Гуманизм?

   Принцип понимательности другого человека, положенный в его представлении о самом себе и негласном или гласном требовании считаться с ним, несёт в человеческое отношение жуткое зло, расплести дьявольский узел которого не просто, как не просто хотя бы ухватить его за какой-нибудь конец. У таких отношений нет концов и начал.
   Люди отталкиваются от других людей по этому принципу и притягиваются по нему же, но это бесовское "круговращение" не снимает никаких границ, не переходит ни за какие пределы и не даёт ни одному человеческому "я" полноценного удовлетворения. Особенно этот ад яростно пылает в личных отношениях между людьми и в случаях, о которых пишет Бибихин - непосредственной близости многих без Бытия или без возможности самостно быть в этом Бытии.

   Дело в том, что представление человека о самом себе не коренится в его самости, но берёт своё начало из внешнего контура сообщения с другими, это внешний образ и правило соответствования тому "как должно". То есть человек по существу попадая в данную ловушку требует относится к нему по видимости - как к нему, лично, а по правде - как к некоторому объекту, сконструированному многими другими... В этом заключается жуть подобного требования, поскольку к нему прилипляются все человеческие чувства и страсти, после чего отлепить одно от другого не представляется уже никакой возможности.
   В эту "опасную игру" приглашается и другой человек, встречающийся нам - он должен играть "туда же" и "также", а иначе - он не гуманен...
   Самое главное, что нужно отметить - что подобные отношения возможны лишь на пустоте. Когда нет ни Бытия, ни Истины, но ведутся долгие и длинные разговоры о человечности и правах каждого.

   Подлинное понимание всплывает само собой и на совершенно иных, глубинных основаниях, и прежде всего оно несёт окрас самопонимания - освобождения от внешнего, косного, заставленного чуждым, представления о самом себе, но одновременно оно же является пониманием и другого, и чего-то большего. То есть понимать нельзя кого-то отдельно, понимать можно только "сразу" и "целое" - себя, других, время, происходящее... Или же не понимать - ни того, ни другого, ни третьего - и себя в том числе... В свете этого все наши разговоры о гуманизме и правах личности - выхолощенное формальное одеяние, пытающееся прикрыть истинное плачевное положение дел - понимания происходящего у нас нет - как в широких масштабах, так и в каждом интимном, личном случае, где законы подлинного понимания те же самые...


Рецензии