О решебниках

Возможно некоторые строчки стихотворения будут непонятны, поэтому я решил разместить пояснительный текст, который был размещен на моем сайте - www.koleyaprava.ru 
Решил опубликовать стихотворение «Решебники» вместе с фрагментом текста из главы «Проблемы формирования мотивации к образовательной деятельности» из подготовительных материалов к книге «Природа человека и человеческое образование», работа над которой практически завершена, и в период опубликования данного фрагмента текст редактируется для издания в окончательном варианте.

…..Создание условий для познавательной деятельности обычно сопровождается устранением препятствий, возникающих в процессе познания.

Чрезмерная активность педагога по отношению к познавательной деятельности ребенка уподобляется живой шпаргалке, с которой ребенок списывает готовые ответы на вопросы, которые к тому же он сам себе не ставил. Ребенок нередко вынужден пытаться решать проблемы, которые искусственно воздвигаются неумным педагогом, т.е. без учета настроения ребенка, объективных внешних обстоятельств, и поэтому эти проблемы не могут быть актуальными для ребенка, поскольку он даже не понимает, почему перед ним возникает препятствие в виде проблемы непонимания сути вещей и обстоятельств. И тогда педагогу приходится подсказывать ребенку ответы на возникающие не у самого ребенка вопросы. Как вы думаете, можно научиться чему-либо, если всю жизнь списывать у кого-то готовые ответы, как, впрочем, списывать даже сами задачки, не учась их формулировать самому? Казалось бы, что тут не может быть двух мнений. Но вот создан в информационном поле сайт, на котором запросто размещают готовые решения по основным предметам школьной программы, так называемые «решебники», которые, по своей сути, становятся чем-то вроде соски-пустышки, но эта «обманка» уже не для физиологии тела, а для ума. И, если её постоянно подсовывать вместо действительно духовной и интеллектуальной пищи, то рано или поздно ум деградирует настолько, что просто отомрет за ненадобностью. И тогда даже самые опытные психиатры не помогут, но зато будут востребованы в большом количестве патологоанатомы и гробовщики, если на нашей планете начнут размножаться в большом количестве безумные и бездушные люди. И тогда сон пушкинского гробовщика может стать для многих реальностью. Ведь проблемы не только там, где они возникают объективно или их создают искусственно, но они не перестают существовать и активно влиять на отношения между людьми там, где их не замечают и не понимают действительные причины их возникновения.

Когда неожиданно для меня внучка показала сайт, где размещены готовые решения задач, у меня был шок, который перерос в негодование и возмущение. И свой внутренний бунт буквально за вечер выразил в стихотворной форме. Те, кто внимательно будет читать указанную книгу, поймут и каждую строчку данного стихотворения, имеющее прямое отношение к теме. Стихотворение так и называется, «Решебники». На самом деле решебники, и все, что им уподобляется – это мина замедленного действия, своего рода наркотики для интеллекта. При критической массе людей, приученных к ним, социальная жизнь на планете может быть уничтожена за очень короткое время. А сегодня внешне выглядит все так, будто авторы «решебников», законов и т.п. подстилают солому под трудности, как бы из добрых побуждений, и будто бы пытаются раз и навсегда создать неизменную картину мира, где всякое развитие становится якобы ненужным излишеством, где нет, и не будет проблем. Таким миром, в котором большинство не способно самостоятельно думать, размышлять, легче управлять и легче иметь абсолютную власть над ним. Не  труды, в которых происходит поиск истины, а «решебники» будут нынешними властителями мира насаждаться и распространятся в среде алчущего населения.

Какая пытка, какая мука,

Зубрежкой нервы напрягать,

Не понимая суть явлений,

По памяти своей хлестать!

Все жаждут ясную методу,

Как пищу для ума вкушать,

Каким кувшином в свою душу

Законы красоты вливать?

То кнут, то пряник замаячат,

То голод, то обильная еда,

То ложь о цели нечто кажет,

То в спину тычет лишь беда.

Не те страшны, кто зло творит.

Ужасны те, кто зло боготворит,

Кто от сомнений, будто лань бежит,

И тихо за спиной как раб мычит.

Меж сотен мнений, а то и тысяч,

Блуждают мириады «я»,

И пальцем каждый в небо тычет…

А истина на всех одна!

Не всяк её владельца сыщет,

В пророках, в Боге, и в себе…

Но кто картину мира пишет,

Тот продается сатане.

До истины таким нет дела,

У них душа на ниточках висит,

Они как куклы, просто тело,

Не пульс, а счетчик в голове стучит.

В душе бессовестно смеясь,

Сдирают плоть у истины они.

В одежды сердобольные рядясь,

Пускают слезы на крови.

Их варево живую мысль губит,

Вспять время повернуть стремясь.

Злу наша лень усердно служит,

Внутри «решебников» варясь.


Рецензии