Экспертный обзор. Михаил Фокс. Май-2016

Обзор стихов майского лонга или искусство iekariukedjutu

29 анонимных* стихотворений, неожиданно приплывшие в тихую заводь моего п/я, сразу вызвали из небытия "Легенду о 29 зеркальных карпах парка Кераку-эн". Чудесная основа для разговора о стихах. Но первое же прочтение остановило бегство моего воображения в эзотерические миры Востока и поубавило эстетические восторги. Карпы были, но было множество и иных "рыб" - с плавниками или без оных, с острыми зубами и фальшивыми глазами на чешуе, рыбы для любования и рыбы для "четверга"(юные читатели могут спросить у родителей - чем был славен четверг в системе советского общепита). Всякая тварь угодна миру и всё, что ни рождено, блестит под солнцем. И потому всегда можно рассказать об увиденном и записать понятое. Вот это ощущение и привело меня к другому варианту представлений о поэзии вообще и 29 стихотворных текстах в частности.
А вспомнил я о записях К.Леви-Стросса, не попавших на страницы "Печальных тропиков", но упомянутых в его диссертации:
"Намбиквара...совершенно не умеют рисовать - за исключением геометрических узоров на своих калебасах. В течение нескольких дней они и понятия не имели, что делать с розданными им бумагой и карандашами. Однако некоторое время спустя мы как-то раз застали их за рисованием волнистых линий. Тем самым, они подражали нашим действиям с блокнотом, т.е. процессу письма, не понимая, однако, ни его цели, ни назначения. Впрочем, они называли акт письма iekariukedjutu, что значит "делать лучи"..."(цит. по Ж.Деррида. О грамматологии. М.,2000. с.269.)
"Делать лучи" - это и источение творческой энергии пишущего, и эстетическая выразительность самого творения, и обращённость к внимающему этим самым "лучам". И процесс понимания текста тоже очень напоминает "делание лучей", этакое отражение и преломление, когда угол падения не всегда равен углу отражения и среда, в которой происходит встреча сознаний, весьма подвижна. То, что увидел один, не обязательно видно другому.
Метафоры - не только "нервные узлы" поэзии, но и мощный инструмент постижения истины. Художественной, в том числе. И там, где идёт речь об "оптике" восприятия, использование подобного образа рождения и жизни текста вполне уместно. И система оценок выразительности "лучевых пространств" не претендует на оригинальность - откуда и как проистекают эти "лучи", что они в итоге высвечивают и в тексте, и в нас самих, т.е. глубина и масштаб концепта, гармония и своеобразие, образно-смысловая система и прочие аксессуары читательского инструментария для поисков ответа на вопрос - чьё "делание лучей" сродни "Великому Деланию", свершилась ли трансмутация смыслов или читатель заплутал в нелепом нагромождении чьих-то "лучей"?

Первые же три стихотворения в подборке расширили мой "горизонт ожидания"..."Ахаааа - сказала маленькая серенькая птичка"(с). Наконец-то о любви. Да ещё и о разных её вариациях.


1. ДИАНА РЫЖАКОВА «Сука-любовь»
http://www.stihi.ru/2016/04/20/7039 отборочный тур


Она приходит когда не ждёшь,
Когда по сценарию мелкий дождь,
Сокольники, крестики-нолики.
Потом антракт, остывает чай,
- Чего не хватает-то? И отчаянно
Молишься, молишься вечности,
Особенно истово вечером.
А тут с порога тебе:- Ага!-
Носок резинового сапога,
- А я тебя разве трогала?
А ты сияешь, как медный таз,
Эмаль голубая потрескалась,
Какие открытые раны,
- Ты что-ли сегодня пьяный?
Шершавые руки, пот горчит,
Голодный, обветренный рот: - Молчи!-
И крылья под белой майкой,
Под логотипом Найка.

Шутит, а мне совсем не до шуток,
Лицо опасно для жизни,
Стекаю по улицам мутной жижей,
В ней тонут старые миражи -
Легковоспламеняющиеся,
Многотоннажные баржи.
А на миру и смерть красна,
И как-то сама собой пишется
Самая ритмичная,
Самая головокружительная
Во вселенной весна.

Популярнейший современный тренд масскульта, благо, подобная проблематика была когда-то не чужда и классикам. Начало стиха читается под песню Ёлки с аналогичным названием, а в финале - знаменитое, от Ободзинского - " И вечнаааааяяяя веснаааааа!". А вот попытка автора уловить в серединке эту самую диалектику "сука-любовь" при помощи искусственно смоделированной экстатичности не удалась. Надрыв-то получился, но уж слишком "шершавый" по образам и смыслам. "Носок резинового сапога" - намёк, видимо, на копыто люциферистое - и "крылья под белой майкой" широко раздвинули границы образа возлюбленного, но правдивости не добавили. Появляется ощущение вот этого самого медного таза с потрескавшейся голубой эмалью - лихо закрученный оксюморон, однако. Кстати, ещё одна загадка с крыльями под логотипом Найка. Логотип-то размещается на передней части майки, а крылья вроде традиционно вырастают на спине. То ли настолько вот "сука-любовь", что крылья и на груди свежей порослью пробиваются, то ли майку задом наперёд недотёпа напялил...И хочется найти потаённый смысл сего маскарада, но не получается. А вот "лицо опасно для жизни" - понравилось. А правильный читатель у стиха должен быть и правильной гендерной принадлежности)...


