О научно-фантастической поэме Космогоны

                КОСМОГОНЫ

         научно-фантастическая поэма
        (публикуется в связи с подготовкой
      второго издания, первое издание 1995 г.)


 От автора: Поэма очень объёмна и не проста по содержанию.
Опыт двух лет показал, что целиком её читают единицы
(как сам стихотворный текст, так и тем более приложения
"Космогоны Х" и "Космогоны R").

Поэтому я решил повторить текст не целиком, а отдельными главами
повторно, соответственно сместив с 2013 в 2016 год.  "Космогоны Х" - содержат краткий комментарий к научным терминам (числа со звездочками).

     Эта книга предназначена прежде всего для новой волны энтузиастов науки: студентов, аспирантов, старшеклассников, уже сделавших свой выбор в пользу серьёзных вузов, выпускающих специалистов высшей квалификации. Но прежде всего для молодых учёных – физиков, астрономов, астрофизиков биологов, нейропсихологов, психиатров, исследующих тонкие механизмы сознания, генетиков, специалистов в области создании «искусственного интеллекта» -  представителей научных дисциплин, работающих в «пограничном слое», на грани между познанными и непознанными законами природы.
Автор, как и при первом издании, надеется, что «Космогоны», сам текст поэмы и расширенный комментарий к её «терра инкогнита» ("Космогоны R"), будут
интересны не только молодому читателю, но каждому любознательному человеку, для которого познание окружающего мира наполняет жизнь смыслом и побуждает к действию.
      Во всех высокоразвитых странах неуклонно,  по нарастающей,  идёт финансирова ние  на научные  исследования. В  первом издании  «Космогонов»  я с горечью отмечал,  что   в отличие от  США,   Франции,   Англии  и других государств,  в  России  наблюдается стагнация  науки, бегство  за границу  сотен  тысяч специалистов,  бедственное положение остающихся  учёных,  оскудение  материально-технической базы научных исследований, потеря ориентиров в  быстро  развивающемся  мире.  Итоги (со дня выхода в свет первой редакции поэмы) печальны:   На  фоне сокращения базы  образования, просвещения и научных исследований, в России, не без помощи самой власти, идёт наступление церкви. Особенно в  этом  преуспевает православие. Такое впечатление, что в России - стране  великих естествоиспытателей, астрономов, математиков,  химиков, физиков,  физиологов,  специалистов в области высшей нервной деятельности некому  противостоять  наступающему мракобесию.  Кто бы  мог лет 40 назад  предсказать  погружение  России  в  отстойную  яму цивилизации в самом начале XXI века? Впрочем  за последние  пятьсот лет российской истории  «погружение во тьму» происходило  не один и не  два  раза. 
      Но  чтобы такое произошло  с  Россией в  XXI  веке,  на фоне потрясающих итогов научно-промышленных революций последних двух веков?  Уму непостижимо.
Не нужно быть пророком, чтобы понять, при таком  ходе событий у России нет будущего среди передовых стран,  лидеров  научных исследований в области новей
ших технологий.
И всё   же я верю  в гений российских  молодых учёных. Он проявит себя, если не у себя в России, то в тех странах,  в которых с готовностью,  с распростёртыми объятиями, будут  встречать истинно талантливых людей, независимо от страны их происхождения. Так всегда  было  и так всегда  будет в мировой
цивилизации. 
   Предвосхищая реакцию некоторых "ура-патриотов" подчёркиваю: проблема "Космогонов" затрагивает такие общечеловеческие проблемы и такое отдалённое будущее, когда само понятие государства исчезнет, как древний артефакт и  самым недвусмысленным образом встанет  вопрос о сохранении во вселенной человеческого сознания, как высшей формы эволюции самой вселенной.
А вот сумеет ли человечество трансформироваться в межзвёздные колонии
"искусственных духов вселенной" и что при этом уцелеет от старых земных
императивов - вот в этом и есть терра инкогнита моих "Космогонов".

