13 ноября 1941 года 145 день
Набрав особой , силу отвращения беды,
Проверив все приборы и доспехи,
Поборников ведения войны.
Преодолевших в совещании названья,
Приговорённых городов ,в сравнений Горький Час,
Уставом жизни предопределив старанья,
Солдат, заранее лишённых жизни в этот раз.
Плативших цену, на излёте «славы победителей» в изгоях ,
Зимой ,план «Барбаросса» обмерявших данью крови и великому уму,
Его основой истины сражения отстроив,
И приложив «расчёты точные» по совести к нему.
Вложиться в веру и свободу,напоследок, в новой роли,
И посадить столицу русских на «блокадные блины»,
Под масленницу крестный ход устроив,
За упокой основы управления страны.
И выполняя точно Гитлера приказ,
Они готовы были сотворить смертельный хаос в праве,
Зимой ,заставив биться насмерть каждый раз,
И Веру Кровью Править в Нашей Славе.
Она достигла к этому моменту Высшей Чистоты,
В глаза врагу ,направив кровью право искупленья,
За всё , что сотворили для России их мечты,
Не дав пощады в жёстких откровеньях.
Волков , идущих стаей, ждут пути наград,
В которых нет обители признаний,
Они по жизни вне закона и услад,
От Бога получают Меру Высших Воздаяний.
И умереть, их право и добычи неустой,
Стремит их бег в пути забвенья,
Хоть и напоминает стаи дикий вой,
Когда над тризной проявляется глумленье.
И холодили небо тёмной ночью облака,
Звериной хваткой на земле они сбивались,
Готовясь молча для последнего рывка,
Москву в уме,в петлю схлестнуть пытаясь.
И знали ,сила меньшая им противостоит,
Хоть передышкой дали насладиться,
Груз окружений , славой рода не блестит,
И вряд ли даст атакой защититься.
На совещании поставлен жирный крест,
Не открывающий по сути рода рану,
Кто призывал в страну любви невежд,
И кто солгал себе , открыв в пути нирвану.
По трупам продолжать извечный бой,
Вальхаллой оправдав свои исканья,
Стерев с лица дух жизни над Землёй,
Склоняясь перед памятью в страданья .
Детей оставив в «истинах любви»,
Принять, что было фактами завета,
Не помнящими , правдой эти дни,
И не искавшими в сердцах ответа...
13 ноября -Апостолы от семидесяти (или от 72) — ученики Христа и его учеников:
После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.(Лк. 10:1-2)
Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф. 10 и Лк. 10:3-24).
Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресл детей Ноя, а в книге Чисел Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис. 11:24)[1]. Даже для перевода Ветхого Завета с еврейского на древнегреческий язык собрали 70(72) почтенных «толковников».
13 ноября праздник отмечали охотники и рыбаки. Даты празднования отличались в зависимости от региона. Также молились святому Никодиму, который считался защитником дома от пожаров. Переводили кур в зимние закуты, поскольку погода в это время становилась очень холодной, а по ночам случались морозы.
13 ноября 1941 года - 145 день войны
Защитники Москвы направили героическому гарнизону Ханко письмо, в котором писали: «Пройдут десятилетия, века пройдут, а человечество не забудет, как горстка храбрецов, патриотов земли Советской, ни на шаг не отступая перед многочисленным и вооруженным до зубов врагом, под непрерывным шквалом артиллерийского и минометного огня, презирая смерть во имя победы, являла пример невиданной отваги и героизма. ...Великая честь и бессмертная слава вам, герои Ханко! Ваш подвиг не только восхищает советских людей — он вдохновляет на новые подвиги, учит, как надо оборонять страну от жестокого врага, зовет к беспощадной борьбе с фашистским бешеным зверем».
Тульский городской комитет обороны принял постановление сформировать из молодежи отряды истребителей танков общей численностью в 500 человек.
В Ленинграде объявлено о новом, четвертом по счету, снижении норм выдачи продовольствия: трудящиеся города стали получать по рабочей карточке 300 г и по карточкам остальных категорий — 150 г хлеба.
Хроника блокадного Ленинграда
Снова, уже в четвертый раз, снижены нормы выдачи хлеба. По рабочей карточке с 13 ноября выдается 300 граммов хлеба в день, по карточкам остальных категорий населения — 150. Качество хлеба еще более ухудшилось. В муку, и без того включавшую многие примеси, стали добавлять не менее 25 процентов целлюлозы — клетчатки, получаемой при специальной обработке древесины.