2. ЮРИЙ РЕХТЕР  «Когда влюблён»
http://www.stihi.ru/2016/03/17/11516 отборочный тур


Когда влюблён - становишься иным,
Лишь этим чувством сыт и обеспечен,
И ощущаешь кожею спины,
Как космос опускается на плечи,

Столетиями принятый уклад
И торжество взорвавшейся сверхновой,
Ударов сердца гулкий камнепад
И нежностью обёрнутое слово.

Тот, кто не ощутил любовных струн,
Он - пария, убогий и гонимый,
А время - злой и беспощадный гунн,
Над ним всесильно и неумолимо.

Создатель любящих благословил,
Неторопливо годы их листая,
Хоть возраст не спасает от любви,
Зато любовь от возраста спасает.

С трюизма стихотворение начинается и трюизмом заканчивается. В общем, "любви все возрасты покорны". Думал, что проявится какой-то смысл особый или, в крайнем случае, стёб забавный промелькнёт, но всё так на уровне банальностей и осталось. Ощущать кожею спины космос? А более сильных ощущений любовь - неважно, "сука" она или нет - не предполагает? Вот те самые "лучи", о которых говорилось в начале обзора, здесь только штришками намечены. "Любовные струны", по-другому тут и не скажешь...


3. МАРСЭР «вольные»
http://www.stihi.ru/2016/04/16/11034 отборочный тур


мы мерно врастали в чужой городок.
забвенно сплетаясь в один черенок,
впиваясь губами и пальцами ног
в родные уступы друг друга,

мы грезили о безмятежном бытье
в мещанском раю шантеле-пуатье.
забыв, что рождались не там и не те –
сливались с опрятной округой.

когда же сквозь настежь закрытую дверь
в набухшие гены сочился апрель,
ты преображалась:
– не помни, не верь,
но нам не снести эти крыши.

держись за запястье, толкайся на три
туда, где закатное небо горит,
в ванильные доки плывут корабли
и вольные – волею дышат...

Третий вариант любовных отношений...Всё думал в духе гегельянских штудий обнаружить здесь завершение процесса: тезис - антитезис - синтез. Типичные интриги воображения, увы. Жажда классификации осталась неудовлетворенной, но ощущение, что из первой тройки это стихотворение любопытнее прочих, сохранилось. Потому как финал здесь ярок и динамичен да и сама история рассказана неплохо. Хотя и есть сомнения относительно "одного черенка", "пальцы ног" и "родные уступы" создают несколько комический эффект возникающими акробатическими картинками, "бытье" - вот аки философ, ,истерзанный многолетней преподавательской практикой, прямо-таки вопию от такого словоупотребления, понимаю, что это попытка объединить "быт" и бытие" в одном "флаконе", но дух не принимает такой трактовки), "настежь закрытая дверь" не кажется удачным оксюмороном.
"Эээх...- сказала маленькая серенькая птичка"(с). "Толкнёмся на три" и отправимся дальше. В мир детства.


4. НИКОЛАЙ ЛОСИНСКИЙ «Сатиновая руда»
http://www.stihi.ru/2015/09/10/10038 отборочный тур


Ну что мне дом, - пустые рукава
Холодных коридоров. Настежь куртка, -
Бегом во двор, где сохнет в рост трава
И вязнет в лужах пасмурное утро.
И день такой, что тени не найти,
Зайдешься трубным кашлем бездорожья,
Прижмешься к дерматиновой груди
Разбитой двери, покрываясь дрожью,
И понесешься скакуном, да вспять,
Колдобины всей жизни воскрешая.
Качает мама детскую кровать,
Уныло про волчонка напевая.
Хмельной отец за стенкою шумит,
В буфете ищет нищую заначку.
Сжимаю под подушкой малахит,
Мать привезла с Урала, «на удачу».
В причуды я не верил, повзрослев,
Жизнь замесил свою как можно круче,
Оставив в прошлом детство, словно блеф,
Предав родных и дом подобно Дуче.
Но вот душа, как быть с душой, поди
Попробуй обойти стыдливо с тылу, -
Сатиновой рудой живет в груди,
Ни разу не стреляя подло в спину.
Уткнусь в чужое пыльное пальто,
В туман зеленый провалюсь, от сглаза.
Отринутое временем гнездо...
Ну что мне дом, где не был я ни разу.

Стих "блковского" замеса - по теме и настроениям. В каждом лонге обязательно будет стихотворение о босоногом детстве, коленках в "зелёнке" и прочих реалиях дворовой или коммунальной жизни. Так что всё узнаваемо и не удивительно. "Пустые рукава холодных коридоров" - понравилось набором возникающих коннотаций и обнадёжило интересным продолжением. Но, увы, "настежь(?) куртка" - и "горизонт ожидания" вернулся на прежний уровень. Далее всё - как уже бывало в стихах об утраченном детстве. Сомнительное выражение - "в причуды я не верил", можно не верить в приметы, но причуды - они или есть, или их нет. Про Дуче совсем не понял. Когда-то много читал о Муссолини, про предательство им родных и дома даже в советские времена не упоминали. На всякий случай снова "припал" к источникам). То ли автора кто-то ввёл в заблуждение, то ли он пробует читателей увести в некие непроходимые чащи. А вот за "сатиновую руду" спасибо. Вспомнил своё уральское детство.


