагаринки из избы не утянула нечистая сила. Призрачны околицы в этот день.

17 ноября 1941 года. 149-й день войны

Тихвинская оборонительная операция. Завершилась Тихвинская оборонительная операция (16 октября — 18 ноября). Войска Ленинградского фронта не допустили соединения немецких и финских войск на реке Свирь.

Битва за Москву. 17 ноября немецкие войска, прорвавшиеся южнее Волжского водохранилища, на широком фронте вышли к Волге. 30-я армия была расчленена на три группировки и на левом фланге отходила к Клину. Часть войск правого фланга 16-й армии, после неудачного наступления, была вынуждена отойти в полосу 30-й армии. В центре и на левом фланге 16-й армии все атаки противника были отбиты. 316-я стрелковая дивизия и кавалерийская группа прочно удерживали свои рубежи и только к исходу дня с разрешения командования армии отошли на новый рубеж. За умелые и мужественные действия 316-я стрелковая дивизия 17 ноября была награждена орденом Красного Знамени.

17 ноября Ставка ВГК передала 30-ю армию Калининского фронта Западному фронту. 30-й армии были подчинены отошедшие в её полосу и сражавшиеся в районе Завидово 58-я танковая и 24-я и 17-я кавалерийские дивизии 16-й армии. Командующим 30-й армией был назначен Д. Д. Лелюшенко.

    Приказ Ставки ВГК № 0428 от 17 ноября 1941 г. о создании специальных команд по разрушению и сжиганию населённых пунктов в тылу немецко-фашистских войск…

    Опыт последнего месяца войны показал, что германская армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет тёплого одеяния и, испытывая огромные трудности от наступивших морозов, ютится в прифронтовой полосе в населённых пунктах…

    Ставка Верховного Главнокомандования приказывает :

    1. Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог.

    Для уничтожения населённых пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и миномётный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабжённые бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами.

    2. В каждом полку создать команды охотников по 20—30 человек каждая для взрыва и сжигания населённых пунктов, в которых располагаются войска противника…

    3. При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населённые пункты, чтобы противник не мог их использовать…

    Ставка Верховного Главнокомандования И. Сталин Б. Шапошников.

Гудериан: «112-я пехотная дивизия натолкнулась на свежие сибирские части. Ввиду того, что одновременно дивизия была атакована русскими танками из направления Дедилово, её ослабленные части не были в состоянии выдержать этот натиск. Оценивая их действия, необходимо учесть, что каждый полк уже потерял к этому времени не менее 400 человек обмороженными, автоматическое оружие из-за холода не действовало, а наши 37-мм противотанковые пушки оказались бессильными против русских танков Т-34. Дело дошло до паники, охватившей участок фронта до Богородицка. Эта паника, возникшая впервые со времени начала русской кампании, явилась серьёзным предостережением, указывающим на то, что наша пехота исчерпала свою боеспособность и на крупные усилия уже более неспособна.»

Ростовская операция (1941). Началась Ростовская стратегическая наступательная операция (17 ноября — 2 декабря 1941) войск Южного фронта. В рамках данной операции проведены Большекрепинская фронтовая наступательная операция и наступательная операция по освобождению Ростова (см. карту — Контрнаступление советских войск под Ростовом (17 ноября — 2 декабря)).

Контрнаступление войск Южного фронта началось одновременно с наступлением 1-й немецкой танковой армии на Ростов. Советские войска нанесли удар во фланг наступающей группировки противника. Левофланговые дивизии 18-й армии встретили упорное сопротивление немецких горно-стрелковых частей и в первые четыре дня успеха не имели. Войска 37-й армии, сбивая прикрытие 1-й немецкой танковой армии противника, в первый день продвинулись на 15—18 километров. В следующие три дня сопротивление моторизованных и танковых дивизий врага возросло, и советским войскам на направлении главного удара удалось потеснить противника на 15—20 километров.