Ученик 8-го класса 213-й школы Юра Звездин, выпускавший во время блокады на тетрадочных листах ежедневную семейную газету «Новости», поместил в номере от 13 ноября 1941 года заметку под заголовком «Мы не унываем». В ней он писал: «13-го ввели новые нормы на хлеб. Несмотря на их уменьшение, вся семья спокойно встретила это известие. Мама говорит: «Мы не будем впадать в уныние, мы терпеливо преодолеем все трудности». И слова не расходятся с жизнью: хлеб растягиваем на весь день...».
В этот день было принято решение, которое охотно поместили бы не только «Новости» Юры Звездина, но и все ленинградские газеты. 13 ноября Военный совет Ленинградского фронта признал необходимым построить ледовую дорогу через Ладожское озеро. Однако это решение до поры сохранялось в тайне.
Ученый совет Ленинградского отделения Института истории Академии наук СССР слушал сегодня отчет о деятельности сектора античной истории. А в городе в течение многих часов не прекращалась воздушная тревога, на улицах рвались бомбы и снаряды. Погибло 74, ранено 182 ленинградца.
Одиннадцать экипажей 46-го танкового полка поддерживали пехотинцев, получивших приказ овладеть Кайваксой. Первым в этот населенный пункт, находящийся менее чем в 10 километрах от занятого противником Тихвина, ворвался танк старшего лейтенанта М.Е. Пятикопа. Однако вражеский снаряд зажег машину. Пятикоп выскочил из башни и начал сбивать пламя. К танкисту бросились гитлеровцы. Он метнул в них гранату, потом выхватил пистолет и отбивался до тех пор, пока не был сражен автоматной очередью. Тем временем в Кайваксу ворвались остальные танки группы Пятикопа, и вражеский гарнизон был уничтожен.
В этот же день под Тихвином танки противника атаковали 184-й отдельный саперный батальон, державший оборону близ деревни Березовик. В критический момент боя комиссар батальона ленинградец А.Г. Ястребов с противотанковой гранатой в руке бросился наперерез атакующим. Примеру комиссара последовали и другие бойцы. Несколько танков было подорвано, остальные повернули обратно.
Комиссар погиб в этом неравном бою. Посмертно, как и танкист Пятикоп, он был удостоен Золотой Звезды Героя.
Сайт «Огонь Войны»
В этот день в Орше под руководством начальника генерального штаба сухопутных сил было проведено совещание командующих армиями группы армий «Центр» и объявлен «приказ на осеннее наступление 1941 г.». Этот приказ ставил перед 2-й танковой армией задачу овладеть городом Горьким (бывшим Нижним Новгородом), находившимся в 600 км от Орла. Либенштейн немедленно заявил, что 2-я танковая армия при настоящей обстановке способна лишь дойти до Венева. Теперь же не май месяц и мы не во Франции! Я полностью разделял мнение своего начальника штаба и немедленно доложил в письменной форме командующему группой армий о том, что танковая армия не в состоянии выполнить этот приказ. При составлении доклада я воспользовался свежими впечатлениями от поездки на фронт 13 и 14 ноября, во время которой я посетил 53-й армейский и 24-й танковый корпуса.
13 ноября я вылетел на «Шторхе» из Орла, но севернее Черни попал в метель и был вынужден сделать посадку на временном аэродроме в Черни. Оттуда при 22-градусном морозе я отправился на машине в Плавок к генералу Вайзенбергеру. Это был последний день боев в районе Теплое, и Вайзенбергер доложил мне обстановку. Перед ним стояла задача наступать в направлении на Волово, Сталиногорск. Для обеспечения правого фланга против отходящих к Ефремову русских войск танковая бригада Эбербаха оставлялась в его подчинении до тех пор, пока не подойдет 18-я танковая дивизия. Боевой состав пехоты сократился в среднем до 50 человек в каждой роте. Все ощутимее становился недостаток в зимнем обмундировании.
Действиям 24-го танкового корпуса в значительной степени мешала гололедица, ибо при отсутствии специальных шипов для гусениц танки не могли преодолевать обледенелые склоны. Генерал барон фон Гейер считал, что корпус не в состоянии перейти в наступление раньше 19 ноября. Для этого ему была необходима танковая бригада Эбербаха и запас горючего на четверо суток; он же имел запасы горючего только на один день!
