3 июня-память равноапп. царя Константина и Елены

       Сегодня святая Церковь совершает память равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.

       История святого равноапостольного императора Константина и его матери святой равноапостольной императрицы Елены ещё раз показывает нам, насколько важна роль женщины в истории.
       В то время как языческий мир, вооружаясь против христианства огнем и мечом, помышлял в конце III и начале IV столетий совсем стереть с лица земли самое имя христиан, Промысл Божий уготовал для Церкви Христовой, среди самих кесарей-гонителей христианства, царственного покровителя ее в лице Константина — царя, еще при жизни своей получившего — наименование, навсегда упрочившееся за ним в христианской истории, Равноапостольного, во всемирной же истории Великого.
       Рожденный в 274 году у родителей, хотя и не христиан, но знакомых с христианством и ему покровительствовавших, Константин с детства чуждался языческих суеверий и приближался ко Христу истинному Богу. Десница Господня сама постепенно приуготовляла его и многоразличными способами очищала его, как избранной сосуд славы Божией.

       Отец Константина Констанций Хлор, цезарь в Западной половине империи, будучи по наружности — официально — идолопоклонником, в душе далёк был от языческого суеверия; внутренно он отрёкся от служения многим ложным богам и признавал Единого истинного Бога, — Ему одному поклонялся он и весь дом свой, вместе с детьми и домашними посвящал одному Царю — Богу.
       Насколько Констанций далек был от суеверного служения идолам, об этом свидетельствует следующий замечательной случай из его жизни. Констанций, отказавшийся от служения идолам жертвами и курением, пожелал однажды испытать истинные расположения своих царедворцев; он сделал вид, что хочет исполнять суеверные языческие обряды, и сказал своим придворным:
       — Кто хочет пользоваться моим расположением и любовью и оставаться при почестях, тот должен приносить жертвы идолам, а кто отказывается от этого, тот пусть удалится с глаз моих и не рассчитывает впредь на мое благоволение, ибо я не могу оставаться в общении с неединоверными.

       Приняв за истину слова цезаря, придворные тотчас же разделились на две партии: одни, люди лицемерные, без действительных религиозных убеждений, с гибкою совестью, могущею склоняться направо и налево, сейчас же изъявили согласие на предложение царя, хотя до этого времени по низменным расчётам и следовали его благому примеру в отрицании идолослужения; другие же, которые от искреннего сердца пренебрегли языческим суеверием и теперь остались верными своим убеждениям, как истинные рабы Христовы, отказываясь от земных и тленных почестей, начали выходить из состава царской свиты. Видя это, Констанций возвратил оставлявших царский дворец, истинных христиан и сказал им:
       — Так как вас вижу я верно служащими своему Богу, то вас я хочу иметь и своими слугами, — друзьями и советниками, ибо надеюсь, что вы верны будете и мне так же, как верны своему Богу.
       Обращаясь же к тем, которые склонялись к отлучению от христианства и поклонению идолам, царь сказал:
       — Вас я не могу терпеть при своем дворе, — если вы не соблюдаете верности своему Богу, то как будете верны мне!

       И так пристыдив их, он удалил этих лицемеров от своего лица; а верных рабов Божиих приблизил к себе и сделал их начальниками в своей области. И таким образом в то время, когда во всех других пределах обширной Римской империи кипело гонение Диоклетианово, в области Констанциевой христиане жили в мире и благоденствии. Впрочем не имея возможности являться ослушником воли Диоклетиана, старшего из императоров, Констанций позволил одно — разрушить некоторые из христианских церквей.
      Таков был отец равноапостольного Константина Констанций Хлор. — Его расположенность к христианам и предпочтение их язычникам; обращение ко Христу его жены, святой Елены, матери Константина, и дочери Констанции, сестры Константина с малых лет вселяли в душе последнего истинную любовь к Богу и Его закону и полагали твёрдое основание для воспитания и укрепления его нравственного характера. И это малое зерно посеянное в детской душе возросло впоследствии в великое древо.