Гальдер: Потери немецкой армии с 22 июня по 13 ноября 1941 года составили 699 726 человек. Среднесуточные — 4826.

Совинформбюро. В течение 17 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах. Особенно ожесточённые бои происходили на калининском и на одном из участков Юго-западного фронта.

17 ноября 1941 года - 149 день войны
СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление «О производстве и ремонте тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, запасных частей и плане сельскохозяйственных работ на 1942 год».
 ЦК ВКП(б) принял Постановление о создании в МТС и совхозах политотделов. В постановлении указывалось, что основной задачей политотделов является повышение политической работы как среди рабочих и служащих МТС и совхозов, так и среди членов колхозов, обслуживаемых МТС.
 СНК СССР принял Постановление «Об обеспечении электроэнергией предприятий Поволжья, Урала, Сибири и плане ввода новых мощностей по каждой электростанции».
 СНК СССР принял Постановление «О временном прекращении приема посылок от отдельных граждан и учреждений». Посылки принимались только с подарками на фронт и в госпитали.
 Совместными усилиями войск 49-й и 50-й советских армий в течение многодневных ожесточенных боев попытки 43-го армейского корпуса противника прорваться южнее Алексина на коммуникации 50-й армии, оборонявшей Тулу, были отбиты.
 Противник возобновил наступление на Ростов-на-Дону с северо-запада против войск 56-й отдельной армии. На ростовском направлении развернулась ожесточенная борьба, длившаяся пять дней.
 В ходе тяжелых оборонительных боев началась Ростовская наступательная операция войск Южного фронта, которая предотвратила прорыв с ходу немецких войск на Кавказ, стабилизировала на определенный период южный фланг советско-германского фронта и не позволила усилить наступающую на московском направлении группу немецких армий «Центр».
 Нижне-Нагольческая партизанская группа Боково-Антрацитовского отряда Луганской области в количестве 9 человек совершила нападение на штаб немецко-фашистской части. Партизан А.И. Маслов двумя гранатами уничтожил офицера и двух солдат противника. Группа захватила важные штабные документы.
Хроника блокадного Ленинграда
В 8 часов утра в районе деревни Коккорево на лед Ладоги вышла разведывательная группа с задачей пройти до Кобоны, расположенной на восточном берегу озера. Отряд возглавлял командир роты 88-го отдельного мостостроительного батальона воентехник 2-го ранга Л.Н. Соколов. Сопровождали разведчиков два местных рыбака, Потемкин и Краузе. Местами лед был настолько тонким, что прогибался. Разведчики шли медленно, держа наготове спасательные круги. Обходя разводья, бойцы выдалбливали лунки и устанавливали вешки, обозначая ими будущую автомобильную дорогу, трассу которой несколько раньше обследовали гидрографы во главе с лейтенантом Е.П. Чуровым. К утру отряд достиг противоположного берега. Возвращаться было проще: путь указывали расставленные накануне вешки.
Ленинград остро нуждается в электроэнергии. С 17 ноября пользоваться электричеством, да и то в пределах строгих лимитов, разрешалось только в Смольном, штабе МПВО, на Главпочтамте, в Управлении пожарной охраны, в госпиталях и больницах.
В Ленинграде разорвалось более 50 фугасных бомб. 5 из них были нацелены на Литейный мост, но угодили в воду. 15 снарядов, выпущенных по Торговому порту, тоже угодили в воду.
Но без жертв все-таки не обошлось. От бомбежки и обстрела в городе пострадали 73 человека. 
Сайт «Огонь войны»


