Про Вагон, ы...

Соединив два слова "метро-вагон"
Не нанесем мы языку существенный урон,
А только лишь напишем стих, еще —
В нем будут плавать наши мысли горячо.

Соединив два слова "метро-вагон"
Не нанесем мы языку намеренно урон,
Мы будем стих за виршу полагать,
И далее писать-писать-писать.

Соединив два слова "метро-вагон"
Не нанесем мы языку совсем урон,
Мы будем только знать зачем еще
Себя терзаем смыслом сути горяч... о!

Любители считать во строках ямбы,
Уж помогите разобраться, что такое?
Четверостишье третье (иль катрен), ы...
Мне не дает внечувственно покоя:

Во строках первых двух тех 'ямбов' 10.
(Коль правильно прочел себя же).
А в третьей и четвертой надо взвесить.
(Кто не поэт так попытайся тоже).

И вот заноза (у меня) в мозгу такаЯ:
Коль ямбы те считать, то прок-то в чем?
(Так вопрошаю, в пух и прах не понимая,
Считать мне ямбы во стихе своем зачем?).

Уж помогите разобрать сию загадку.
Запутался в себе самом и даже очень.
Стихосложенья нравственную пытку
Терпеть могу — как собственную тень.

Не задаваясь для чего ее размеры
Посмешной мыслью и поспешной — сгоряча.
Я стих пишу от сути и от веры.
Живу тем смыслом, что по строкам топоча...

В листах вершу.

Шу...

Шу.

Шутил ли тут про ямбы и не знаю.
Где юмор, ну а где благая суть.
Поэзию подругой жизни величаю.
Поэта вижу в ямбе? Что за жуть...

И хочется сказать, срывая голос:
Поэты! не ищите в ямбах стих!
Но с головы упал седея волос.
Он только понял, что хозяин — псих.

Вершите песни и стихи немые,
Способные разбить сердца об рифму.
Об то, что внутренне живет и ныне
И даже присно и еще в чому?

В метро вагон стоял пустой и пыльный.
Его не ездили уже второй сезон.
Вагон был длинный и темнея — дальный.
Вот... сосчитайте ямбы про вагон!


_________________
Я спутал слогосчетчик
(Что надобно для ритма применять)
С хореем-ямбом-дактилем, стишочек
Придется срочно в урну убирать.
_________________

Картина требует прозрачней сути:
Метрическая сетка не стиху нужна.
Поэту, что сверяет с музой нити
Чернильной вязи на листе, сполна
Довольствуясь экстазом мысли,
Которая прошила что иглой
Века бесчисленных времен и воли
У музы той перерасход порой.
Поскольку не подсчетом ли поэты пишут,
Слагая из пустого ясность буквы.
И те поэты во стихе себя не ищут,
Как будто потеряв значенье саквы,
Овсом и сухарями понабив свой ум,
И взвешивая ход коня метлою,
Поэт такой нам совершает взлом
Секретов ветхих, кои под горою
Столь сказочной, что даже не до слов,
Вмещая ум свой странною игрою
Во смыслы уж не прожитых веков. 

"Метрическая сетка" это мера слова,
Которое вошло своею прытью в рост.
Вот для того и требуется снова
Стих мять и слушать нежный, ладный хруст...
И наслаждаться может быть изъяном,
А может быть и думать об ином.
Стих пишется же в дерзновеньи пьяном!
И стих по сути не судим судом...
Бравадной, томной и слепой игры
В которой слог ударный выше темы!
Поэзия... нас терпит до поры.
Но час придет. И воспылаем: где мы?
Где наши чистые попытки стих понять?
Где ж проникание в глубины тайны?
Но только скучная седая мать
Всей человеческой поэзии, кряхтя,
Покажется лишь призраком как тать,
Что обокрала себя нами не шутя.