       Годы юности своей Константин должен был проводить не в среде родной своей семьи, а при дворе Диоклетиана в Никомидии, куда он взят был почти в качестве заложника, хотя и почётного, в обеспечение верности его отца Констанция старшему императору Диоклетиану.
       Придворная жизнь в столице представляла собою тогда в малом виде всё то нравственное и религиозное растление, до какого только может доходить человечество, порабощаемое нечистыми, страстными сердечными похотями и впадающее в «превратный ум» (Рим.1:28). Суетная пышность и роскошь, пьянство и объядение, необузданной разврат мысли и жизни, интриги и крамолы, озлобление против истинного богопочитания и лицемерное, лживое почтение к мнимым богам, — вот мрачная картина, в которой Промысл представил Константину всё ничтожество и бесславие язычества.

       За то тут же, одновременно, а потому и тем более поразительно вырисовывалась пред взором Константина жизнь иного общества, — общины христианской, где старцы и старицы, юноши и девы, простецы и ученые мудрецы, даже дети доказывали истину своей веры, чистоту и высоту ее содержания не словами только, а и своими делами, исповеданием ее своею добродетельною жизнью, страданием за нее даже до смерти.
       Ибо в это время возгорелось ужаснейшее гонение на Церковь Христову, превосходившее все другие гонения и злостью гонителей, и разнообразием мучений, и числом мучеников, и — торжеством, победным торжеством веры Христовой над всеми языческими кознями.

       Константин, поставленный Промыслом у самого очага языческой злобы не мог не видеть тщеты всех ее усилий одолеть неодолимое, непосредственно, своими очами созерцал он силу Божию в немощах совершающуюся и всё себе покоряющую. В каждом исповеднике-христианине, в каждом подвиге мученическом взору Константина являлся непререкаемой свидетель правоты веры Христовой, ее превосходства пред язычеством, ее Божественного происхождения.
       И Константин сохранил в душе своей залог добра посеянного в детстве, — сохранил чистоту и невинность сердца и уважение к закону Бога, хотя и вращался в нравственно-испорченной среде.

       Но эта внутренняя отчужденность Константина от растленной придворной жизни, его пытливый ум и духовная благоустроенность, покрываемая скромностью, естественно возбуждали против него злобу окружавших его царедворцев; а его величественная красивая осанка при высоком росте и выдающейся физической силе, привлекавшая к нему взоры народа и располагавшая в его пользу любовь всего войска, была причиною зависти многих и особенно цезаря Галерия. Последний замышлял погубить его и даже составил заговор, чтобы не допустить Константина до царского достоинства, на которое он имел право по своему рождению.
       Жизнь Константина подвергалась опасности, но рука Промысла спасла своего избранника и даровала ему то, что хотела отнять у него необузданная, коварная зависть. Константин удалился в Галлию к отцу своему, которого нашел уже на смертном одре и который вскоре скончался.

       После смерти Констанция Хлора войско, бывшее при нем, провозгласило (в 306 году) императором Галлии и Британии Константина, которому тогда шел тридцать второй год от рождения, как любимого сына всеми уважаемого кесаря.
       Под живым впечатлением виденных ужасных гонений христиан на Востоке Константин, унаследовав власть от своего отца, счёл первым своим делом подтвердить все распоряжения его на пользу христиан, — объявил в своих областях свободу исповедания христианства. Приблизился таким образом час победы веры Христовой над языческим суеверием!
       В отношении к христианам он держался, по примеру отца своего, политики мира, ибо ценил их как усердных и верных подданных. Константин понимал, что христианство есть великая сила, могущая пересоздать мир. Тем не менее он еще не был христианином; при всем глубоком уважении к рабам Христовым, он не мог с легкостью, без внутренней борьбы, отказаться от старо-языческих заветов. И только наступившие грозные и трудные обстоятельства расположили его открыто преклониться пред величием «Распятого Бога», дивным образом изведшего его из колебательного состояния и утвердившего его в решении стать христианином.

       В западной же половине, — в Италийской области, после повторного царствования Максимиана, воцарился снова Максенций, вопреки желанию римского народа. Константин признал его царем в Риме и даже отправил к нему мирное посольство. Но Максенций не только не пожелал иметь мирных отношений к Константину, но даже не захотел и называть его царем, желая сам единолично быть самодержцем всех земель и стран Римской области. Укрепившись же на престоле, он проявил во всей полноте присущую ему коварную жестокость и корыстолюбие не только в отношении к христианам, но и по отношению к своим единоверцам-язычникам.
       Римляне, страдая под тяжким его игом, решились тайно искать себе защиты у Константина, прося его прийти и избавить от этого мучителя.   
       Константин прежде всего послал по этому случаю письмо Максенцию, дружески убеждая его прекратить насильнические действия. Но Максенций не только не внял его доброму совету и не исправился, но еще более озлобился. Свое ожесточение он простёр до того, что начал готовиться к войне против Константина.

