Русские сезоны. Часть третья. Мир искусства

Рубрика Мир искусства

Заметка в "Вестнике Курской губернии"  22 июня 1913 г.


"Желаем уведомить театральную публику, что в городе Париже в  Театре Елисейских полей  29 мая 1913г. состоялась премьера балета И. Стравинского "Весна Священная", закончившаяся грандиозным скандалом.

Смеем судить, что ни музыка, ни постановка в стиле "Картины из жизни языческой Руси" французской взыскательной аудиторией поняты не были. Собственно, как бы отнеслась к подобным экзерсисам российские театралы, можно на основании сообщений французских критиков оценивать лишь косвенно: парижская печать дала о пьесе и постановке самые отрицательные, уничтожающие отзывы.

"Весна!" - жестикулирует  полудикая, наэлектризованная энергическими звуками  толпа юношей, девушек, женщин, предков. Но чьи это предки? Неужели русский богоносный народ мог опуститься до столь варварского не интеллектуального "предела". Мы можем быть свидетелями старины в деревенском укладе: хороводы, игрища, гадания, колядки. Но противоестественно самой народной культуре видение каких-то сцен жертвоприношения. Сжигания в угоду языческому культу Весны женского тела. Зачем это? Когда на Руси прекратилось такое дикарство? И для чего вновь воскрешать к жизни пепел  и развевать его над Русью?

Старцы И.Стравинского вдохновители  «трагедии», именно в угоду им музыка написана для больного ума, неуравновешенных натур, психопатических балетных иллюстраций еще полу-азиатской Руси. Подобное зрелище, как бы русское, на подмостках просвещенной Европы  не может считаться характерною принадлежностью нашего времени. О чем и написали русские критики: как можно животворящую всечеловеческой радость от весенней природы превращать в дикарские пляски групповых сцен? Хорошо ещё не разожгли священный погребальный костер прямо на Елисейских полях и не посыпали их пеплом жертвоприношения. Им мало "не убий"! Им подавай жест! Чтобы прах сыпался на головы перепуганной культурной Европы.

Посыпаем голову пеплом! "Нет!" -  ответили французские ценители искусства и покинули зал. Воистину в русском понимании — театр становится дурацким учреждением — заведением для дураков обоего пола.

Великолепное безумие! Но зачем выставлять русских на посмешище перед культурными народами? Русь около тысячи лет как отказалась от вандализма, приняв христианство. Тогда куда же пытаются завести русский народ "Весной Священной"? С одной стороны. И представить его не заслуживающим цивилизованного отношения к себе со стороны просвещенных народов - с другой.

Посыплем голову пеплом. И заверим истинных ценителей искусства, что И.Стравинский не отражает мировоззрения и настроения русского человека. Это отвратительная маскирующаяся под старину театральность, подделывающаяся под правду, но знающая лишь «правду» требующих жертвы масс."


Рецензии