Вперёдсмотрящий Мишутка

                ВПЕРЁДСМОТРЯЩИЙ  МИШУТКА 
                (Рассказ)

       Бытует речение: «Моряк в море – дома, на берегу – в гостях». Стало быть, родным домом  для членов экипажей считается корабль, или судно, что одно и то же. Естественно, что в доме непременно хочется ощущать домашние условия проживания. Именно поэтому моряки в рейсы с собой берут щенка или котёнка, а на худой конец – взрослых пса или кошку, чтобы вдали от берегов заботиться о них и чтобы  общаться с «братьями нашими меньшими» в свободное от вахт и работ время.

     Одному из моряков плавбазы «Иван Фёдоров» работники калининградского зоопарка по знакомству подарили юного медвежонка. Это вам не кошка и дворняжка, это много оригинальнее и предлог гордиться таким косолапым другом. Моряки знали, что медвежата сладкоежки, любят взбираться на деревья и поддаются дрессировке. К рейсу подготовились соответствующим образом.

     Вышли в рейс и к стойке турника на шлюпочной палубе принайтовали (привязали) сухостойное, сучковатое, живописное дерево. Подвели Мишутку к дереву и уговаривали подняться на высоту, показывая лично, как это делается. Малыш от предложения отмахнулся, но, может быть, не понял, чего от него хотят двуногие. Моряки народ более сообразительный и от первых шагов дрессуры не отказались. Гениальная мысль созрела тотчас. Сходили к начпроду, взяли банку сгущёнки и чистой малярной кистью сверху донизу сучья и ствол дерева покрыли сладким сгущённым молоком. Подвели к дереву медвежонка и принудили лизнуть. Вкус яства медведь оценил  моментально. Облизав сколько позволял рост, стоя на четырёх лапах, поднялся на две задние  и тоже тщательно снял аппетитную «краску». Дальше просто: пришлось цепляться и держаться лапами и подниматься. Запасы сгущёнки для большого экипажа предусматривались значительные, и для друга сгущёнка выделялась безоговорочно. Тем более, когда дерево оказывалось сухим, Мишутка поднимался на него по привычке. 

     Второй шаг тренировки состоял в следующем: нужно было дойти на задних лапах от кормовой надстройки до носовой мачты над пропастью забортной воды по узкому планширю (брусу над стальным фальшбортом) шириной  в 12 см, затем подняться по вантам на любую высоту и, приставив лапу ко лбу как козырёк,  осмотреть горизонт впереди по худу судна – нет ли какой опасности: айсберга или идущего лоб-в-лоб супергазовоза.

     Исполнив сложную обязанность вперёдсмотрящего, Мишутка тем же путём возвращался и спускался на палубу напротив двери судового камбуза. Был случай, возвращался  по слишком уж узкому планширю, с одной стороны блистала чистотой главная палуба, с другой – забортная вода. Шагал, шагал и, то ли волной качнуло судно, то ли не удержал равновесия, очутился, считай, за бортом. Мимо проходили моряки и услыхали звериный рев. Посмотрели в сторону сигнала о помощи: на планшире блестели когти двух передних лап. За лапы и вытащили бедолагу на палубу. Убедились: «медвежья болезнь» – не выдумка.

     На судне медвежонок ориентировался превосходно. Словно здесь он родился, словно в лесу, точнее, в парке зоопарка. Важнейшим объектом полагал судовой камбуз, где пищу готовят для двуногих. Да и люди в какой-то мере похожи на медведей, уже научились твёрдо ходить на задних лапах. Медведи тоже так могут. 

     Входные двери на камбуз чаще всего растворены настежь, говорят – для вентиляции. Когда медведь рисовался в дверном проёме, помощница старшего кока выходила навстречу и подавала работящему медведю миску литров на пять. Медведь посудину держал обеими передними лапами, а кокша туда выливала порции две супа или борща, туда же добавляла второе блюдо и традиционный флотский компот. Медвежонок выходил на просторную палубу, усаживался на горловину трюма и насыщался. Он твёрдо помнил, что питание на плавбазе четырёхразовое. 

     После доброго обеда, как обычно, посещал друзей-радистов в радиорубке. Двери открывать научили: дави лапой на дверную медную ручку – сама распахнётся. После чего Мишутка ступал на красную ковровую дорожку и для почтенной публики, какая здесь находилась, выполнял приветственный, довольно артистичный кувырок через голову вперёд. Поднимался на задние лапы и подходил к столу для посетителей  и усаживался на широкий диван. Свободный радиооператор подавал гостю бухгалтерские деревянные счёты и пытался показать, как перемещать костяшки. Медведь помощника решительно отодвигал локтем и изображал настоящего бухгалтера настоящей конторы. Уходил, не прощаясь, когда бухгалтерия надоедала.