                АВТОРЕЗЮМЕ (забегая вперёд)

   Космогоны - это книга состоящая из трёх частей. Первая часть - это сама поэма,
вторая часть - "Космогоны Х" - это (как было сказано выше), комментарий к обозначенным номерами научным ссылкам, научной терминологии. Третья часть это "Космогоны  R" - большой комментарий к сверхзадаче поэмы - . Сами "Космогоны" затрагивают столько философских проблем, что пришлось задним числом расписывать все аспекты, затронутые в поэме. Получается странная вещь, народ с удовольствием, я это вижу из кабинета (стихи РУ), читает приложения "X" и "R" и почти не читает саму поэму. Да, она специфична и рассчитана на людей с хорошей научной подготовкой в области строения вещества и в области космологии и астрофизики. Эта поэма, будь она неладна, отняла у меня четверть века жизни. Но это всё же художественное произведение.
   Действительно, это была странная идея, облечь в стихотворную  форму научно-фантастическую повесть. Жанр, прямо скажем, не для всех. И всё же я хотел услышать отзывы о поэме, как о художественном произведении. Физики и теоретики, читая поэму купаются во всём своём, семантика терминов им родная. А вот "чистые" гуманитарии  после одной двух глав попадают в ступор. Эксперимент не оправдал себя. Тем более на фоне падения общего уровня в стране.
В любом случае спасибо читателям. Не хочу насиловать Вашу волю, читайте,
что Вам самим нравится.  Приходится довольствоваться мыслью, что поэму я писал ради этих двух пространных приложений к ней.






                "КОСМОГОНЫ"  И  ИХ АВТОР
        О том, что он человек пишущий я знал давно. Юбилейными «поэмами» и экспромтами мы обменивались и раньше. Но литература? Ладно, сборник стихов. Сейчас каждый пятый норовит обзавестись спонсором, или на свои кровные издать сборник. На худой конец втиснуться в «братскую могилу» под крышей альманаха.
Но «Космогоны»?  Это задело, это уже принципиально иное качество. Странно, что зная его со студенческих  лет и проработав в одном институте около сорока, я вдруг обнаружил, что стереотип, к которому я привык, как ни обидно, чисто
психологически не адекватен оригиналу, впрочем....
       Есть ли грань между безудержным полетом фантазии и интеллектуальным хулиганством? В этом смысле «Космогоны»- в зоне риска. Это не Лемм и это вам не Бредбери. Зачем подвергать человека немыслимым испытаниям, подвергать ужасам биологической мутации, как в «Нечто» или «Другом», мучить кошмарами общения с нейтринными двойниками, как в «Солярисе», заставлять людей общаться с роботами, которые так и норовят занять место человека во Вселенной.   .
Не проще ли превратить человека в бесплотный дух и запустить в космос и все дела. Насмешка над научной аргументацией? Подножка библейскому Символу Веры? Кто там в этой бездонности неизмеримых пространств, пронизанных смертоносными излучениями и сотрясаемых чудовищными гравитационными катаклизмами, подлинный хозяин?
Наивная  патетика,  самоирония,   откровенное ёрничество оборачиваются прозрением пронзительным, как сама человеческая мысль. Приводят нас к невеселому выводу о том, что «в своей душе мы космос носим, а все у неба просим, просим, забыв земное бытие». Во всяком случае в авторе этой  странной книги, менее всего от лирического героя, от пресловутого первого лица которое не более, чем полумаска. 
    В нем, как в человеке, от Ветрогона и от Скалолюба, даже от зануды Философа, или Князя, гораздо больше, чем от этого «я»:
               
                Наверно вовсе не грешно,
                Скосив глаза в чужую книжку,
                Свою оттачивать мыслишку,
                Но, впрочем, может быть смешно…
                Так веселитесь, ради бога,
                До неизвестного конца
                Летит, пылит моя дорога
                И топот старого Пегаса
                не слышен в грохоте копыт…

