Таня. Коротко...

"В баиянской гавани существует поверье: новая звезда загорается на небе, когда умирает бесстрашный человек. ...Дора оказалась отважней всех, смелей Розы Палмейрао и Марии Кабасу: в смертный свой час эта девочка, едва вошедшая в пору, наградила его своей любовью". (Жоржи Амаду, "Капитаны песка")


Маленькая кубинка идет на казнь с гордо поднятой головой. Глазами, уже устремленными в вечность, она оглядывает улицы столицы. И люди, проходящие мимо, знают, что она идет на смерть.

Дора-Мария была связной партизан. Ей было 15, когда ее поймали и бросили в центральную тюрьму. Там, в застенках реакции, девочку подвергали чудовищным по жестокости пыткам, заставляя  говорить. Но в самом начале Дора  заявила мучителям: «Я ненавижу вас. Я презираю вас. Настанет день, когда ваш режим будет уничтожен вместе с вами. Этот день близится. Он скоро, он рядом». Больше от нее не услышали ни слова…

И вот Дора идет на казнь. Волосы растрепались. Руки связаны за спиной. Истерзанная, утомленная до предела, она идет, не опуская голову, и маленькая хрупкая фигурка ее так странно выглядит в окружении вооруженных офицеров правительственных сил.

Главная площадь города, на которой сооружен эшафот.  15-летняя «кукла Революция», как ее звали друзья, которых она так и не выдала, всходит на свой последний трон. «Настанет день, - слышен ее звонкий уверенный  голос, - когда наш  мятежный остров станет по-настоящему свободным. Над Кубой взойдет яркое солнце воли, - обернувшись к президентскому дворцу, - проклятую  диктатуру янки  сметет народ. А на этом месте будет памятник всем жертвам  реакции. Я верю, этот день близок. Он наступает. И пусть моя кровь станет  еще одной каплей, наполняющей чашу гнева. Да  здравствует национальная Революция!» - с этими словами  Дора накинула петлю на шею и, вытянув руки, шагнула вниз…

Тело ее, уже мертвое, кололи штыками солдаты. Лишь поздней ночью люди тайком похоронили маленькую героиню народа. И смерть ее поселила в их сердцах надежду…    


Рецензии