В поэзии важна интрига сути.
Есть слог и внутренний, подобный миражу.
И есть еще познания пути.
Какие же? Про это не скажу,
Поскольку сам терзаюсь сей интригой.
Но внутренне стих явно жив искрой,
Бессменных смыслов, что не спутать с фигой.
А так же ведь не спутать и с игрой,
Подобна что неявственной замене
Простореченного на что-то "почему".
Стих важен же не ямбу: вечной теме.
Считайте ямбы молча потому.


Возьмем советы юному поэту.
Там интересно и доходчиво весьма.
Про то как потакать стиха секрету?
И — нет. Стих пишет, как обычно, жизнь сама...

Она его терзает разночтеньем
До истин безутешных доводя.
И лишь поэт осиленный терпеньем,
Итог подводит вирши, а хотя...

Бывают разные пороги мнений.
Стих водворяет знание во свет.
И дела нет ему до разночтений.
Поскольку сам себе он есть секрет.

"Начинающим авторам необходимо
Обратить внимание на важный признак
Поэзии — рифму." Довольно терпимо
Сказано, но вроде бы точно — пустяк.

О, автор начинающий!
Терпи. Свою потугу смыслов редких.
Совет сей, ум твой изъедающий,
Повесим же в безлиственные ветки
Дерев, что после вьюги костенея,
С морозом снежной пылью ладят.
И стих, от недорифмы сатанея,
Поэта музы варежками гладят.

[ «Тривиальные рифмы». Такие созвучия чаще всего употребляются среди новичков, обычно с них все начинают. Например, «мне — себе», «любовь — вновь», «розы — слезы» и другие. Тривиальные рифмы являются самыми банальными из всех существующих. ]

Как долго объяснять всю эту догму мне,
Придя на сборище умов, к стиху любовь
Верша задумчиво и трезво и себе
Пытаясь одолжить стиха интригу вновь?

И расцветут меж строк чудесно розы
Уколотых об рифму смыслов и тревога
Войдет в нутро, в бессмертное, и слезы
На лист закапают, рифмуя ясность слога.

[ «Глагольные рифмы». Например, «придет — найдет», «читать — знать». Эти созвучия не несут новизны и требуют минимум авторских усилий. Такой тип рифм можно встретить и у классиков. Однако злоупотреблять ими не стоит. Глагольные рифмы хороши в пародиях, стилизациях — там, где это уместно. ]

И меж речами суть любви придет,
Стремясь беззвучно по слогам читать.
И в этом разном вечное найдет.
И будет более про чувство знать.

Поэт! Ты только начал совершать
Шаги несмелые в рутине букв.
И не поэт еще... в способности мечтать
Ты обретаешь четкость верных звуков.

[ Неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними начинающему поэту следует обращаться предельно аккуратно. Виртуозно такими рифмами оперировать может лишь профессиональный литератор. ]

И верно сказано, возьми себе
Подобие сих наставлений метких.
Поэтом будешь, и хвала судьбе! —
Напишешь строчек много очень редких.

Вмещая во бессилие фантазий плеск,
Войдешь на ладную вершину мнений.
Тебя заметят и прочтут — и пусть.
Ты обретаешь только сам — и многих.
Свершая свой немаловажный путь
В глубины сущие стиха, небрежно
Слывя пророком измышлений строгих,
Взываешь к миру слогом страстно, нежно.
И погружая в стих свой безмятежно
Века предчувствий, ворох сутей, млечность...
Тебе ль объять слепую бесконечность?
Тебе ль лететь во дали звездных песен?
Сей мир интригой смыслов интересен.
Сей мир игрою строчек необъятен.
Сей мир ведь самому себе — весьма — приятен.
И необуздан. И развратен.
И пьян собой и сразу строг к обману.
Лишь не позволь в стихе пороку и изъяну
Занять для музы вверенное место.
Есть мыслей ждущее варенья тесто.
Стих пишется не смыслом, а судьбой.

И подается к трапезе горячим.
И он уже свободен, он не твой.
Живет как может, помогая зрячим
Увидеть над землею слога строй.

И зной.

И способ.

И модель.


Рецензии