Мечта мещанина Торгованова!..
некий мещанин Торгованов передал царю проект тоннеля от Васильевского
острова до Адмиралтейской стороны — под Невой, «ни мало не мешая оной
течению». Александр I великодушно выдал прожектеру 200 рублей под подписку
о том, что тот оставит фантазии и вернется в реальность. (Торгованов не
сдержал обещания и позже почти придумал подводную лодку, но это уже другой
сюжет.) Так что у Петербурга был призрачный шанс обогнать Лондон по вопросу
подземки на целых 40 лет.
Дальнейшая история метропроектов так или иначе тоже связана с водой.
Тоннели должны были соединять разъединенные реками и каналами части города,
связывать все городские вокзалы, разгружая наземные дороги. Первые серьёзные
планы появились в самом начале XX века, но реальное строительство стартовало
уже в 1941 году, перед самой войной. Первая линия метрополитена открылась
15 ноября 1955 года, и эта дата объясняет, почему московской подземной
пышности Ленинграду почти не досталось: время «излишеств» имперского
советского неоклассицизма прошло.
Старожилы, как говорится, помнят, что поначалу метро с бумажным
билетом за 5 копеек (трамвай стоил 3 копейки) для горожан со скромными
доходами было не столько транспортом, сколько аттракционом с эскалаторами...
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Иллюстрация:
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского 1900-х годов.
Иллюстрация: Wikimedia Commons
http://strana.ru/journal/24283853
Свидетельство о публикации №116052604269