По моему мнению, он должен был назначить наступление на 17 ноября, чтобы во взаимодействии с 53-м армейским корпусом помешать противнику образовать новый фронт на линии Волово, Дедилово. Кроме того, 43-й армейский корпус был атакован западнее Тулы и нуждался в поддержке, 47-й танковый корпус в составе 18-й танковой, 10-й пехотной и 29-й моторизованной дивизий должен был обеспечивать наш правый фланг.
Ночь я провел в Плавске.
Г.Гудериан Воспоминания солдата.
13 ноября 1941 года, 145-й день войны
10.00 — Начало совещания начальников штабов. Присутствуют: три начальника штаба групп армий, начальники штабов 18, 16, 9, 4, 6 и 17-й армий и 2-й танковой армии.
10.00–12.00 — Совещание с разбором общей обстановки на фронте. Планы командования и их обоснование. Доклад полковника Кинцеля о русской сухопутной армии.
12.20–13.40 — Рассмотрение вопросов, относящихся к ведению боевых действий, работы тыловых служб и организации движения на дорогах. Доклад генерал-квартирмейстера о положении со снабжением и о зимнем оснащении войск. Состояние транспорта. Доклад начальника организационного отдела об изменениях в организации сухопутных войск, о расформировании дивизий и о наличном автопарке.
14.00–15.00 — Завтрак.
15.00–19.00 — Совещание по вопросам, касающимся отдельных групп армий (оценка обстановки и дальнейшие планы).
19.00–20.30 — Ужин.
20.30–22.00 — Подведение итогов совещания; планы на зиму; ориентировочные планы операций на будущий год; общее международное положение.
22.30 — Отъезд спецпоездом из Орши.
Ф.Гальдер Военный дневник .
УКАЗАНИЕ ОКХ О ПОРЯДКЕ ЗАХВАТА МОСКВЫ И ОБРАЩЕНИИ С ЕЕ НАСЕЛЕНИЕМ ОТ 12 ОКТЯБРЯ 1941 Г.
Группе армий «Центр»
Верховное главнокомандование приказало:
«Фюрер вновь решил, что капитуляция Москвы не должна быть принята, даже если она будет предложена противником. Моральное обоснование этого мероприятия совершенно ясно в глазах всего мира. Так же, как и в Киеве, для наших войск могут возникнуть чрезвычайные опасности от мин замедленного действия. Поэтому необходимо считаться в еще большей степени с аналогичным положением в Москве и Ленинграде. То, что Ленинград заминирован и будет защищаться до последнего бойца, объявлено по русскому радио.
Необходимо иметь в виду серьезную опасность эпидемий. Поэтому ни один немецкий солдат не должен вступать в эти города. Всякий, кто попытается оставить город и пройти через наши позиции, должен быть обстрелян и отогнан обратно. Небольшие незакрытые проходы, предоставляющие возможность для массового ухода населения во внутреннюю Россию, можно лишь приветствовать. И для других городов должно действовать правило, что до захвата их следует громить артиллерийским обстрелом и воздушными налетами, а население обращать в бегство.
Совершенно безответственным было бы рисковать жизнью немецких солдат для спасения русских городов от пожаров или кормить их население за счет Германии.
Чем больше населения советских городов устремится во внутреннюю Россию, тем сильнее увеличится хаос в России и тем легче будет управлять оккупированными восточными районами и использовать их.
Это указание фюрера должно быть доведено до сведения всех командиров».
Дополнение главного командования сухопутных сил:
Следует как можно скорее отрезать город от коммуникаций, связывающих его с внешним миром.
Дальнейшие указания будут отданы позже.
Главное командование сухопутных сил.
Генеральный штаб.
Оперативный отдел (I м.).
№ 1571/41.12.10.1941.
Совершенно секретно.
Только для командования.
КТВ OKW, Bd. I, S. 1070—1071
ПРИКАЗ КОМАНДОВАНИЯ ГРУППЫ АРМИИ «ЦЕНТР» НА ПРОДОЛЖЕНИЕ ОПЕРАЦИИ ПРОТИВ МОСКВЫ
Командование группы армий «Центр».
Оперативный отдел.
№ 1960/41.
Штаб группы армий,
14.10.1941.
