Куриный бог - венок сонетов

1
В руке невзрачный камешек лежит -
Куриный бог - сказала ты - на счастье.
Но козырь этот оказался бит.
И над Любовью камешек не властен.

Ты обманул меня - куриный бог!
Лежи, пылись - ты никому не нужен.
Её любовь я сохранить не смог.
Цветущий сад - заснежен и завьюжен.

А как всё начиналось - Боже мой!
Плясало в волнах солнце золотое.
Чуть шепелявил шепоток прибоя.

Ах, море, море! Вечный непокой.
Нагнулась ты - был вытащен из моря
Зародыш неизведанного горя.

2
Зародыш неизведанного горя
Лежит округлым камешком в пыли.
И ветер в скалах, словно банши, воет
На краешке неведомой земли.

И этот камень Каина рука
Нащупала в траве... Ударом в темя
Заложено проклятье на века.
Взошло обильно каиново семя.

Приятнее считать, что в камне - бес.
А мы ударить вовсе не хотели.
Ведь мы не виноваты - в самом деле!

Удобна форма и приятен вес.
В руке округлый камешек лежит.
Рука, его держащая, дрожит.

3
Рука, его держащая, дрожит.
Куриный бог ослеп, не помогает.
Муаром мрачным - тень былых обид -
Потяжелее камня... Так бывает.

Так даже легче - было и прошло.
Кружатся листья в вальсе листопада.
Наш сад пургой из листьев замело.
Не надо так... а слышится - Так надо.

Вернись, прошу! Но ты отводишь взгляд.
И бьётся зонт в руке - как чёрный ворон
А мне на север - пассажирский, скорый.

А кто из нас сильнее виноват?
Мы пожалеем о потере вскоре...
Шумит прибой рассерженного моря.

4.
Шумит прибой рассерженного моря -
Лишь раковину к уху поднесёшь.
В конверт не запечатать боль и горе.
И почтою тоску не перешлёшь.

У нас здесь волчий вой да пёсий лай.
Пишу тебе - настало время писем.
Но я приеду скоро - так и знай.
Пока же - несвободен и зависим.

Я удержать тебя тогда не смог.
Плачу и плачу - что за наказанье!
Меж нами непомерны расстоянья.

Лежит передо мной куриный бог.
Я вспоминаю блеск любимых глаз...
Он, этот камень - много старше нас.

5.
Он, этот камень - много старше нас.
Ровесник дня и часа Сотворенья.
Затменье Солнца. Свет дневной угас...
Для нас - эпохи. Для него - мгновенья.

Краеугольный камень Бытия.
Быть может, он обломок пьедестала?
Осколок трона, где сидел Судья
В тот день, когда с небес Звезда упала?

Пал Люцифер - весь в пепле и золе.
Стонал и выл от горького бессилья.
И тлели перья чёрных ныне крыльев -

Так появились тени на Земле.
А камешек собрал все эти тени -
Он воплощенье будущих сражений.

6.
Он воплощенье будущих сражений.
Моих сражений. За мою Любовь.
Веду полки своих стихотворений.
Моя здесь - пламенеющая кровь.

Здесь жертвою - моя душа живая.
Поэзия - властительный вампир!
Кричит душа - на лист перетекая.
И в каждой капле крови - целый мир.

Господь, скажи - зачем ты отнял крылья?
Чем так мы провинились пред Тобой?
Откуда в нас желанье быть Звездой?

И вновь кусаю губы от бессилья...
Лишь подмастерье... Если без прикрас -
Соринка на ресницах Божих глаз.

7.
Соринка на ресницах Божьих глаз.
Моргнёт - паду и я на землю пылью.
Под молотом не выстоит алмаз.
Господь, скажи - зачем ты отнял крылья?

Отец, не научившийся прощать -
Ничем не лучше сына, что бунтует.
Зачем нам предназначено страдать?
Зачем душа бессмертная тоскует?

Я знаю, что гордыня - смертный грех.
Но вот смириться - это вряд ли, Боже.
Сижу, пишу - с ухмылкою на роже.

И еле-еле сдерживаю смех...
Я разобью стрелой стихотворений
Краеугольный камень откровений.

8.
Краеугольный камень откровений -
Нет, не даётся... Невелик талант.
И сколько не пиши стихотворений -
Нет, не откроешь Истины, вагант.

