Невестка и свекровь

Голос свекрови   

Отношения между свекровью и невесткой, в сущности, становятся проблемными с момента их возникновения. В народе подобные отношения, главным образом, описываются многочисленными анекдотами, связанными с тёщей (мамой невесты), поскольку до последнего времени сфера юмора контролировалась мужчинами. Однако в народной литературе, в области рекламы, в кино и так далее акцент, в большей степени, ставится на отношениях между свекровью и невесткой (мамой мужа). Несмотря на то, что в статьях по психологии эти отношения также считаются проблемными (они оказывают влияние на другие связи в семье), психологические исследования мало занимаются ими, а психологи склонны обвинять в проблематичности  этих отношений, в основном, свекровь.

В попытке проверить, действительно ли отношения «свекровь-невестка» являются проблемными, автором этой статьи были проведены два исследования, которые, насколько это известно, являются единственными из проведённых в Израиле исследований по этой тематике. Первое исследование (Бресельман, 1993 г.) занималось вопросом, являются ли отношения между свекровью и невесткой такими, которые сами по себе содержат проблемный потенциал, и что эта проблематичность не связана с проблематичностью личностей свекрови и невестки. Второе исследование занималось вопросом сложных смешанных чувств, вызываемых этими отношениями (Бресельман, 2002 г.).

 

Нет такого брака, в котором не была бы замешана тёща, и нет такой тёщи, с которой не было бы связано анекдота.

 Марк Твен

 

Антропологическое исследование

В традиционной семье роль матери оценивается очень высоко, поэтому первой обязанностью мужчины является его обязанность по отношению к своей матери. Чтобы молодая невестка смогла выжить в новой семье, где образ свекрови является доминирующим в семейной иерархии, она должна соответственно настроиться на уважительное принятие авторитета свекрови и с осторожностью обосновывать своё место в новой семье. В Китае проблематичность этих отношений пытались решить при помощи обычая удочерения с раннего возраста будущей невестки. Девочка (будущая невестка) росла в семье своего будущего мужа (который на тот момент также был ещё ребёнком), и такой стиль жизни должен был предотвратить возможные кризисы и потрясения после свадьбы. Поэтому невестка видела в своей свекрови настоящую мать и принимала её доминирование и власть как само собой разумеющиеся понятия.

В соответствии с китайской традицией невестке, входящей в новый дом, запрещено выходить за его порог, появляться на нём без позволения свекрови. Свекровь также оставляет на брачном ложе молодых свои повязки, которыми она стягивает свои ступни, чтобы не росли, намекая тем самым невестке на то, что от неё ожидают послушания свекрови подобного тому, как ноги слушаются повязок

 В Тайване во время церемонии бракосочетания кольцо на палец невесте надевает не жених, а свекровь. Это представляет собой символический акт: если свекрови удастся надеть кольцо на палец невестке, то ей удастся и контролировать свою невестку, а если ей это не удастся, то у невестки в новом доме будет определённая самостоятельность. Этот обычай приводит к короткой борьбе между двумя женщинами и является церемониальным началом новых отношений между ними.

В Бирме невестку принято называть «потеющей женщиной», потому что ей предстоит много попотеть, чтобы угодить своей свекрови.

Исследование жизненного уклада  бедуинских семей в пустыне Негев показало, что напряжение в отношениях между свекровью и невесткой существует, в основном, во время первых лет семейной жизни. При этом первый этап, когда молодая невестка проживает с родителями своего мужа и поддерживается ими экономически, признаётся как самый проблематичный этап отношений между свекровью и невесткой. Исследование свидетельствует об укреплении статуса женщины и улучшении условий её жизни на следующем этапе, когда она сама становится свекровью.

