Мечта мещанина Торгованова!..

           История петербургского метро началась с курьезного случая. В 1820 году
     некий мещанин Торгованов передал царю проект тоннеля от Васильевского
     острова до Адмиралтейской стороны — под Невой, «ни мало не мешая оной
     течению». Александр I великодушно выдал прожектеру 200 рублей под подписку
     о том, что тот оставит фантазии и вернется в реальность. (Торгованов не
     сдержал обещания и позже почти придумал подводную лодку, но это уже другой
     сюжет.) Так что у Петербурга был призрачный шанс обогнать Лондон по вопросу
     подземки на целых 40 лет.

           Дальнейшая история метропроектов так или иначе тоже связана с водой.
     Тоннели должны были соединять разъединенные реками и каналами части  города,
     связывать все городские вокзалы, разгружая наземные дороги. Первые серьёзные
     планы появились в самом начале XX века, но реальное строительство стартовало
     уже в 1941 году, перед самой войной. Первая линия метрополитена открылась
     15 ноября 1955 года, и эта дата объясняет, почему московской подземной
     пышности Ленинграду почти не досталось: время «излишеств» имперского
     советского неоклассицизма прошло.

           Старожилы, как говорится, помнят, что поначалу метро с бумажным
     билетом за 5 копеек (трамвай стоил 3 копейки) для горожан со скромными
     доходами было не столько транспортом, сколько аттракционом с эскалаторами...




                ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~




       Иллюстрация:   
       Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского 1900-х годов. 
       Иллюстрация: Wikimedia Commons





           http://strana.ru/journal/24283853


Рецензии