5. ИРИНА ВАЛЕРИНА «О боги, боги»
http://www.stihi.ru/2016/05/11/9130 отборочный тур для резидентов


Когда над домом вечный свет разлит,
а из кустов шиповных льются трели,
выходит бог из тёмной параллели
и говорит о тёмном, говорит,
что мало веры, что одна вина
не делится уже на миллиарды,
что хочется порою выпить йаду,
а может, йоду – так болит спина
держать весь плоский мир в ближайших планах.
И сын – незаживающая рана –
под сердцем саднит: как, на чью войну,
за что, зачем, кому и чем воздастся,
за то, что сынку – умника, красавца –
распяли в ту холодную весну
промеж бесправьем и разгулом «наших».
Потом он плачет и руками машет,
а может, регулирует поток
архангелов, гремящих на восток.
Потом молчит. Но плачет соловей
за блудных дочерей и сыновей,
за матерей слепых и за отцов,
уже не разбирающих основ.

А после бог встаёт в свой малый рост,
трёт горький рот: сейчас, один вопрос.
Толкает небо: «Спишь ты, что ли, бог?!».
Так завершив свой краткий монолог,
скрывается во тьме подъездной щели.

Нисходит тишина и гладит ели.

И вслед за этим бог второй идёт
по облачным подогнанным ступеням,
бормочет: «Вот же старый идиот,
поднимет раньше срока, взбутетенит!
И нет бы подождал! Я что, юнец,
лететь на всякий зов и, наконец,
стоять за каждым первым чахлой тенью?
Да как вы задолбали, в самом деле!
Хотели воли? Жрите! Кто я вам:
хозяин, нянька? Равные права
всегда у сильных вырастут жирнее.
Делите сами. Я устал. Я стар
пророчить в несгораемых кустах
и отводить ножи от детских шеек.

Ваш мир сродни набитому трамваю.
Я обилетить, бля, не успеваю!».

А третий бог, застывший над листом,
держащий сонмы буквенных букашек
на острие, в который раз не скажет,
что видится в туманности густой,
а лишь стряхнёт орду летящих букв
на поле смыслов, что давно обрыдли.

Заглянет в опустевший зев клепсидры –
и скинет пепел с новых светлых брюк.

А вот и "лучи", упирающиеся в небеса. Не просто красивые "почеркушки", но в формате 3D. Недаром и действующих в стихотворении богов именно трое. Для меня такие прорывы к трансцендентному в поэзии особо ценны. Ибо открывают они и новые смыслы, которым лучше всего живётся в самом широком диапазоне от профанного до сакрального, и саму "оптику восприятия" искушают жаждой перемен. Читаю и высматриваю "тёмные параллели" в близлежащем мире и в самом себе. И "подъездная щель" мне не о подъезде рассказывает, а опять-таки про концепты Фуко и Деррида ("след", "щель", "царапина") напоминает и оттуда намечает проход (подъезд) в иные миры идей и образов. В концептуальном плане роскошное стихотворение. И замечательно то, что каждый бог со своим характером и в своей особой системе отношений с другими богами и с самим собой. Кстати, первые два - явный парафраз и двух стадий божественного в античности(хтонический - олимпийский), и ветхо- и новозаветных персонажей. Трансмутация трансцендентного. О чём ведает третий бог. Подозревающий, что четвёртый где-то рядом, потому и пепел былых миров или богов так неаккуратно падает на светлые брюки). Бог богу - человек.


6. МАРИНА ЧИРКОВА «бабье лето»
http://www.stihi.ru/2016/01/01/3564 отборочный тур для резидентов


в горьких вьюнах, пижмах,
головках чертополоха
лечь и молчать: вышит
выше, вишнёвей вдоха,

вырезан из ржавых
крыш жестяных, горячих —
кровным листом каштана...
(шёлковая иначе,
спряденная чужими,
сотканная вслепую
жилка, тропа ли в глине,
трещины тень?..) разуюсь:

розы густой бронзы,
мята глухих, мягких...
просто молчать. возле.
ежа, репей, мятлик...

----
нечаянная но закрой глаза
и весь собравшись на кромке губ
о как ты будешь ловить меня
и ждать во тьме чтобы вновь и вдруг
как вздрогнешь трогая где трава
уколы кончиков мокрый ворс
хвоинок спутанных стрекоза
блесной зависнет слезясь насквозь
чешуйка рыбья не сколупнуть
поймал русалку терпи обняв
нежнейшей судорогою рук
и ног впивайся а вот слова
в которых знаю почти что груб
и небо навзничь легко легло
наждак загара волос овсюг
а мне нечаянно так тепло

----
где ночные-чёрные волосы твои
жесткая неглаженная лебеда
если потеряюсь только не прогони
летнее ли ворохом и чехарда

порох тёплых тропок звон семян-узелков
пальцы разнимаю едва да едва
шёпотом в макушку выдыхать мотыльков
где слова не сломаны о слова

Хорошее летнее). Древние крестьянские гены проснулись - много травы, пора косить). В смысле - многовато в стихотворении деталей, мешающих целостному восприятию. "Выдыхать мотыльков" слегка озадачило, для меня в этом процессе поэтического не увиделось. А вот "наждак загара" и "порох тёплых тропок" - это славно...


7. ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Всё пройдёт»
http://www.stihi.ru/2015/01/30/9814  отборочный тур для резидентов


Всё пройдёт, пройдёт и это – то, что мелочью постылой
раскатилось по карману – звона много, толку мало,
что последнею монетой тонет в вязком слое ила
на немытом дне стакана – "что упало, то пропало",
то, что аистом на крыше начинало не однажды
вить гнездо по всем уставам – но закончить не сумело,
потому что раньше мыши свили гнёзда в дырке каждой,
и уже король трехглавый из норы выходит смело,
то, что падает на кухне каплей-молотом из крана
посреди бессонной ночи, разрывая перепонки,
что в мозгу саркомой пухнет от инъекции обмана
и плацентой кровоточит нерождённого ребёнка,
что на глянце старых фото проступает рыжим цветом,
а виски пятнает потом – всё пройдёт, пройдёт и это.

А когда пройдёт всё это, тот, кто властвует над телом
и за миром наблюдает через глаз твоих бойницы,
тот, кто за тебя в ответе, приручивший между делом,
пригубит остатки чая, сокрушённо покривится –
блин, остыл совсем, да ладно, всё равно конец программы, –
соберёт в контейнер чипы, шторки век твоих опустит,
выйдет в коридор прохладный, тиснет сенсор пиктограммы,
заменив на надпись типа «Тест окончен», и без грусти
обесточит установку, опечатав личным кодом,
и отправится на отдых, чтобы завтра с новой сменой,
проскользнув без остановки по зеркальным переходам,
кликнуть Enter в новых родах на другом конце Вселенной.

Попытка придать новый имидж вечному "всё пройдёт" не удалась. Первая часть как образ опостылевшего бытия вполне самодостаточна, хотя и не обрадовала чем-то новым, а в таких темах без новизны на всякие "состязания" лучше не ходить). Вторая часть, казалось бы, должна была придать новое измерение теме глобальностью осмысления. Должна была, но породила в тексте стойкое ощущение привкуса модного нынче жанра ЛитРПГ. Увы, я не поклонник сих вторичных форм литературы. Но вне состязательности вполне себе достойное стихотворение.


8. ЛЁША ИСХАКОВ «От мая...»
http://www.stihi.ru/2015/05/09/6756 отборочный тур для резидентов


От самого мая до мая
протискиваться сквозь грозы, ломая
приобретённую ложность своих суставов.
Смотреть с точки зрения вниз, иногда устало
прижавшись щекой к застеколью родного края

Раскачивать маятник с амплитудой -
"от мая до мая"
Сновать в лабиринте с маневренностью трамвая,
тактильным слоном аккуратничать в лавке с посудой,
торчать в котловане жилья как забитая свая

В сезон, огрубевшие лица с себя сдирая,
отчаянно корчиться, пережидать в "Кагоре"
трансличностный переход. Там, где чуть живая
вода, собирать маяки на заброшенном море
от мая до самого мая.

Сразу признаюсь, что это стихотворение когда-то уже читал. Да и сложно не узнать автора, вставляющего в хрупкую ткань стиха "трансличностный переход". Хотя про хрупкую ткань я пошутил, стихи, скорее, крепко "сколочены", здесь есть место и "застеколью родного края", и "тактильному слону", упоминаю то, что мне понравилось. Но целостности в стихе не ощутил. Поэтика "разрыва" эстетически и художественно мне не совсем близка. Или же здесь не сложилась та обаятельная дисгармоничность, которая бы расширила мой "горизонт ожидания". А автор умеет её достигать), но примеры я не привожу, памятуя, что автор не любит, когда вспоминают уже пройденные им вершины...


9. СИБИРСКИЙ ВОЛК «Потрошение рыбы»
http://www.stihi.ru/2015/03/22/8603 отборочный тур для резидентов


Рыбу потрошим ли сон ли
покитайский нам толкуют..
глухари или поэты
с водочкой своей токуют

посредине пепелища,
с букварём как буратины,
носятся [почти стрекозы]
на краях у драной льдины,

у ворованного края
по щелям, по водным порам,
смысл впотьмы не различая
и почти что не готовы

к потрохам нерыбным, к водке,
к лодке смертной у причала -
и на утро вряд ли вспомнят
что им чайка прокричала,

как их муза потрошила
в мойке кухонной под краном,
и лицо потом зашила,
чтобы внутрь смотрела рана,

чтобы этот покитайский
изучали и молчали,
чтобы водочка и воды
рваной чайкою кивали.

Травы, птицы, рыбы..."Архетипы" современной поэзии. Хотя и прежняя (исконная) архетипичность соприсутствует. Рыба и птицы на виду, с травой более сложно. Но если хорошо потоковать, то и трава найдётся. Это я на водочку намекаю. Порождение "детей" травы. Но "рыба", конечно, ключевой архетип. И потрошение - процесс необходимый. Тем более, рыба, как всегда гниёт, и опять с головы. Аллюзий здесь предостаточно и порой увлекательно - щели "ворованного края", "смысл впотьмы", кухня и "внутрьсмотрящие раны", "покитайский"...Хотя вот встраивание в текст "покитайского" через "ли сон ли" озадачило, это словосочетание скорее указывает на корейское, а не на китайское "толкование". Финал "тёмен", т.е. допускает массу вольных интерпретаций, что приятно взволнованному воображению, но раздражающе для эстетического суждения). "Лучи" скрываются за пределами листа и "намбиквара" озадаченно хмыкают)...