 

Психологическое исследование

Первое психологическое исследование в динамике по этой теме было проведено семейным психологом Эвелин Дюбаэль в 1954 году, когда она попросила своих слушателей радиопередачи «От берега к берегу», выходящей в США в прямом эфире в позднее ночное время, написать ей, «кто является самым проблемным членом семьи?». Радиостанция получила в ответ свыше 5000 открыток… В содержании 75% отмечалось, что  самым проблематичным членом семьи является свекровь! Дюбаэль выяснила, что большинство жалоб поступило от молодых еврейских семей. На основе этих жалоб Дюбаэль вывела «синдром свекрови», характеризуемый, главным образом, корыстолюбием, критиканством и излишне частым и глубоким вмешательством свекрови в жизнь своего женатого сына. Основными претензиями свекрови к своей невестке стали: отсутствие душевности,  отстранённость, истолкование желания помочь как вмешательство в семейную жизнь и придирчивость. Результаты исследования Дюбаэль и других последовавших за ним исследований наводили на мысль, что главную роль в этой проблеме играют личные качества свекрови, что именно она является фактором возникновения сложных отношений между свекровью и невесткой.  Также и другие исследования показали, что супруги считают, что фактором конфликта чаще являются родители мужа, чем родители жены.

Миф о «злодейке-свекрови», предполагающий, что свекровь - это «другой», проблемный человек, обладающий из ряда вон отрицательными качествами, находится в области народного фольклора и также находит место в психологических исследованиях. Но разве у женщины, которая становится свекровью, меняются личные качества, и она превращается в типичную «свекровь» (со всеми вытекающими отсюда последствиями)? Каким образом «обычная» женщина превращается в придирчивую, критикующую, вмешивающуюся в любой вопрос злодейку? Вот описание исследований в Израиле: в первом исследовании, проведённом в Израиле (Бресельман, 1993 г.), изучалась суть отношений «свекровь-невестка» - связь между изменением их положения и личностных качеств и степенью удовлетворения  от этих отношений. 50% свекровей, приглашённых для участия в исследовании, отказались от сотрудничества в нём (часть из них утверждала, что они не являются «типичными свекровями»). И наоборот, отклик невесток был практически полным, и только одна из них отказалась участвовать в исследовании. Асимметрия наблюдалась также и в показателях, которыми проверялась степень удовлетворения свекрови и невестки от их взаимоотношений. В то время, как 75% невесток заявили о проблематичности этих отношений, об этом свидетельствовали лишь 25% свекровей. Также проверка оценки близости отношений по мнению женщин разошлась по показателям: более 79% свекровей оценили эти отношения как близкие или очень близкие, в то время, как того же мнения придерживается лишь 51% невесток. В семьях выходцев из стран Востока эти отношения лучше, чем в семьях выходцев из европейских стран. Занятость свекрови или невестки вне дома не оказывала влияния на степень удовлетворения в отношениях между ними. Исследование также показало, что свекрови (как матери) и невестки (как жёны) выполняют схожие материнские функции по отношению к мужчине (сыну или мужу), и, возможно, проблематичность между свекровью и невесткой возникает вследствие их конкуренции за материнское лидерство в семье.

Условия, обостряющие проблематичность отношений, которые следуют из результатов исследования:

- рождение детей / внуков

- сын работает вместе с родителями в семейном бизнесе

- муж является единственным сыном своих родителей

- экономическая зависимость молодой пары от родителей

- две женщины не согласовали понятие границ между молодой парой и родителями.

