К теории и практике изысканных губнелей 4-4-4-4

__________________ Посвящается ниспровержению поэтических догм
__________________ и расширению поэтических горизонтов.

__________________ Человечество всегда привлекали новинки и рекорды,
__________________ и поэзия не должна лежать на обочине мировых интересов.
__________________ (Семен Г., «К теории стихосложения и стихоумножения»)

__________________ О сколько нам тире и точек
__________________ поэтов новых надлежит постичь,
__________________ отринув догмы ветхих строчек,
__________________ ущербный опыт предков, бред и дичь?!
__________________ (Семен Г., «О-о-о, сколько нас, поэтов чудных»)

Сначала к теории, как и было обещано.

Для начала процитируем раннего Семена Г.:
«Классик советовал «поверить алгеброй гармонию». Направление верное. Но «поверить» не только школьной алгеброй a + b, но и высшей алгеброй матриц. А если потребуется, то следует, не стесняясь, применять аппараты интегрального и вариационного исчислений. Не должна быть забыта и геометрия — например, для исследования фигурных стихов и прочих изгибов поэтической мысли».
Напомним, что еще в 2011 году этот Семен Г. обогатил теорию стихосложения, измыслив статью «Поэтические нормы, метрики и рекорды». Там он самобытно ввел понятия «поэтическая норма» и «поэтическая метрика». Тогда автор статьи и сам до конца не понял, что сотворил. (Конечно, не общую теорию поэтического поля, но и не сито из заячьего хвоста.) На днях на Семена Г. опять что-то нашло (снизошло), и он кое-что в той статье переосмыслил, кое-где подправил и... расширил множество твердых форм стиха. Сейчас он радостно и весело оповещает литературный мир о своих находках. Сосредоточьтесь!

Понятие «метризованный стих» в поэзии используется давно. Однако формальное определение его явно хромает, причем на обе стопы. В математике же давно-давно строго введены понятия «норма» и «метрика».
Введем (по-пионерски и по-новаторски) общий вид поэтической нормы: L—W—S—N, где L — количество букв в слове, W — слов в строке, S — строк в строфе, N — строф в стихе, причем указанные иностранные буковки могут принимать любые значения из множества натуральных чисел (для подзабывших: 1, 2, 3, 4, 5, 6, ...).
Для простоты (чтобы все могли въехать) будем полагать, что поэтическая метрика — это числовая конкретизация поэтической нормы.
Как известно каждому школьнику, «твердая форма — это «парадигматическая константа, охватывающая произведение в целом», иными словами — совокупность тех или иных характеристик стихотворения (метрических, строфических, рифменных и др.), являющаяся устойчивой (константной) в рамках национальной или интернациональной поэтической традиции и объединяющая обладающие этими характеристиками тексты в единый тип (парадигму) с точки зрения автора и читателя».
Обычно теоретики поэзии разводят исследовательские турусики на колесиках вдоль и поперек S (всякие там терцины, секстины, октавы и проч.). А Семен Г. обратил свой пытливый взор (ум) на L и W. И вот что обнаружил: обычно в стихах L и W не константы! И очень жаль. Точнее — очень хорошо, поскольку дало ему возможность «застолбить» новые твердые формы!!
Итак, если в каком-либо стихотворении L и W — константы, то это стихотворение надлежит относить к твердой форме, которую Семен Г. назвал «губниль». (Догадываетесь, в честь кого?) Если при этом L = W = S, то твердую форму тот же теоретик назвал «губнель».
А еще он же придумал, что если в каждой строке стихотворения каждое слово начинается с одной и той же буквы и, кроме того, первые буквы каждой строки не повторяются, то такое стихотворение следует считать и называть «изысканным». (А если не согласны, то попробуйте-ка составить «изысканную губнель 4-4-4-4»!)

В заключение теоретической части подчеркнем, что даже поверхностное проникновение в глубокий смысл «изысканных губнелей 4-4-4-4» требует от читателя обширного словарного запаса и нешуточного интеллектуального усилия. А еще недюжинного чувства юмора...

Теперь к практике, как и было обещано.
А образно говоря, от сухой теории («мой друг») переходим к вечно зеленеющей поэтической практике (поскольку «таков диалектический путь познания» поэтической истины).

Самая первая на всем белом свете изысканная губнель 4-4-4-4 — это акростих-«энаптих» (термин — наш!) «РИТМ БУКВ ДЖАЗ ЭПОХ».

Руки раба — рана реки.
Ирод икры ищет игру:
Тело тащи, тают тюки.
Мало! МолИ, муза, муру.