     И никакие самые блистательные лирические отступления не скроют того факта, что в этой цитате наш хитрец,  перехитрив самого себя, показывает нам свою лукавую физиономию. Он мыслитель, готовый ради розыгрыша отказаться от самого престижного комплимента, которого может удостоиться литератор. Но я предлагаю вспомнить афоризм великого Нильса Бора: «Нет сомнения в том, что перед нами безумная теория, но весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться ещё и верной». Так вот по части безумия с «Космогонами» всё в порядке, очередь за научной аргументацией. Автор и предлагает нам  то информационное поле, которое из «поля дураков» может превратиться в новую Библию, где Символ Веры уступит место Антропному принципу эволюции Вселенной. Нет и не может быть во Вселенной ничего более фантастического, чем сам реальный Космос.
                Доктор технических наук,
                профессор Иосиф Лейтес.





                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, ОНИ  ЖЕ  ИСПОЛНИТЕЛИ*

ВЕТРОГОН - философ, историк науки, в прошлом физик-теоретик.
СКАЛОЛЮБ - физик-ядерщик.
БОРОДИЩА - хирург-нейропсихолог, специалист в области искусственного интеллекта.
КНЯЗЬ – Генетик, биолог.
ФИЛОСОФ - научный сотрудник, специалист в области теории познания.
БАТТЕРФЛЯЙ - самый убедительный довод любви.
ПЕГАС - стареющий конь, да к тому же с очень старомодной кличкой.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - обыкновенный герой с научным уклоном и некоторыми навязчивыми идеями.
______________________________________________
*Все имена собственные.

 Гуманитариям: научные термины пропускайте, не заморачивайтесь на них. Считайте, что это колёсики, винтики и железки, оставшиеся от игрушек, с которыми повозились ваши дети. Как сказано выше, расшифровку научной терминологии нужно
смотреть в  "Космогонах Х"

"Космогоны", в силу необычности фантастической фабулы, скорее всего поэма пересмешник, Я даже в первом издании назвал ей не "поэма", а "пародэма", не
удивляйтесь поэтому реминисценциям из Блока, Беранже, Пушкина, Крылова и других поэтов.



Итак, мы начинаем!
- Голос из зала, "но ведь это реплика к прологу "Паяцев" Леонкавалло"
Автор озадаченно: "Неужели?"


Рецензии
Добралась-таки до Вашего грандиозного сочинения! Но не ожидайте скорой
реакции, ибо предполагаю, что написанное вызовет у меня определённые
мысли, которыми мне захочется поделиться, а темы, затронутые вами непросты
и, вероятно, не бесспорны, а вам наверняка хочется осмысленных коммента-
риев, вмещающих и своё читательское видение.
До скорой встречи в информационном пространстве стихи.ру!
Салют из Питера!!!

Оля Малаховская   04.08.2016 08:11     Заявить о нарушении
Оля! Добрый день. Всё-таки решиласЬ.
Сразу предупреждаю о разнице между
художественным текстом и "Послесловием
для редактора". Это третья часть книги
(В стихире это "Космогоны R"). Где
пост фактум, вернее - задним числом,
выстраивается научно-естественная
парадигма, связанная с проблемой
существования человеческого сознания
во вселенной и затрагивающая различные
физические и мировоззренческие аспекты
проблемы. Так что дискутировать нужно
именно по материалам "Космогоны R".
Всегда рад общению с Вами. Привет
из Москвы с Краснопрудной ул., где
находится мой офис у станции метро
"Красносельская"

Дик Славин

Дик Славин Эрлен Вакк   04.08.2016 09:53   Заявить о нарушении
... а Вы почему ничего не читаете после "Сочинителя"? И куда пропала ваша
развёрнутая рецензия? А хотелоь бы...

Оля Малаховская   04.08.2016 11:09   Заявить о нарушении
Принимаю упрёк, работа и болезни
поглощают практически всё моё время,
практически ничего не пишу.
Постараюсь исправиться, Оля,
припадаю к Вашим ножкам.
Дик Славин.

Дик Славин Эрлен Вакк   04.08.2016 12:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.