       Константин решился предпринять военный поход и опередить врага. Он хотел освободить Рим от злого тирана. Все же отважному полководцу Константину стоило трудностей заставить солдат войти с мечом в великий Рим, священный для языческих народов того времени.
       При этом он понимал, что человеческими средствами победить Максенция, который имел многочисленное войско, – невозможно с имевшимися малыми силами.   
       В тревожных размышлениях Константин стал возносить молитву к Богу, Которого почитал его отец, прося Его о вразумлении и подании мужества.

       И эта молитва была услышана. Христианский историк Евсевий, современник события, слышавший о нем лично от Императора, повествует:
       «Однажды, после полудня, когда солнце начало уже склоняться к западу, – говорил Царь – я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью "Сим побеждай"».
       Царь в недоумении размышлял: что бы это значило? Тогда во сне ему явился Христос и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе, и употреблять его для защиты при нападении врагов. Константин в точности исполнил повеление Божие, сам же, еще не приняв крещения, в душе своей стал христианином. Покрываемый спасительным знаменем, Константин победил Максенция и был встречен римлянами с великой радостью.

       Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости.
       Константин первым из земных царей стал распространять веру Христову в своем многонациональном государстве. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве, защищал Православие от язычников и еретиков.
       Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей.
      
       Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года.
       В 323 году, когда царь Константин воцарился как единственный Император над всей Римской империей, он распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
      
       Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа.
       По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский.
       Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
       Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

       Заветной мечтой Царя было найти Крест, на котором был распят Иисус Христос. Но, считая себя недостойным для этого святого дела, ибо он как воин проливал кровь людей в битвах, Константин направил в Иерусалим на поиски свою мать – святую Царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства.
       Представьте на минутку: путешествие не в пару часов на самолёте, а несколько месяцев по морю, затем несколько дней до бывшего Иерусалима. И это в жару, по плохим дорогам, опасаясь нападения разбойников. Но очень сильным было желание императрицы Елены найти Крест.
       Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим в 326 году Животворящий Крест был обретен чудесным образом, показавший силу Распятого на нём. То Оружие, которое помогло не только её сыну разбить войско неприятеля, но которое до сих пор помогает всем православным христианам (Сведения об обретении Креста Господня помещены в праздник Воздвижения 14 сентября.)

       Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова.
       Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
       За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

       Император Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю.
       В 330 году он перенес столицу империи в Византию и основал там "Второй Рим" – Константинополь – новую столицу обновленного, первого православного Царства.
       Так Римская империя, ранее лишь физической силою объединявшая народы, обрела свою истинную духовную цель: единение различных народов и культур ради служения более высокой идее, чем национальная, – то есть ради служения Божию замыслу.
       Это стало огромной духовной победой христиан в истории, началом победного шествия христианства в мире.

       После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью.
       Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.
       «Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное».

       В результате крещения в Х в. и Русь присоединилась к этому великому вселенскому единству, став церковной частью Византии, а после ее падения – Третьим Римом.

       Тропарь, глас 8:
       Креста твоего образ на небеси видев и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой Господи, царствующий град в руце твоей положи: егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, едине человеколюбче.

       Кондак, глас 3:
       Константин днесь с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оруже же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие, и во бранех грозное.

       Величание:
       Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено,  и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом  всю вселенную просветили есте.

                Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене

       О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено!
       К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу.
       Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие.
       Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий.
       Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная,
       да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

       СВЯТИИ РАВНОАПОСТОЛЬНИИ КОНСТАНТИНЕ И ЕЛЕНО, МОЛИТЕ БОГА О НАС.



Источник:
http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/
zhitija-svjatykh/443#note3350
http://www.patriarchia.ru/db/text/912224.html
http://days.pravoslavie.ru/name/2494.htm
http://rusidea.org/?a=25060301
      


Рецензии