10. KOUKKET «Санторини» (в составе цикла «Санторини»)
http://www.stihi.ru/2014/09/30/6129 отборочный тур для резидентов (квота Наиля Мелиханова)


Ночь над маленьким городом,
сохнут тарелки, кружки.
Набиты любовным шепотом
гостиничные подушки.

И чтобы сквозь окна синие
лучше услышать море,
построились в ровную линию
комнаты в коридоре.

На самом интересном месте всё и закончилось)...А ведь среди комнат могла оказаться и комнатка Родиона Романовича, и знаменитая кинговская №1408 да даже просто под номером 12 - и сколько тогда воспоминаний юности пришло бы ко мне в гости). А так..."Маловато будет"(с).

Квадратики комнат, выстроенные по ровной линии "луча", намекнули на необходимость драматургического "дрейфа" в разговоре о стихах.


11. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «мёд зачерпни порежь имбирь наполни чашку чаем»
http://www.stihi.ru/2016/04/14/4776 отборочный тур для резидентов (квота Алекса Трудлера)


Начало стиха создаёт настроение, моделирует эмоции, но появляется "опрелый сердолик стекла" и всё дальнейшее в стихе становится случайным и не слишком обременённым смыслами. Так что внутренние алтари остаются только в воображении автора.


12. ЕЛЕНА ТАГАНОВА «Живая»
http://www.stihi.ru/2015/08/17/3795 отборочный тур для резидентов (квота Руслана Рафикова)


Напоминает первое стихотворение лонга про суку-любовь, этакий ещё не отредактированный вариант, где много всего наворочено и засунуто в разные ситуации и места - от Ниццы до Уренгоя, от "джипаря" до трамвая. Кстати, любимый транспорт мая в стихах лонга - трамвай. А любимый напиток...Ну это и так все знают). Ещё одна фишка стиха - непрерывное обыгрывание поговорок с числом 7, их как раз 7 и набралось. Наверное, в этом есть потаённый смысл для автора, но вот после третьего варианта все эти игрища начинают намекать на дурную бесконечность по Гегелю. Добавляют, конечно, пикантности "жопа" и "минет", но этого всё же маловато для придания красоты и завершённости "лучевым" изыскам сего творения.


13. БЭЗИЛ СМИТ «Выходишь покурить в обледенелый»
http://www.stihi.ru/2016/03/03/2697 номинатор Сергей Беленко


Выходишь покурить в обледенелый
ночной подъезд – и кажется, что вся
проходит жизнь перед глазами, белый
кружится снег, куда-то унося –
в воспоминанья и еще подале,
в такой же вечер новогодний, где
во тьме вот так же фонари дрожали
и таял снег в светящейся воде,
и белым мотыльком, сложившим крылья,
спала подруга школьная над той
счастливой пустотой, в которой плыл я,
переполняясь этой пустотой,
и я хотел толкнуть ее тихонько,
и объяснить ей что-то: Новый год,
такое счастье… «Ты послушай только…»
Но не будил, и рвался мысли ход.
Мы спали, спали. Спали, спали, спали.
И, сонные, еще не понимали,
как хорошо, что все это прошло…
Торгуют продуктовые палатки.
Пар изо рта... и холод на площадке…
И лифт гремит по шахте тяжело.

Из стихов-воспоминаний, пожалуй, одно из лучших в лонге. И картинка выверена по деталям и настроению, и ситуация "вечного возвращения" очень хорошо выделена. "Пустота" и "сон" - ещё два значимых концепта представлений современного человека о мире и себе самом. "И лифт гремит по шахте тяжело" - экзистенциально, однако...Кого он поднимает? Или опускает в подземелья? Ибо продуктовые палатки это не только начало 90-х, но и далёкие 20-е...И герою пора возвращаться в свой кабинет. И приступить к исполнению.


Стихи с №14 по №17 затерялись на страницах блокнота - "делание лучей" в них не произвело на меня какого-либо ощутимого воздействия. Моё художественное сознание приняло их к сведению, но ответных "лучей" не возникло. Использую строчку из стиха №15 - "обогрел бы...да взгляд не греет". Но не сомневаюсь, что каждый из них вполне заслуженно найдёт своих читателей.


18. ЕЛЕНА ИТЕЛЬСОН «Прелюдия»
http://www.stihi.ru/2011/02/13/10111 квота Инги Сташевска за редактирование отборочного тура


Прелюдия. Ты тем и хороша,
Что можешь ты при людях исполняться.
При-страстие. Наполнить челн ковша.
При-знание. Оно должно сбываться.

При-звание. То,от чего уйдя,
При-манку щедрости мы получаем.
Пред-чувствие. Наклонный холм дождя.
При-косновенье. Чувство улетает.

Пре-зренье тех, кто "сделал" эту жизнь,
Лишь для себя все выправив лекала.
При-манка дней. Мой птицелов, держись!
Пере-смотри всё с самого начала.

Пере-играй. "Ненужного" прости.
А "нужному" скажи: "Не по пути".

