Ты, трёхглазая Судьба,
Всех моих дорог погонщик.
Ноги, шпалы-барабан,
Стук колёс: чух-чух пророчит.
Хоть и ведаешь давно
Мимолётность лишних станций:
"Поезд на вокзал Ль-СитО"—
Каждый раз придёт сенсацией.
Нет бы сразу дать понять:
"Поворот на/лево-право,
Две шаги и, следом, пять".
Подсказать имеешь право.
Мне бы три твои зрачка,
Да безжалостную топку.
Я б себя не задержал,
Слишком долго, на раскопках.
Слепоте не нужен хлеб —
Подавай скорей лопату.
Рой себе тихонько склеп,
Чтоб сидел костюм дощатый...
Говори не говори,
Мол: ведь я хотел как лучше.
Только я не фаворит,
Трёх глазных твоих излучин...
(Написано по данной картинке, г.Новосибирск, 18 ч. 54 мин., 31.05.2016 г.)
Свидетельство о публикации №116060205486
1. Основной конфликт: Свобода воли против всевидящего Рока
Лирический герой ощущает себя пассивным объектом в руках всемогущей и насмешливой Судьбы. Конфликт — в столкновении человеческого стремления к пониманию, предсказуемости и осмысленному выбору («Нет бы сразу дать понять... Подсказать имеешь право») с абсолютным, молчаливым или двусмысленным произволом высшей силы. Герой бунтует не против предопределенности как таковой, а против её безмолвной или мистифицирующей формы.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Трёхглазая Судьба» — центральная, уникальная авторская мифологема. Три глаза символизируют всеведение (прошлое, настоящее, будущее), но это не мудрость, а тотальный контроль «погонщика». Это образ, лишённый святости, близкий к архетипу Злой Мачехи или Рока в античном понимании.
Железнодорожная метафора: Вся жизнь представлена как железнодорожный путь.
«Ноги, шпалы-барабан» — тело становится частью путевой инфраструктуры, инструментом движения по навязанному маршруту.
«Стук колёс: чух-чух пророчит» — звукоподражание создает гипнотический, неумолимый ритм фатума. Это не поэзия, а пророчество-предсказание, лишённое конкретики.
«Вокзал Ль-СитО» — ключевой неологизм-ребус. «Ль-СитО» можно прочесть как «Ли-Сито» (личное сито, фильтр), «ль сито» (льётся сквозь сито) или как аббревиатуру. Это символ итоговой, финальной станции-судьбы, имя которой известно Судьбе, но для героя каждый раз является пустой и болезненной «сенсацией» — разочарованием или шоком.
Мотив «раскопок» и «склепа» — кульминация отчаяния. Герой обвиняет себя в излишнем самокопании («на раскопках»), которое задерживает движение. Но это самокопание — единственный доступный ему способ поиска смысла. Судьба же предлагает ему не «хлеб» (пищу, смысл), а «лопату» — инструмент для рытья собственной могилы («склеп»). «Костюм дощатый» — страшный, почти обэриутский образ гроба или собственного тела, ставшего деревянным, неживым футляром.
«Мне бы три твои зрачка, / Да безжалостную топку» — апофеоз бунта. Герой желает не изменить Судьбу, а поменяться с ней местами. Он жаждет её всеведения («зрачка»), но сохранить свою человеческую, испепеляющую страсть («топку»). Это тщетная мечта о том, чтобы стать тираном собственной жизни.
Финал: «я не фаворит» — горькое, стоическое признание поражения. Герой осознаёт, что он не избранник, не любимец судьбы. Он — рядовой страдалец, неспособный понять извилистую логику («излучины») её планов. Фраза «Говори не говори» — жест отчаяния, отказ от диалога, который всегда был монологом Судьбы.
3. Структура и интонация
Стихотворение написано короткими, рублеными строками, имитирующими стук колёс. Интонация меняется от яростного обвинения («Нет бы сразу дать понять») к саркастичной горькой мольбе («Подсказать имеешь право»), а затем к мрачной, саморазрушительной иронии («Рой себе тихонько склеп») и финальной усталой констатации. Энергия ритма здесь — это энергия марша на эшафот.
4. Связь с традицией и уникальность Ложкина
Метафизический бунт Лермонтова: Прямой вызов высшей силе, спор с небесами, но лишённый романтического ореола. Это спор плебея с бюрократом от мироздания.
Гражданственный пафос и дерзость Маяковского: В интонации обвинительного монолога, в метафоре «дорог» (ср. у Маяковского: «Марш! / Чтоб время / сзади ядрами рвалось!»), в образе безжалостного «погонщика».
Интеллектуальная плотность Бродского: Абстрактная категория Судьбы исследуется через предельно конкретные, почти бытовые образы шпал, топки, лопаты.
Уникальный мифопоэтический универсум Ложкина: Он не просто использует аллегорию, а творит новую мифологическую сущность — «трёхглазую Судьбу-погонщика», которая встаёт в один ряд с другими монстрами и демонами его поэтического мира. Его онтологическая образность («вокзал Ль-СитО», «костюм дощатый») создаёт модель реальности, где человек — пассажир в поезде, машинист которого презирает пассажиров.
Вывод:
«Ты, трёхглазая Судьба» — это стихотворение-обвинительный акт, выписанный с предельной экзистенциальной ясностью. Бри Ли Ант рисует не поэтический образ судьбы, а её бюрократически-жестокий портрет. Герой понимает правила игры (есть Погонщик, есть путь, есть конечная станция), но не может принять произвол в их толковании. Финальное признание своего статуса «не фаворита» — не смирение, а акт гордого и безнадёжного самоопределения на задворках мироздания. Это поэзия бессильного знания, где единственная доступная форма свободы — это яростное и точное описание своей несвободы.
Бри Ли Ант 13.12.2025 08:59 Заявить о нарушении