Но вот - под барабан сердцебиенья -
Рождается бессмертная строка.
И формулу для словооперенья
Выводит занемевшая рука.

Ничем не лучше сына, что отрёкся -
Отец, не научившийся прощать.
Но как об этом правду написать?

Прости, Отец - я, как всегда, увлёкся.
Но, кажется, в душе забрезжил Свет...
Он - здесь! А нас, быть может, вовсе нет.

9.
Он - здесь. А нас, быть может, вовсе нет?
Как сладок сон за пазухой у Бога!
Кто ищет света - тот увидит Свет!
Вот лист. На нём - из буковок дорога.

Дорога из ошибок и грехов.
А на дороге - камни преткновений.
И пепел догорающих стихов.
Зола - от всех моих стихотворений.

Тоска, тоска мою сжимает грудь!
Увы, всё тщетно - глупый труд напрасен.
О, ангел мой - твой образ так прекрасен!

Да разве может сердце обмануть?
Что мы тогда наделали с тобою!
Короткий миг... Шипение прибоя...

10.
Короткий миг... Шипение прибоя...
И каждый миг, увы, неповторим.
Но то же солнце светит надо мною.
Куда бредёшь, усталый пилигрим?

Куриный бог - слепой гомеров глаз.
Всевидящее око Мирозданья!
Что ж ты тогда Любовь мою не спас?
Обрёк меня на вечные страданья.

Ах, Память - слишком горькое вино!
Вернуть бы всё, что было между нами.
Лежит в ладони мой дырявый камень...

Вот брошу я его сейчас на дно!
А вместе с ним и всё, что беспокоит.
Волна следы в песке упрямо смоет.

11.
Вода следы в песке упрямо смоет
И берег будет чист - как белый лист.
А снег забвенья навсегда укроет
Все слёзы, что как кляксы расплылись.

И будет виться новая строка
Тропинкой тонкой над крутым обрывом.
Любовь моя безмерно далека -
Как берег у Персидского залива.

Прибой упрямый эти строчки слижет
Шипящим, мокрым, пенным языком.
Теперь я даже с Вечностью знаком.

И я пойму - кто мне родней и ближе...
А всё, что сочинил я - это бред!
В конце тоннеля - яркий, Божий свет.

12.
В конце тоннеля - яркий, Божий свет.
А, может быть, всё дело - в талисмане?
Я всё ж решился и купил билет.
Вот он лежит - в застёгнутом кармане.

Колотится сердечко... ну и пусть.
Стучит на стыках дробью скорый поезд.
И я - до одурения боюсь...
Отставить пафос! Просто - беспокоюсь.

Но если честно - паника и страх.
Вдруг тщетны - ожиданья и надежды?
И никогда не будет так, как прежде?

Я отмолю грехи свои в стихах!
А там, глядишь, всё сложится - как знать?
Но этой тайны мне не разгадать.

13.
Но этой тайны мне разгадать...
Куриный бог - не в этом ли причина,
Что от неё вовек не убежать?
Не строй догадок глупых, дурачина.

Всё было просто - чемодан, вокзал.
А оказалось - всё безумно сложно!
Каким был долгим путь! Я так устал!
Но всё же невозможное - возможно!

Какое счастье- вновь её обнять...
Слепой Хранитель - с дыркой вместо глаза,
Куриный бог - я так тебе обязан!

Попробуем всё заново начать?
Пообещай мне позже рассказать -
Проклятье он иль Божья благодать?

14.
Проклятье он иль Божья благодать?
Судить не мне... судить тебе, читатель.
Ещё минуту времени потрать.
Хотя неважный из меня писатель.

Так вот, мой друг, я выбросил его.
На то же место - так она хотела.
Нам от него не нужно ничего.
На поиски, приятель, топай смело.

Ты скажешь - это всё невероятно!
Венок сонетов - белой ниткой сшит.
Проснулись, а жена мне говорит -

Приснился сон - смешной и непонятный -
Девчонка босоногая бежит...
В руке невзрачный камешек лежит.

Магистрал

В руке невзрачный камешек лежит -
Зародыш неизведанного горя.
Рука, его держащая, дрожит.
Шипит прибой рассерженного моря.

