03 06 097 Тезисы афористики

0 Главное. «Афоризм – изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль. Мысль обязательна». (Иосиф Раскин) Остальные признаки афоризма уже не столь обязательны. Только желательны.

1 Прежде всего, афоризм – это литературное произведение, и уже потом всё остальное.
Афоризм пишется для читателя, из расчета на определенную аудиторию. Даже когда эта аудитория состоит из одного лишь читателя - Бога.
Читатель не должен догадываться, что имел в виду автор. Во всяком случае, он не должен догадываться долго, чтобы не заскучать.  Нельзя превращать афоризм в ребус.
Как литературное произведение, афоризм не должен быть натужным (конструкция) или косноязычным.
Не должен содержать ошибок (если только они не являются особой приметой стиля).

2 Краткость.
Краткость достигается не только за счет минимума слов, но также желательно минимизировать и сами слова. Короче слово – ёмче смысл. (К тому же, если в афоризме содержится больше одного смысла, то слова уже делится как минимум пополам:). Но только не в ущерб здравому смыслу и благозвучию.

3 Афоризм – крылатая фраза. Крылатая. Крылатая! Он должен быть «на слуху». Он должен быть благозвучен словно хороший стих. Царапаться и ерепениться может его смысл, но не звучание.

4 Афоризм должен быть не банальным. Банальность смысла может искупаться новизной формы. Нужно использовать нестандартные эпитеты и метафоры. Существуют некоторые стандартные формы афоризма, но они должны компенсироваться нестандартным смыслом, двусмысленностью или юмором.
И опять же. Новые формы редки. Нашел новую форму, застолби её десятком-другим афоризмов, а то и парой сотен.
(Стандартные формы: 1 Ничто так ни…, как… Если..., то… и пр.).

5 Творческая ответственность. (См ниже или рядом).

6 Афоризм должен быть «округлым». Это не должна быть фраза, вырванная из текста, афоризм - это не цитата,  это - завершенное произведение.

7 Афоризм должен быть «вкусным». Хорошему вкусу трудно научить, ведь это – продукт не столько обучения, сколько воспитания. Хороший вкус проявляется во всём, в том числе и в афоризмах. Поскольку афористика - дело ответственное, хороший вкус здесь особенно важен.

8 Хорошо, когда афоризм содержит двусмысленность (в хорошем смысле слова:). Но плохо, когда смыслов чересчур много. Многосмысленный (заумный) афоризм часто превращается в свою противоположность, в бессмыслицу.

9 Игра слов – это хорошо. Но нужно отдавать себе отчет, что игра слов и смыслов теряется при переводе на иностранные языки. Стало быть, первый основной смысл афоризма должен быть убойным. Афоризм с хорошим основным смыслом и парой дополнительных можно переводить вечно. И каждый новый перевод будет открывать его новые грани.

10 Афористика – энциклопедия заблуждений. Без претензий на истину. Большинство афоризмов лишь пережёвывает философскую жвачку. Нам не открыть новых смыслов, так пусть хотя бы старые звучат красиво. Большинство же современных афоризмов вообще не имеют смысла. Мудрость в них подменяется мудрствованием. «Может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять?» Фраза лишена смысла из-за слова «поднять». Откуда «поднять»? Юпитер с Земли «поднять»? В итоге, фраза, которая вчера была элегантной логической ловушкой, сегодня выглядит как претенциозная глупость.
Зачем культивировать подобные мудрствования, не лучше ли отказаться от них вовсе? Рамон Гомес де ла Серна так и сделал. Его афоризмы не претендуют на мудрость, они целиком построены на метафорах. По своей сути они ближе к стихам, чем к фразам.

11 Парафразы – хороший способ пилить опилки. Каким бы чудесным ни был парафраз, он не самостоятельное творчество.

12 Фраза должна быть энергоёмкой. По-другому – харизматичной.

13 Афоризм должен элегантным. Меньше причастных и деепричастных оборотов. Не оставлять за собой смысловых «хвостов» и лексических небрежностей.

14 Случайный набор слов не является афоризмом. Даже когда, ну, очень похож. Очень свеж. Весьма оригинален.  Мил и симпатичен. Увы. Нет.

15 Хороший афоризм должен быть амбициозным. Он должен демонстрировать всем своим видом, что он – первый и единственный в своём роде, и все другие ему не чета. Хорошему афоризму не помешает определенная доза литературного нахальства.

16 Даже когда афоризм имеет весьма и весьма оригинальное содержание, банальность формы превращает его в «никакой».

17 Каждый отдельный афоризм может быть любым, но автор должен быть «узнаваем». «Авторские афоризмы» узнаваемы и без подписи.

18 И последнее. Совершенного афоризма пока не написано.  Даже лучшие афоризмы не лишены недостатков. Недостатки – то, чего нельзя избежать. С ними можно и нужно бороться, их только победить нельзя.


Рецензии