Пере-смотри. Не обижай мгновенья.
Прелюдия. Аккорд. Стихотворенье.

Двойное "ты" в первых же строчках разочаровывает...Второе "ты" читается как наскоро пристроенная ритмическая "затычка". Замысел развить образ "прелюдии" через игру со словами с приставками "при-", "пере-", "пред-" любопытен, но на каком-то этапе превращается в самоцель. "Прелюдия" (как подготовка творения), по сути, никуда не ведёт и чтение стиха не убеждает, что в финале начнётся процесс складывания некоего "стихотворенья". Мешают слова в кавычках - хорошей поэзии с ними "не по пути", раздражают синерезы - "призвание", "предчувствие" и тут же ""прикосновенье", "стихотворенье", да и не всякая сентенция, привязанная к ключевому начальному слову в строке, развивает убедительно смыслы этого слова.
А вот вспомнил я стихотворение с таким же названием и позволю себе его привести здесь полностью. Не сравнения для, но связи поэзии и мысли ради. М.Хайдеггер в 1970 году написал небольшой цикл под названием "Замысленное". Не поэт, но понимающий поэтическое.

"Прелюдия"

Пусть сказание мысли, отданное до конца
Бес-примерному, покоится в тишине
собственной строгости.

Так решатся – немногие, впрочем, испытанные огнем
событья, на прелюдию бедную
к песне, которую только поэты поют, к давно
не слышанной.

Двойной побег они, песня и мысль,
их ствол один:
внезапное, благодаренье намека
из темноты судьбы.
(пер. О.Седаковой) - Искусство кино. 1993, №4. с. 112.


19. НИКОЛАЙ БИЦЮК «Добытчик»
http://www.stihi.ru/2016/05/03/10055 квота ГР за редактирование отборочного тура


Сформулирую в духе современных языковых практик - вполне себе стихотворение. Три почти идентичных события, совершаемые почти одновременно и приводящие и героя, и читателя к почти банальному выводу о вечной неустроенности бытия.


20. БОРИС КУТЕНКОВ «И вот мне приснилось, что нет украинской войны...»
http://www.stihi.ru/2014/12/23/10718 номинатор Ильдар Харисов


И вот мне приснилось, что нет украинской войны;
она - тишина, отступающий сбой хромосомный,
и горькая смертная музыка льётся, как смех,
из песенных скважин и жизненных прочих прорех.

И вот мне приснилось: ни доллара нет, ни страны,
а есть этот ужас двоящейся песни, есть голос
роящийся, к свету стремящийся, как неофит,
и в спрошенном слове острее и строже болит.

Но если ты встретишь меня во внезапной беде -
спроси обо всём, но не спрашивай больше об этом:
я голосом буду чужим - и везде, и нигде, -
твоя колыбельная смерть, окружённая светом;
как лёгкая лодка, шататься на длинных волнах,
как белое золото, плавиться в лёгких руках,
вниманьем твоим, Вифлеемом твоим, Назаретом, -
но нет, не твоим ожиданием жив.

... и вновь часовщик достаёт из контекста земного,
и вертит, и ставит на место тревожное слово,
ни прежней загадки не выдав,
ни новой в себе не сложив.

"И вот мне приснилось, что сердце моё не болит..."(с).
И снова сон. С гуманистическим подтекстом. "Человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым"(с). И с Марксом не поспоришь. И из всех "скважин", "прорех", "щелей" опять-таки, изливается столько "шума", что любая война кажется торжеством тишины. И всё впереди - ни доллара, ни страны, ни надежды. Лёгкое движение-"плавание" образов в стихе. И Вифлеем с Назаретом придают нужные интонации финалу - часовщик как образ Бога в эпоху Просвещения - Великого Часовщика, забывшего все свои загадки, но помнящего, что они должны быть. Альцгеймер, однако. И настоящая память, и подлинные голоса только во сне. Хорошее стихотворение.
"Оно - колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае") (с).


21. БОНГАРД ДРУИДОВ ЧАЙКИН АНДРЕЙ «числительно знаменательная потеха ли»
http://www.stihi.ru/2011/09/27/9342 квота ГР за редактирование отборочного тура


Раз-дробленный палиндром). И напомнило "Игры в классики" Х.Кортасара - осталось только продумать варианты движения читателя с любой "дроби" в тексте. И хочется поблагодарить автора и посочувствовать ему в духе другого кортасаровского текста -
" Через некоторое время хронопы, эти зеленые и влажные фитюльки, тайком
приблизились к нему. Они обступили фама и стали его жалеть, хрумкая:
- Хроноп-хроноп-хроноп...
И фам их понимал, и его одиночество было не таким горьким."


22. ОЛЬГА ВЕДЁХИНА «Девушка едет в метро...»
http://www.stihi.ru/2015/04/10/5778 квота ГР за редактирование отборочного тура


Девушка едет в метро.
Переезжает вброд
всю ширину Невы.
Лютиковое облако вокруг её головы,
в пальцах конспект.
Остановка «Невский проспект».
Сейчас она застегнёт пальто,
исчезнет шеи пионовый лепесток,
ключи от рая в форме ключиц,
тату в виде стайки взлетающих птиц,
цепочка, впадающая в персидский залив -
от слова «перси», которое отчего-то забыв,
мы потеряли в языковой дороге,
заменив холодным и строгим
«грудь»,
в котором слышится «грусть»,
только звону больше. Грудь –
это глыба камня, колодезный холод;
слово «грудь», как молот,
который выронила рука,
падает с языка.
Как потеряли мы эту замшу персика,
как отказаться посмели… Перси
исходят теплом овечьим, амброзией и нектаром,
дышат опарой,
сотканы из тычиночного вещества…
Двери сомкнулись,
девушка вышла,
в вагоне витают утерянные слова.

