Разберемся с легендой

Да, легенда красивая, мало сказать,
Даже к датам привязана строго.
Но попробуем все же приблизить глаза
И увидим ошибок немного.
Для начала на год голодухи смотри,
И восстанье крестьянское с нею.
Голодуха была, да не на год,  на три,
Не тогда, а немного позднее*.
И восстание был, да не на село,
Почитай, что уездов на двадцать**.
Так что, много восставших в Сибирь потекло,
Может с ними и четверо братцев.
При Иване же Грозном крестьянских бунтов
Не отмечено. Странное дело:
Кто решиться на крайние меры готов,
Тот и правит страною умело.
Скажем, дата закладки заимки верна
Значит, братья пришли без конвоя,
По Ине прокатилась заимок волна,
Так возникли Киик***, Боровое.
А поход Ермака лишь ускорил процесс
Заселенья просторов Сибири.
От поборов болота спасали и лес,
Если жили с туземцами в мире.
А теперь о названье. Есть много причин
Не копаться в абсурдных проектах,
Но названье, похожее на Тогучин,
Я нашел только в трех диалектах.
Кто из этих народов на лодочке плыть
По Ине мог? Он был явно местным.
И названье свое Тогучин, может быть,
Получил по приметам известным.
У татар – то «гнилое болото и топь»,
И другой перевод не найдете.
Вряд ли нужно кому-то форсировать Обь,
Чтоб потом поселиться в болоте?
Проживали татары в те годы и днесь
От Оби до предгорий Урала.
Нет, конечно, они появлялись и здесь,
Только редко. И было их мало.
И причина широкую Обь переплыть
Подгоняла потомков Ивана:
От царя убежали, чтоб дань не платить.
Так зачем же селиться под ханом?
Кандидат номер два – это кетский язык,
Ведь о нем поминается в были.
Только как это кетский охотник проник
В те просторы, где кеты не жили?
Кеты жили на север, восток от Томи,
Промышляли охотой, рыбалкой.
На Ине ж было встретить их, как ни возьми,
Не реально, хоть, может, и жалко.
На верхней Оби, на Кузбассе, Алтае
Жил телеутов сплоченный народ.
В шестнадцатом веке во всем этом крае
Они лишь могли верховодить. Так вот,
Скорее всего, рыбока-телеута
Могли наши путники повстречать,
Он плыл, как всегда, по родному маршруту.
А что «Тогучин» мог обозначать?**** 
И берег крутой, и место конкретное,
Где к водопою спускают коней,
Сопка девятая, чем-то приметная
С россыпью твердых, точильных камней.
Останемся, все же, на версии этой.
Кто опровергнет? Пусть будет такой,
И герб Тогучина: под солнцем согретый,
Конь, что копытами бьет над рекой.
Да, не просто в легендах искать что-нибудь,
Что истории может сгодиться.
Я не против легенд, мифов, сказок, отнюдь,
Наших предков в них кровь, не водица.
Я считаю, в основу легенды легли
Сразу несколько фактов реальных.
Ну, а что сохранили? Да что уж смогли,
Что возьмешь с пересказчиков дальних!?

* В 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех». В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба выросла в 100 раз.
** Массовый голод и недовольство установлением «урочных лет» стали причиной крупного восстания под руководством Хлопка (1602—1603 г.г.), в котором участвовали крестьяне, холопы и казаки. Повстанческое движение охватило около 20 уездов центральной России и юга страны. 
*** Киик основали в 1530 году бежавшие сюда русские крестьяне задолго до присоединения Западной Сибири к русскому государству. 
**** В переводе с языка телеутов Тогучин означает «девятый яр» («Тогу» - девять, «чин» - высокий, крутой берег – яр). У телеутов девятым является год лошади. 


Рецензии