Второе исследование (Бресельман, 2003 г.) ставило своей целью услышать волнующие и подлинные мнения женщин и проанализировать факторы, приводящие к проблематичности в их взаимоотношениях, и пути их предотвращения. Из исследования следует, что отношения «свекровь-невестка» подвержены влиянию мифов и предрассудков, причём, в основном, мифов о «типичной свекрови»: свекрови и невестки утверждали, что идеальная свекровь «должна давать и молчать». Их информация относительно роли свекрови и невестки и отношений между ними основывалась на анекдотах, пословицах и известных высказываниях  («когда дочь выходит замуж, то приобретают сына, а когда сын женится, то теряют сына»). Женщины изливали в исследовании душу о возникающих чувствах гнева, обиды, разочарования, сожаления, ненависти и зависти. Понятие «сила» присутствовало в откровениях женщин из обеих групп. Невестки напоминали о нём открыто («сейчас у меня уже есть сила»), а свекрови упоминали его косвенно («я не собираюсь уступать ей»). Вызывает интерес, что свекрови и невестки, участвующие в исследовании, были осведомлены об этом противоборстве сил и подвержены ему. Они даже оценивали свои силы по отношению к силам противоборствующей стороны («её пугает то, что я более образована / я более яркая личность, и это пугает её»).

 

Семейные роли:

Мама невестки: женщины характеризовали своих матерей как обладателей лучших качеств, чем у их свекровей, и даже лучших, чем у них самих. Это мнение часто встречалось как у невесток, так и у свекровей («моя мама - необыкновенная женщина», «нет, я не могу быть такой, как она»). В исследовании со слов женщин вырисовывается образ матери как «хорошей матери», отзывчивой, утешающей и любящей.

Роль бабушки: описание бабушки рождает два образа: один - со стороны матери и один -  со стороны отца («есть одна хорошая бабушка, и одна бабушка, у которой невозможно расслабиться»). Когда невестки описывали своих матерей в образе бабушек, то они придавали им положительные характеристики («ей ничего не трудно, когда речь идёт о внуках»). По сравнению с ней бабушка со стороны мужа описывалась как такая, кто не проявляет любовь и тепло к внукам, кто занят далёкими интересами и кто предпочитает общению с внуками свой личный комфорт («к ней нельзя прийти после школы, потому что ей нужен послеобеденный отдых»).

Роль свекрови: из описаний опытных невесток образ свекрови предстаёт в виде человека холодного, злого, завистливого и корыстного. По словам невесток, стереотип свекрови смешался со стереотипом «еврейской мамы» / «полячки» («моя свекровь представляет собой классическую польскую свекровь, для которой никто никогда не будет лучше, чем её сын»). Молодые невестки описывали свою свекровь как заботливую, сильную и ценимую своими детьми и невестками маму («женщина, которая держит на своих плечах всю семью»).

Роль невестки: невестка описывается опытными и молодыми свекровями, как человек злой, завистливый, депрессивный, манипулирующий, контролирующий своего мужа и не обладающий способностью любить: («есть люди, которые неспособны любить, и тут ничего не поделаешь»). В большинстве случаев невестка характеризуется человеком, который подстрекает своего мужа к просьбам о материальной помощи у своих родителей и способствует отдалению его от них.

 

Отношения «свекровь-невестка» в иудаизме

Кажется, что самый известный пример отношений между свекровью и невесткой в иудаизме приведён в «Мегилат Рут». Это библейский пример заслуги, которой удостоилась Рут (несмотря на то, что Рут не была еврейкой, она стала родоначальницей царей Израиля)  за свою преданность и верность своей свекрови: «И сказала Наоми своим двум невесткам, чтобы они возвращались в отчие дома… А Рут привязалась к ней… Туда, куда ты пойдёшь - я пойду, где ты остановишься на ночлег - я остановлюсь… Твой народ - мой народ, твой Бог - мой Бог… И только смерть разделит тебя и меня» (Рут, стих 1, 8, 17). Затем о невестке Рут сказано: «И выполняла она любое приказание свекрови» (Рут, стих 2, 6, 9).