Стихотворение уже когда-то не только читанное мной, но и отрецензированное сразу же)...Понравилась и девушка в метро, и история про перси. Потому как слово это я и не терял ни разу)). Летом все реки устремляются к персидскому заливу. И даже Волга минует Каспийское море). И ещё одна недавно открытая деталь - на сайтах прозы персонажей произведений называют сокращённо - "персы"). Хорошее "персиянское" стихотворение.


Стихи с №23 по №25 не выделились своей "лучистостью", не поразили энергией смыслообразования или неожиданными образами. Нормальные стихи.


26. РУННА «***»
http://www.stihi.ru/2014/02/05/4419 номинатор Ольга Мельник


В воде по колено, в резиновом сапоге
Стояла одна елена на мокрой пустой ноге.
Весна вверху – внизу ещё не пора.
В ноге дыра, повсюду мох и кора.

Была пуглива, и некрасива, и неправа.
Молчала, сидела криво, как есть трава.
Вмерзала в лед, весной начинала пить,
С небес вода прибегала ее топить.
Ждала семян для времен, чтобы выйти вон.
Таких елен из полян торчит миллион.
Она не одна растет из земного дна.
И все видны, но эта – освещена.

А где-то над, и сбоку, и за спиной
в безвесттный воздух бросив огромный рост,
есть дерево, птичий беспечный приют сквозной,
одновременно – город, гора и мост.
Себе самому навстречу будущее несет.
Оно не конечно, оно никогда не всё.
Оно – цветенье, хоть и не зацвело,
Оно как сердцебиенье всему назло.

Проходит, свободен, светел,
Лёд, который ручей.
Она стоит перед этим – неведомо перед чем.

Весна зияет. Веет. Тает. Лучи растут.
Елена верит-не-верит, что дерево тоже тут.

И, обмерев в провале, в пропасти голубой,
Кивает ему, кивает разомкнутой головой.

И снова, как и в первом стихотворении лонга, резиновый сапог... Но насколько он здесь к месту, а точнее на месте). Все Елены, но каждая Прекрасная. И уровень "освещённости" в стихе высок, и динамика событийности увлекает за собой. "Она стоит перед этим - неведомо перед чем" - вечная ситуация во всех мыслимых мирах). И про "разомкнутую голову" понравилось - вроде и не слишком сие поэтично, но увлекательно для воображения). А в "безвестном" хорошо бы одну "т" сократить, дабы не смущать поисками скрытых значений.


27. АМАРСАНА УЛЗЫТУЕВ «Воспоминания о несбывшейся Айрин»
http://www.stihi.ru/2014/04/14/9502 номинатор Ильдар Харисов


Явный переизбыток названий и имён - у них свои собственные истории. И в стихе они скорее ощущаются пресловутыми 40 небоскрёбами над тихими парками и бухтами, не дают простора для несбывшейся истории. Как часто бывает - едешь издалека к человеку, а бродишь по культовым местам да селфи делаешь.


28. ОЛЬГА КОРЗОВА «По утрам тяжелеют обычные вещи…»
http://www.stihi.ru/2014/02/06/5185 номинатор Анна Гердмар


По утрам тяжелеют обычные вещи,
даже чашку из шкафа с трудом достаю.
И оборванный сон представляется вещим,
И качается мир,
и стоит на краю.

Это жизнь. Это вечное преодоленье.
Я огонь разжигаю в печи,
и во мне
от живого тепла разбегаются тени,
поднимается день,
будто тесто в квашне,

Набухает, ползёт
и становится хлебом
под моими руками,
привычно обмят.
И крошу, и ломаю его на потребу,
А к полуночи охну –
он был или не был? –
но плывёт над землёю его аромат.

Всё узнаваемо - и тема, и детали. И образы вроде традиционные. Но вот такая особенность вековечного и архетипического - ощущаешь его как всегдашнее, неизбывное. Вещи оказываются самоцельными. И слышишь аромат жизни.


29. ВАЛЕНТИН ЕМЕЛИН «Бусы»
http://www.stihi.ru/2016/01/08/12508 номинатор Анна Гердмар


Ради бОльшей эстетичности текста не стал копировать стихотворение. Потом поставят ссылку на него и каждый сможет прочитать в своё удовольствие. Стих, безусловно, один из лучших в лонг-листе мая. Вроде бы незамысловатое повествование о тяготах быта и бытия, но в каждом слове и образе ощущение края, дна или бездны. Звук разбегающихся по полу леденцов-бусинок. Как и в предыдущем стихотворении, прямо на наших глазах и в нас самих рождается через мир вещей онтология жизни. Бытийствующее стихотворение.


