Красные ботинки

   Некоторые события остаются в памяти белым пятном, другие же впечатываются ярко
со всеми подробностями. Убейте меня - я не вспомню, какого цвета обувь носил раньше, но где-то лет в пять мне купили красные ботинки. А почему я запомнил это - поведаю.
   Мой прадед, которого я звал батя как-то утром попросил, чтоб ему налили пару бутылок медовухи. (Мы тогда жили на пасеке.)
 - За шестым логом "дёготь сидят", а у нас кончился,  - объяснил он своё требование. Берёзовый дёготь раньше в хозяйстве был необходим. Им смазывали мелкие раны скоту, им была пропитана сбруя, чтоб не гнила от конского пота. Дёготь наносили на ступицы тележных колёс, его запах отпугивал из подполий и погреба грызунов. А ещё прадед регулярно смазывал им свои всепогодные сапоги и его больные ноги оставались постоянно сухими.
   Я увязался за стариком. Он нёс в карманах бутылки с медовухой, а мне доверил нести бидончик из под дёгтя.
   Около котлов, под которыми горел огонь, как черти копошились два мужика, гнавших дёготь.
 - Как здоров, Петрович? - обрадовались они нашему появлению. Героя Первой мировой, так же Гражданской войн - его многие знали в нашем районе. Опираясь на ботожок, он подошёл к штабелю бересты, подготовленной для перегонки, достал из карманов бутылки и поставил их на землю, потом взял у меня бидончик и передал его старшему из мужиков. Тот подставил посудину под чёрную струйку, вытекавшую из котла, бидончик бастро наполнился. Прадед закрыл его крышкой, Затем смочил в дёгте пучок травы и смазал свои сапоги. После этого мужики угостились самосадом из батиного кисета и взялись за медовуху.
   Я, оставшись без внимания, нарвал травы и, следуя примеру прадеда, тоже густо намазал свою обувь. Горячий дёготь проник насквозь, выкрасив чёрным цветом и мои красные ботинки, и носки, и кожу ног.
   Когда со слегка захмелевшим батей мы вернулись домой от нас так несло дёгтем, что прабабушка заставила разуться на крыльце. Потом они с матерью долго отмывали мои ноги сначала кирасином, затем водой с хозяйственным мылом. Прадед молча выслушал упрёки в том, что не доглядел за мной, я не избежал материнских подзатыльников. Мои красные ботинки превратились в чёрные - непромокаемые. Носил я их долго, пока они не стали мне малы.
   Цвет следующей обуви моей я не помню. 


Рецензии