Экз. № 16.
Совершенно секретно.
Только для командования
Приказ на продолжение операций
1) Противник перед фронтом группы армий разбит. Остатки отступают, переходя местами в контратаки.
Группа армий преследует противника.
2) 4-я танковая группа и 4-я армия без промедления наносят удар в направлении Москвы, имеющий целью разбить находящиеся перед Москвой силы противника, прочно овладеть окружающей Москву местностью, а также плотно окружить город.
2-я танковая армия с этой целью должна выйти в район юго-восточнее Москвы с таким расчетом, чтобы, прикрываясь с востока, охватить Москву с юго-востока, а в дальнейшем также с востока. Имеющие важное значение для снабжения Москвы промышленные районы Сталиногорска, Тулы и Каширы должны быть как можно быстрее захвачены и надежно прикрыты.
4-я армия с подчиненной ей 4-й танковой группой, эшелонируя на своем правом фланге моторизованные части, должны осуществить окружение или охват Москвы с юга, запада и севера, прикрываясь с севера и северо-востока. Возможно, в дальнейшем возникнет необходимость удара моторизованных частей в направлении на Ярославль и Рыбинск.
Линией прикрытия с востока должен являться по меньшей мере рубеж Рязань — Ока до Коломны — Егорьевск — Орехово-Зуево — течение рек Киржач и Молокча — Загорск, течение р. Дубна — Волжское водохранилище. Необходимо стремиться к расширению рубежа прикрытия до линии Рязань — болотистая и озерная местность к северо-востоку, оттуда течение рек Роль, Бужа и Колокша — Юрьев-Польской — Переславль-Залесский — течение р. Нерль до Волги.
Разграничительная линия для окружения Москвы с юга и севера между 2-й танковой армией и 4-й армией будет установлена в зависимости от развития обстановки. Кольцо окружения города в конечном счете должно быть сужено до окружной железной дороги. Эту линию, по приказу фюрера, не должен перешагнуть ни один немецкий солдат. Всякая капитуляция должна отклоняться. В остальном поведение по отношению к Москве будет объявлено особым приказом.
3) 2-я армия основными силами наступает южнее 2-й танковой армии на район между пунктами Елец и Богородицк, ее головные части прежде всего должны достигнуть р. Дон с целью лишить противника возможности оперативного использования этого района, а также для предотвращения давления противника на южный фланг 2-й танковой армии. 34-й армейский корпус, который будет введен в бой в районе Курска и к северу от него, по всей вероятности, получит задание главного командования сухопутных сил наступать в направлении Воронежа.
4) 9-я армия и 3-я танковая группа должны не допустить отвода живой силы противника перед северным флангом 9-й армии и южным
___________________
1 Из документа исключены раздел об изменениях внутри группировки и приложение № 1, в котором дается состав объединений группы армий «Центр
флангом 16-й армии, взаимодействуя с этой целью с 16-й армией, а в дальнейшем — уничтожить противника.
3-я танковая группа с этой целью, удерживая Калинин, как можно быстрее достигает района Торжка и наступает отсюда без задержки в направлении на Вышний Волочек для того, чтобы предотвратить переправу основных сил противника через р. Тверца и верхнее течение р. Мста на восток. Необходимо вести усиленную разведку до рубежа Кашин — Бежецк — Пестово. Надлежит также удерживать линию Калинин — Старица и южнее до подхода частей 9-й армии.
9-я армия во взаимодействии с правым флангом 3-й танковой группы уничтожает в районе Старица, Ржев, Зубцов противника, который еще оказывает сопротивление на фронтах 6-го и 23-го армейских корпусов, а затем левым флангом поворачивает через Луковниково на север. Основное направление дальнейшего удара — на Вышний Волочек. Войска правого фланга армии должны возможно скорее занять Калинин и высвободить находящиеся там части 3-й танковой группы. При дальнейшем продвижении к северу армия прикрывает свой фланг с востока севернее Волжского водохранилища.
Группа армий «Север» имеет задачу атаковать силами южного фланга 16-й армии находящегося перед ней противника и организовать его преследование. Войска центра 16-й армии должны сковать противника по обе стороны озера Ильмень и немедленным преследованием предотвратить возможные попытки организованного отвода его частей...
«Военно-исторический журнал», 1961, № 10, стр. 88—89.
Свидетельство о публикации №116060710675
