Циклы хайку - 10 хайку с опорным образом Дождь

"В творчестве Масаока Сики часто встречаются циклы по десять хайку, это число представлялось поэту наиболее завершенным, полным и гармоничным.

Сказанное в одном стихотворении цикла не повторяется, а как бы присутствует в других, создавая дополнительные связи с образами в прочих стихах. Главное слово цикла может выступать на передний план или отходить на второй, как в третьем стихотворении, где внимание поэта сосредоточено на «лучах», а «заросли» необходимы лишь затем, чтобы, пропустив через них «лучи вечернего солнца», оттенить их.

Принцип циклизации расширял поэтическое пространство каждого стихотворения, причем цикл воспринимался как единство и позволял применять в нем очень ограниченный набор средств. Настойчивое повторение в разных контекстах опорного слова усиливало внутреннее единство цикла, расширяло сферу существования этого слова, показывало предмет масштабно, с разных сторон. В рассматриваемом примере слово сигэми - это сезонное слово, указывающее на разгар лета. Объединение хайку в цикл позволяло придать традиционной поэтической тематике индивидуальную окраску, дать возможность увидеть объект в разных контекстах, разными глазами. В цикле последовательно изображены сегменты реальности, возникает дискретная, но разнообразная и насыщенная картина природы и чувств автора, ее описывающего.

Создание циклов хайку можно рассматривать как создание фрагментарной камерной картины природы, где стихи располагаются по кругу, «стянутые» между собой общим сезонным (иногда несезонным) словом. В центре же круга располагается описываемое время года, которое выполняет функцию «удержания» всех стихотворений, играет организующую роль.

Высокая способность хайку объединяться в циклы говорит об известной открытости этого жанра, его способности соединяться с другими элементами. Время года - один из главных компонентов хайку - выступает и как основной объединяющий. Повторение сезонного слова усиливает его воздействие в каждом отдельном случае на другие компоненты хайку и в плане содержания, и в плане выражения, а также создает необходимое силовое поле, особый замкнутый поэтический мир."

М.Е. Дьяконова "Теория хайку Масаока Сики, изложенная в семи трактатах"






цвета талого чего-то
мягкая кошка
хандры



между ночным
и утренним дождями
набухшие бутоны пиона...



слева поменьше
справа побольше
а у меня бархатно-бордовый зонт



испарение дождя
паут толкается
во что ни попадя



от затяжных дождей
отяжелели портреты
давно ушедшей родни



влажный рассвет
у серьги расстегнулась
застежка



хлюпают по ряске
шаткие досточки
на ту сторону заводи



задождило листвой
палой, осенней
хвойный валежник



подернутая
корочкой льда вода
снова промокает



дождь со снегом
неторопливо выбелил
ночь...
















(Из Турнира-1500)


Рецензии