В течение 17 ноября противник продолжал развивать наступление из района Горки, Петелино, Шитьково, Ново-Павловское, Щелканово, во взаимодействии с авиацией, в восточном, северо-восточном и северном направлениях, и к исходу дня овладел станцией Матренино, Язвище, Городище.
Захваченные пленные 11-й танковой дивизии в районе Морозово показали, что дивизия имела задачу выйти на рубеж Шитьково, Ново-Павловское и с утра 18 ноября наступать далее, действуя в стыке между 2-й и 5-й танковыми дивизиями.
К югу от Щелканово противник к исходу 17 ноября сосредоточил крупную танковую группировку (10-я танковая дивизия).
Таким образом, в течение 16 и 17 ноября войска армии вели ожесточенные бои, упорно сдерживая наступление 4-й танковой группы противника на своем левом фланге, неоднократно переходя в контратаки и нанося противнику потери в живой силе и технике. Основные усилия прилагались немцами в северо-восточном направлении с тем, чтобы во взаимодействии с клинской группировкой выйти на тылы 16-й армии, окружить ее и уничтожить.
Соседняя с юга 50-я армия в течение 16 и 17 ноября продолжала закрепляться на прежних позициях. Противник перед фронтом этой армии вел артиллерийский и минометный огонь и на отдельных участках пытался наступать.
Происходившие в течение 15-17 ноября ожесточенные бои на фронте 30-й и 16-й армий подтвердили сосредоточение крупных группировок немцев. Одна из них (3-я танковая группа), по-видимому развивала наступление на клинско-солнечногорском направлении, южнее бассейна Московского моря; вторая (4-я танковая группа) из района Волоколамска действовала на новопетровско-истринском направлении.
Обе танковые группы, увязывая свои действия по овладению рубежом Клин, Солнечногорск, Истра, должны были, по замыслу фашистского командования, объединить в дальнейшем свои усилия для завершения разгрома 16-й армии и охвата Москвы с северо-запада.
Битва за Москву. Под редакцией Б.М. Шапошникова 1943 год.

В 23 часа 17 ноября 30-я армия Калининского фронта была передана Ставкой Западному фронту, вследствие чего оборона Западного фронта вновь еще больше расширилась на север (до Волжского водохранилища). Командующим 30-й армией был назначен генерал-майор Д. Д. Лелюшенко.
Бои, проходившие 16—18 ноября, для нас были очень тяжелыми. Враг, не считаясь с потерями, лез напролом, стремясь любой ценой прорваться к Москве своими танковыми клиньями.
Но глубоко эшелонированная артиллерийская и противотанковая оборона и хорошо организованное взаимодействие всех родов войск не позволили противнику прорваться через боевые порядки 16-й армии. Медленно, но в полном порядке эта армия отводилась на заранее подготовленные и уже занятые артиллерией рубежи, где вновь ее части упорно дрались, отражая атаки гитлеровцев.
С беспримерной храбростью действовала переданная в состав 16-й армии 1-я гвардейская танковая бригада М. Е. Катукова. В октябре эта бригада (тогда 4-я танковая) геройски сражалась под Орлом и Мценском, за что и была удостоена высокой чести именоваться 1-й гвардейской танковой бригадой. Теперь, в ноябре, защищая подступы к Москве, гвардейцы-танкисты новыми подвигами еще выше подняли свою славную боевую репутацию.
ГКО, часть руководящего состава ЦК партии и Совнаркома по-прежнему оставались в Москве. Рабочие Москвы трудились по 12—18 часов в сутки, обеспечивая оборонявшие столицу войска оружием, боевой техникой, боеприпасами.
Однако угроза столице не миновала: враг, хотя и медленно, но приближался к Москве.
Не помню точно какого числа — это было вскоре после тактического прорыва немцев на участке 30-й армии Калининского фронта — мне позвонил И. В. Сталин и спросил:
— Вы уверены, что мы удержим Москву? Я спрашиваю вас об этом с болью в душе. Говорите честно, как коммунист.
— Москву, безусловно, удержим. Но нужно еще не менее двух армий и хотя бы двести танков.
— Это неплохо, что у вас такая уверенность. Позвоните в Генштаб и договоритесь, куда сосредоточить две резервные армии, которые вы просите. Они будут готовы в конце ноября. Танков пока у нас нет.
Через полчаса мы договорились с А. М. Василевским о том, что Западному фронту будут переданы 1-я ударная и 10-я армии, а также все соединения 20-й армии. Формируемая 1-я ударная армия должна быть сосредоточена в районе Яхромы, а 10-я армия — в районе Рязани.
Г.К. Жуков Воспоминания и размышления.