Искусство iekariukedjutu многолико и непредсказуемо. Возможно, какие-то стихотворения были скромны в своих "лучистых" притязаниях или же контекст, в котором они оказались, представил их в не самом выгодном ракурсе. И время, и место им будет ещё даровано. И истоки, и векторы "лучей" будут постигнуты аутентично.
И прежде чем представить список выбранных мной стихотворений, доверимся ещё раз Леви-Строссу -
"Вождь не сообщает мне устно те сведения, которые я у него прошу, но чертит на бумаге извилистые линии и показывает их мне, как бы ожидая, что я сумею прочитать его ответ.Он и сам наполовину поддаётся разыгрываемой им комедии: каждый раз, проводя линию, он озабоченно её рассматривает, словно ожидая, что значение её вдруг само собой прояснится, и каждый раз разочарование отображается на его лице". (Цит. по Ж.Деррида О грамматологии. М.,2000. с.272.)


ШОРТ-ЛИСТ:

ИРИНА ВАЛЕРИНА «О боги, боги»
http://www.stihi.ru/2016/05/11/9130 отборочный тур для резидентов

БЭЗИЛ СМИТ «Выходишь покурить в обледенелый»
http://www.stihi.ru/2016/03/03/2697 номинатор Сергей Беленко

БОРИС КУТЕНКОВ «И вот мне приснилось, что нет украинской войны...»
http://www.stihi.ru/2014/12/23/10718 номинатор Ильдар Харисов

ОЛЬГА ВЕДЁХИНА «Девушка едет в метро...»
http://www.stihi.ru/2015/04/10/5778 квота ГР за редактирование отборочного тура

РУННА «***»
http://www.stihi.ru/2014/02/05/4419 номинатор Ольга Мельник

ОЛЬГА КОРЗОВА «По утрам тяжелеют обычные вещи…»
http://www.stihi.ru/2014/02/06/5185 номинатор Анна Гердмар

ВАЛЕНТИН ЕМЕЛИН «Бусы»
http://www.stihi.ru/2016/01/08/12508 номинатор Анна Гердмар



*Стихотворения лонг-листа рассматривались в обезличенном виде, под номерами. Полные ссылки на них восстановлены Главной редакцией БЛК при подготовке обзора к публикации.


Рецензии
Приветствую Вас, Михаил!
немного пободаюсь )

Стих "блковского" замеса - по теме и настроениям (с)
не понял, то ли поругали, то ли похвалили

про предательство им(Дуче) родных и дома даже в советские времена не упоминали (с)
кто бы упомянул, что будущий основоположник фашизма и Ленин были в молодости хорошо знакомы

дуче "прошел" по головам всех своих жен, любовниц и детей, стихотворение не о политике

"настежь куртка" - настежь душа, динамичный зрительный образ, сознательно на него решился, увы, потом оказалось, что и он не нов

у матери был привезенный с Урала малахит, "на удачу", как она говорила, это была одна из ее причуд, собирать в доме разные обереги

"горизонт ожидания" явно из другой оперы, прошу удалить сей сорняк из обзора моего стихотворения

сам обзор хвалить или ругать не имею прерогативы, скажу лишь, что ранние
Ваши обзоры читать было намного интереснее, но труд есть труд, спасибо за него

Николай Лосинский   15.06.2016 11:35     Заявить о нарушении
И я Вас приветствую, Николай...
"Бодлива корова всегда рога теряет"(пословица, однако)).
Про "блковский" замес не поругал и не похвалил, а просто отметил, что стихи о детстве и доме обязательно присутствуют в лонге БЛК (вот и в июньском уже есть))...Про Дуче спорить не вижу смысла) - если Вы не чувствуете, что это слово ну никак здесь не "вытанцовывает" тот смысл, который Вы в него надеялись вложить, то ради Бога...Пусть читатели спотыкаются дальше). В стихе не про "причуды" матери написано, а самого ЛГ, так что не убедили своим вариантом прочтения. Ну, а "горизонт ожидания" из самой замечательной "оперы") и очень даже к месту, это понятие активно используется герменевтикой и рецептивной эстетикой при исследовании процесса понимания текста. Спасибо за оценку моего труда. А ранние обзоры пусть остаются в качестве образца для всех последующих)...

Михаил Фокс   15.06.2016 20:21   Заявить о нарушении
Ну что Вы, Михаил, какие коровы, Лось в стаде не ходит. )) А вот про Дуче,
да, пришлось взять волю в кулак и крепко задуматься, и здесь Вы правы,
не "вытанцовывает". Подразумевалась диктатура в разных жизненных
проявлениях, не привязанная конкретно к Муссолини, но, увы, попал под «силу
влияния фактора на результат». ) Разрулил ситуацию, сменив заглавную букву
на прописную - дуче(диктатор). От самого слова отказываться не буду,
все в строке запаяно намертво и по смыслу, и по звуку. С «причудами» было
сложнее, но все же осилил. )) Так что спасибо еще раз, Ваша эрудиция и
безусловное филологическое чутье дорого стоят.

Николай Лосинский   16.06.2016 16:28   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил и Николай!
Николай!
Перечитайте, пожалуйста, мою рецензию
http://www.stihi.ru/rec.html?2016/05/14/2956
Почему Вы удалили ее со своей страницы?
Я спросила именно то, я чем Вас потом спросят эксперты.

Елена Ительсон   16.06.2016 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.