     Медвежонок знал, что на судне существует немало и других приятных занятий. В надстройке на той же шлюпочной палубе располагались жилые каюты. Больше прочих нравились ему женские каюты, где располагались прачки, врачихи, буфетчицы и другой камбузный персонал. В опрятных чистых каютах хозяйки угощали малыша печеньем и конфетами, а по воскресеньям и пирожками. На замки каюты на судах флота рыбной промышленности не запирались. Исключение составляли супербольшие плавбазы – заводы по переработке рыбы,  по изготовлению  копчёностей и консервов, где трудились  по три – пять сотен рыбообработчиц. На ночь двери кают изнутри закрывали на ключ мужчины. 

     Мишутка посещал женские каюты и в часы, когда хозяйки трудились на своих объектах. Заходил. Самостоятельно открывал двери шкафов, выдвигал подкоечные ящики. Находил и извлекал сладости. Развернуть упаковку печенья – без сложностей, полакомиться шоколадкой ещё приятнее. Полакомившись, стаскивал с койки одеяло и ложился отдыхать. Отдыхающим на чистых простынях и подушках заставали его хозяйки самолично. Им эта медвежья самодеятельность не казалась такой уж радужной. Однажды хозяйка одной из кают увидела в своей постели вальяжно развалившегося медведя – и обомлела. На переборке на гвоздике всегда в рейсе висели её золотые часики. А тут последние несколько звеньев браслета свисали с нижней губы медвежьей пасти. Мишутка дожёвывал женские золотые часики. В адрес командиров плавбазы полетели жалобы. 

     Выходки медведя на этом не закончились. Он уже сделал немало рейсов с этим экипажем. За это время и вырос, и возмужал, и больше нахальства в нём обнаружилось. Заходя в женские каюты на морячек уже смотрел как на медведиц. Понятно, женщины запаниковали. Капитан распорядился  выделить медведю отдельное помещение и на палубу чтоб ни лапой. Решили: после завершения текущего рейса, вернувшись в Калининград, вернуть медведя зоопарку. А старший кок сказал: «Испорченного медведя зоопарк обратно не возьмёт. Отдайте его мне. Он будет жить у меня на загородной даче. Помещение есть».

     Моряки к словам кока отнеслись с недоверием. Кок-мясоруб определённо зарежет медведя и пустит его на медвежатину. В определённых кругах медвежатина – деликатес, во всяком случае, экзотическое блюдо. Наметили искать иной выход спасения бывшего друга большого экипажа. Зря он так быстро вырос, Мишутка.


Рецензии
Представляю, как жаль всем было расставаться с таким проказником. Автор прекрасно
описал детство, взросление четвероногого питомца и его юношеское становление, когда
он начал смотреть на женский пол как на медведиц, вызывает, конечно, улыбку, но морячкам,
понятно, на тот момент было не до смеха. Замечательно, Владимир Петрович, изложили,
прекрасный слог, сдержанно-ироничный, грамотный, со своим добротным почерком. Очень понравилось.
Мне подумалось, лечили ли Мишутку от "морской болезни" или он сам переживал неприятные моменты?
А зоопарки я не люблю - до боли жаль братьев наших меньших, в клетках сидящих...
Спасибо за интереснейший рассказ. С любовью к Мишутке и вашему перу. Ирина.

Ирина Татарова   04.06.2016 21:35     Заявить о нарушении
Ира, Вы, как обычно, щедры чрезвычайно.
Благодарен и признателен. Увы, "медвежья болезнь",
вызванная звериным испугом, лечению не поддаётся.
Его чуть ли не на руках носили, носились с ним, как
с малышом. Других стрессов не было.
Точно, зоопарки представляют зрелище унизительное.
не зря природоохранники выступают против неволи зверья.
С уважением - Владимир



Владимир Петрович Трофимов   05.06.2016 00:03   Заявить о нарушении
Но самое занятное то, что свидетелем
общением с медведем я не был. Написал
новеллу с рассказа третьего лица. Моя
заслуга здесь минимальная. Я просто
хорошо знаю тонкости корабельной жизни
как профессионал. Плюс писатель-таки.
С уважением - Владимир

Владимир Петрович Трофимов   05.06.2016 00:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.