17 ноября мы получили сведения о выгрузке сибиряков на станции Узловая, а также о выгрузке других  частей на участке Рязань-Коломна. 112-я пехотная дивизия натолкнулась на свежие сибирские части. Ввиду того, что одновременно дивизия была атакована русскими танками из направления Дедилово, ее ослабленные части не были в состоянии выдержать этот натиск. Оценивая их действия, необходимо учесть, что каждый полк уже потерял к этому времени не менее 400 человек обмороженными, автоматическое оружие из-за холода не действовало, а наши 37-мм противотанковые пушки оказались бессильными против русских танков Т-34. Дело дошло до паники, охватившей участок фронта до Богородицка. Эта паника, возникшая впервые со времени начала русской кампании, явилась серьезным предостережением, указывающим на то, что наша пехота исчерпала свою боеспособность и на крупные усилия уже более неспособна. Положение на фронте 112-й пехотной дивизии было исправлено собственными усилиями 53-го армейского корпуса, который повернул 167-ю пехотную дивизию на Узловую. Наш сильно растянутый фланг обеспечивался тем временем подошедшими частями 47-го танкового корпуса. «Мы приближаемся к нашей конечной цели очень медленно в условиях ледяного холода и в исключительно плохих условиях для размещения наших несчастных солдат. С каждым днем увеличиваются трудности снабжения, осуществляемого по железным дорогам. Именно трудности снабжения являются главной причиной всех наших бедствий, ибо без горючего наши автомашины не могут передвигаться. Если бы не эти трудности, мы были бы значительно ближе к своей цели. И тем не менее, наши храбрые войска одерживают одну победу за другой, преодолевая с удивительным терпением все трудности. Мы должны быть благодарны за то, что наши люди являются такими хорошими солдатами...» (из письма от 17 ноября 1941 г.). Поскольку боевые операции продолжались и в зимний период, нам пришлось позаботиться о том, чтобы  снабдить продуктами питания население Германии, армию, а также гражданское население России. В результате богатого урожая осенью 1941 г. на полях осталось много хлеба. Не было недостатка и в убойном скоте. От 2-й танковой армии нельзя было требовать отправки большого количества продуктов питания в Германию, если учесть бедственное состояние железнодорожного транспорта. После того как были обеспечены потребности войск, всему русскому населению, проживающему в городах, и в первую очередь населению Орла, было выдано на руки продовольствие на период до 31 марта 1942 г. Для того, чтобы население не испытывало беспокойства в этом отношении, мы расклеили по всему Орлу объявления о принятых мерах по обеспечению населения продовольствием. Русское правительство имело в плодородных черноземных областях колоссальные элеваторы, где хранились большие запасы зерна.
Чтобы обеспечить потребности нашей армии, а также дать населению работу и хлеб, мы пустили в ход несколько фабрик и заводов, оборудование которых русские не успели эвакуировать из Орла. В числе пущенных нами предприятий были завод жестяных изделий, кожевенный и войлочный цеха обувной фабрики.
О настроениях, господствовавших среди русского населения, можно было. между прочим, судить по высказываниям одного старого царского генерала, с которым мне пришлось в те дни беседовать в Орле. Он сказал: «Если бы вы пришли 20 лет тому назад, мы бы встретили вас с большим воодушевлением. Теперь же слишком поздно. Мы как раз теперь снова стали оживать, а вы пришли и отбросили нас на 20 лет назад, так что мы снова должны начать все сначала. Теперь мы боремся за Россию, и в этом мы все едины».
Г.Гудериан Воспоминания солдата.


Рецензии