Он, этот камень - много старше нас.
Он воплощенье будущих сражений.
Соринка на ресницах Божьих глаз.
Краеугольный камень откровений.

Он здесь. А нас, быть может, вовсе нет.
Короткий миг... Шипение прибоя...
Волна следы в песке упрямо смоет.

В конце тоннеля - яркий, Божий свет.
Но эту тайну мне не разгадать -
Проклятье он иль Божья благодать?


Рецензии
Ингвар, по вашей просьбе познакомился с вашим венком сонетов. Вы напрасно опасались, в моём “Сонете графомана” показано рифмованное пустословие, когда человек не знает о чём бы написать. А у вас есть и тема и хорошее, интересное её развитие от одного сонета к следующему.
То, что “… написано часиков за восемь” значение имеет далеко не всегда; бывает, что написанное экспромтом остаётся на века, а бывает, что тщательно шлифовавшееся длительное время стихотворение не трогает души читателей. Но венок сонетов(!) – сложнейшая вещь, часиков 8, мне представляется – маловато, если судить со строгих позиций высокой поэзии. Однако, я-то не только далёк от поэтической критики, но и вообще от литературной среды, по образованию, профессии, по всей жизни – технарь. Поэзия – лишь хобби, излияние души. Так что, отнеситесь к изложенному далее, как к частному мнению дилетанта в поэзии. Тем не менее, я прочитал с некоторым пристрастием и в то же время, учитывая большой объём и мою непрофессиональность, – поверхностно, включая и “придирки” в части грамотности, без коей считаю литературные произведения неполноценными.
Сонет 1. В целом – хорош, мысль, её развитие, рифмы.
Недостатки: в первой строфе, 2-я строка,- нелады со знаками препинания. Предпоследняя строка: “Нагнулась ты - был вытащен из моря” мне кажется искусственной. Мне казалось бы, тут лучше не отвлекаться от темы моря, например, так:
“морской волною выброшен из моря”.
Сонет 2. К поэтической стороне у меня замечаний нет, а вот кто такая банши,- тут надо бы дать примечание, мало кто знает, а интересоваться – мало кто станет. Непонятное снижает внимание, восприятие.
В последующих сонетах тема углубляется, ширится и это очень хорошо для венка, это делает впечатление от него много сильнее, чем в начале,- от частного к значительному.
В 7-ом сонете строки:
“Сижу, пишу - с ухмылкою на роже.
И еле-еле сдерживаю смех...”
Мне кажется, не соответствуют ранее показанным страданиям человека, отверженного любимой, но сохранившего любовь и желание бороться за неё.
В 8-ом сонете понятие “вагант” тоже требует пояснения-сноски, хотя мне кажется, что читатель, узнавший значения этого понятия может удивиться – при чём оно тут, разве что для рифмы.
Сонет 14, строки:
“Так вот, мой друг, я выбросил его.
Н(а) то же место - так она хотела.”
Пропущена буква “а”, но я не о том. Мне кажется слова “выбросил” и “на то же место” не соответствуют друг другу. Не лучше ли было бы так:
“Так вот, мой друг, я положил его
На то же место - так она хотела.”
Последние 6 строк 14-го сонета меня разочаровали. Такое прекрасное начало, такое постепенное развёртывание темы в венке в область философскую поднимало значимость произведения. И вдруг – пусто, авторская усмешка…
В Магистрале, конечно, это не отразилось, но 14-й сонет, мне кажется, здорово ослабляет значимость всего венка.
Вот на какую огромную работу вы, Ингвар, меня подвигли. Но напоминаю – я в поэзии на обочине, песчинка. Высказал лишь свои впечатления, как рядовой читатель.

Леонид Котов   14.05.2016 14:01     Заявить о нарушении
Благодарю. Всё же взгляд со стороны - крайне необходим. С некоторыми, высказанными замечаниями вынужден согласиться. Вынужден - поскольку признавать ошибки - ой, как нелегко!))) В который раз убеждаюсь, что нужно прислушиваться к внутреннему цензору - те места, которые и у самого вызывали неудовлетворённость - вызвали и замечания со стороны. Спасибо за вдумчивое чтение и высказанное мнение. Поклон...

Ингвар Донсков   15.05.2016 04:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.