Поведение Рут было высоко оценено Боазом, главой Синедриона, который взял её себе в жёны, несмотря на то, что она была моавитянкой: (Поведали мне о том, как ты относилась к свекрови после смерти своего мужа»), поскольку после смерти своего мужа Рут не обязана была более заботиться о своей свекрови и содержать её. Награда Рут, как родоначальницы царского рода, представляет собой пример того, как личные желания невестки уступают чувству послушания своей свекрови, что приводит впоследствии к идеальным отношениям между ними и хорошему результату также и для невестки. «Мегилат Рут» отражает собой ортодоксальную еврейскую традицию, в которой за матерью сохраняется почётное место в семье. Отношение невестки к своей свекрови выражает собой уважительное отношение, которое она должна проявить к своему мужу и которое является частью её обязанностей по отношению к нему.  Поэтому отсутствие у невестки системы налаженных отношений со свекровью можно трактовать как её неуважение к своему мужу.

Понимание проблематичности в отношениях между свекровью и невесткой можно найти в послании Гаона Рабби Элиягу из Вильно (послание 209), в котором он определил правила поведения человека и порядок в доме, а также подробно просил от женщины уважать мать своего мужа, а от матери - хранить мир с женой своего сына. В соответствии с еврейской Галахой свекрови приказано хвалить невестку перед её мужем, чтобы он любил её. Ей запрещено жаловаться сыну на свою невестку, потому что тем самым она может нарушить мир в их доме. Проблематичность этого подхода заключается в том, что каждая мать считает своего сына «верхом совершенства» (ведь он является частью её, а человеку трудно замечать в себе недостатки), а свою невестку - лишённой этого качества. Крепкий статус матери в еврейской семье подкрепляется также историческими событиями, произошедшими в Восточной Европе, которые превратили еврейскую мать в самый сильный образ в семье. В еврейском обществе роль женщин укрепилась вследствие того, что они содержали семью, где мужчина занимался изучением Торы. Возможно, что в результате этого еврейские женщины лучше приспособились к многочисленным изменениям и перемещениям, через которые прошли евреи, а сила, находящаяся в их руках, поставила их в центр жизни семьи и детей в большей степени, чем в культуре других народов.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СВЕКРОВЯМ И НЕВЕСТКАМ:

    Поставь себя на место своей свекрови / невестки перед тем, как осуждать её. Свекровям: вспомни те дни, когда ты сама была невесткой и о том, как ты тогда хотела, чтобы вела себя твоя свекровь. Невестке: ты также будешь свекровью, поэтому веди себя со своей свекровью так, как ты бы хотела, чтобы твоя невестка вела себя с тобой.
    Определите заранее стиль общения друг с другом и нанесения визитов друг к другу, но будьте гибкими в отношении графика их возможных изменений и отмен. Не удивляйте друг друга несогласованными визитами. Невестке: участие мужа в создании семейных границ по отношению к семье, откуда он пришёл, облегчит его родителям эмоциональную сложность в их принятии.
    Предоставление помощи - надо открыто поговорить о потребностях и о возможностях в получении помощи. Невестке: родители не обязаны помогать материально. Нельзя обуславливать отношения с ними предоставлением ими денежной помощи.
    Надо стараться воздерживаться от критики и оскорблений - нет ничего более простого, чем критика, но для всей системы взаимоотношений не существует и более вредной вещи. Касайтесь любого вопроса по сути, избегая того, чтобы привнести в него старые воспоминания и древние обиды.
    Не пытайся изменить свою свекровь / невестку. Очень трудно изменить взрослого человека, поэтому сама попытка этого представляет собой фактор ссоры и напряжения.
    Невестке: не жалуйся на своего мужа своей маме. Свекрови: не жалуйся на свою невестку её мужу или её матери… Если у тебя есть претензии к ней, то будет предпочтительным поговорить о них открыто и прямо, по-взрослому и уважительно.
    Не превращайте своих детей / внуков в инструменты борьбы между вами. Свекрови: не используй визиты внуков в канал получения информации об их родителях (они сообщат об этом родителям!). Невестке: не порочь свою свекровь перед своими детьми.
    Свекрови: не напоминай с настойчивой ностальгией своей невестке о мифологических подружках своего сына… А также не приукрашивай невестке своих внуков со стороны дочери!

из интернета.


Рецензии