Бурю бужу. Боли беда:
Умер укол — убыл умнО.
Кара коня. Кожу куда?
Выше! Вода — веры вино.

Деве дари дачи дубы.
Живо жуёт жилу жюри.
Алеф арго — арфа арбы.
Зэки! Зеро — зона зари.

Эпос эпох? Этот этюд.
Пара пути — путы пяты.
Опус орёт: одой обут.
Хило! Хотя... Хора хиты.

Самая вторая (на том же свете) изысканная губнель 4-4-4-4 — это акростих-диптих «МУКИ СЛОВ ЭТЮД ФРАЗ».

Мифы миря, море молю: ______ Муки милы — музу маню.
Угол, убей урки угон. ______ Узел удач, утро умой.
Клею кору, кожу колю, ______ Кома кино — кара Камю.
Иглы игры ищут ипон. _______ Ирод избы инок иной.

Соло: «Сижу, суки суды!». __ Сыты сыны, сила — союз.
Лето — лови лиру лозы. _____ Лани, леса... Любо? Лады!
Опер (отец) ором орды: _____ Охра озер, орты обуз.
«Вече, вали вора возы!». ___ Вижу вино — вето воды.

Эзра, Эзоп — эпос элит. ____ Эрго: этюд этот — этил.
Тупо тащу Трои тела. _______ Тему тяну, тают тома.
Юзом Юрга юрко юлит. _______ Юнга юнец юмор ютил.
Душу дают: дети, дела. _____ Деве дарю дюны, дома.

Фалы фаты, фаги филе. ______ Фары фолы, фура — фиат.
Режу рога: рана — реву. ____ Руки раба — реки руды.
Ассы арбы, атом — алле. ____ Амок арго, арфы агат.
Зноя заря, зиму зову. ______ Зона змеи — зала зады.

Где диптих, там и... триптих! И будьте уверены: все слова (словеса) в этом уникальном акростихе новые. В том смысле, что не повторяют слова энаптиха и диптиха.

БЛЕФ ПОЭМ — КРАХ ДУШИ

Боже, бери беса баян. ________ Биту беру — бабе бега. ___ Базу быка били бичи.
Лама, люби лоно лиан. ______ Люди, лечу! Лысы луга. ___ Лужа, луди лавы лучи.
Ерик: ерши. Ежик, енот. _____ Едем, едок! Если едва. ___ Евро елей. Елям — егоз.
Фрау, фоли. Фуги фоно. _____ Фаны ФИДЕ, фаер ФИФА. __ Футы Фано. Фазы Фуко.

Пива пора. Пира поэт. ______ Пища пера. Пуля, пищи. ___ Пена поэм. Пота пеня.
Обух осел. Орку обет. ______ Олух опух. Овна ощип. ____ Окна опор. Омут огня.
Этны этаж. Эрга этап. ______ Экса эмир. Этик Эдип. ____ Эрос Эдем. Эпик Эней.
Мера мала. Мужу — мута. ___ Мачо мочи. Муху мети. ____ Моды миры. Мощи моей.

Копи косы. Кофе кули. ______ Кеды кюре. Коды козы. ____ Кепи кота. Кущи кошу.
Розу ращу. Рока рули. _______ Ребе руин, ради росы. ____ Рощи руна. Роли рожу.
Амен, акын. Амба, Атос. ____ Арка атак. Алый арык. ____ Акры афер. Агры ажур.
Хата хоря. Халы ХаОс. ______ Хину хуля, хаем хоры. ____ Харя, хами. Хуже хожу.

Даму дави. Дыры Дали. ______ Дали души. Диво Дега. ____ Дозу делю. Дыма дуга.
Ужас угас. Укры ушли. _______ Угря укус. Улья урга. _____ Усик усох. Утки угар.
Шило швеи. Шаек шуга. ______ Шока шары. Шаха шато. __ Шоры ШИЗО. Шире шаги.
Ивам — ирис. Иней Икар. ____ Идиш имен. Идол итог. ____ Ижиц изюм. Иски ИГИЛ.

В творческих планах первооткрывателя и апологета изысканных губнелей 4-4-4-4 рекордный зоологический «тетраптих» (и этот термин — наш!) «ТИГР — ЩУКА, СЛОН — ЗМЕЯ».

В заключение, абсолютно серьезно (и с умным видом) согласимся, что «форма, введенная одним поэтом, [...] становится твердой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами».
Господа поэты и товарищи специалисты, пожалуйста, не затягивайте становление новых твердых поэтических форм (губнилей и губнелей)! Имейте совесть их принять и желание изучать...


Рецензии